logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.

Под трудными, педагогически запущенными учащ., подразумевается подростки, систематич. на­рушающие установленные нормы повед. в учеб. заведениях и вне его, допускающие случаи право­нарушения, не выполн. своих учеб. и обществ. обязанностей, не поддающихся эффектив­ным формам и методам пед. возд. С ними трудно найти общ. язык, в том числе и родителям. В их характеристике можно написать десятка два прилагательных с приставкой “не”; невни­мательный, неусидчивый, непослушный, неспособный и т.д.

Еще А. С. Макаренко говорил “личность ребенка формируется к 5 годам, а после 5 лет ребенка уже трудно перевоспитывать.

В. А. Сухомлинский утверждал, что трудным ребенок становится – от года до 7–8 лет, так как в детстве он не получил для своего развития того, что должен получить.

Причины: недостатки как семейного, так и школьного воспитания. Несогласованность позиции школы и семьи становятся ядром конфликтной ситуации, которая кладет начало нравственной деформации личности подростка.

Проц. перевоспитания, как и проц. воспитания, должен строиться с учетом уст­р. неблагопри­ятных условий воспит. (причин), кот. способствовали возникнове­нию разных асоциальных отклонений (следствий). Важнейшими принц. перевоспитания явл: терпение, упреждающий подход и единый фронт (союз родит. и пед.). А также:

Коррекция поведения “трудного” подростка предполагает “лечение” социальной си­туации в среде свер­стников и среди взрослых (межличностных отношений).

Недопустимо злоупотребление частыми индивидуальными беседами и излишними морализованием, а также категорическое осуждение “трудного” подростка.