logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Психологические компоненты и условия усвоения знаний.

Знания - ядро содержания обучения, которые формируют умения и навыки, умственные и практические действия. Могут быть: донаучными; житейскими (личностные, из­вестные только одному человеку); художественными (способ эс­тетического освоения действительности); и научными (эмпирические и теоретические).

Усвоить знания по какому-либо предмету — это усвоить систему научных по­нятий.

Психологические компоненты усвоения знаний.

1. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект

Внимание – единственная дверь души, через которую проходит все, что есть в созна­нии. К.Д. Ушин­ский. Внимание поддерживаетсялогикой и темпом урока, уплотненностью (каждую долю секунды на уроке ученик должен иметь определенную умственную нагрузку).

2.Формирование обобщенных приемов решения (сравнивание сходных понятий, смысловая группи­ровка материала, выделение опорных пунктов).

3. Непосредственное чувственное ознакомление с материалом (таблицы, макеты). Пониманию во многих случаях способствует создание правильных ярких обра­зов.

4. Мышление, как процесс активной переработки получаемого материала.

5. Процесс наблюдения. Успешность восприятия зависит от анализаторов (слухового, зрительного, тактильного, двигательного и т.п.).

6. Абстрактное мышление обеспечивает понимание материала, его осмысление, предупреждает зазубривание.

Этапы усвоения знаний:

1. Первичное ознакомление с материалом = его восприятие в широком смысле слова.

2. Восприятие – осмысливание учебного материала путём его постоянного включения в новые смысловые связи.

3. Закрепление материала путём его не только повторения, но и свободного воспроизведения (запоминание).

4. Овладение материалом путём его применения на практике.

Качества знаний: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность.