Оглавление
Педагогика 4
1.Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся. 4
2.Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)). 7
3.Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование. 8
4.Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации. 10
5.Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – XXв (Толстой). 10
6.Детские и молодёжные движения в России. 11
7.Задачи педагогики как науки. 13
8.Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание. 14
9.Исторический и общественный характер воспитания. 16
10.Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы. 16
11.Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора. 17
12.Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. 18
13.Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки. 19
14.Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией. 20
15.Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания. 20
16.Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского. 21
17.Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения. 22
18.Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом. 22
19.Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива. 23
20.Педагогические способности, их психологическая структура и виды. 24
21.Закономерности и принципы воспитания, их характеристика. 24
22.Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений. 25
Психология 26
1.Психологические компоненты и условия усвоения знаний. 26
2.Психологические причины неуспеваемости. 27
3.Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося. 28
4.Соотношение обучения и развития. 28
5.Принципы развивающего обучения. 29
6.Психологические проблемы профориентационной работы в школе. 31
7.Психологическая сущность проблемного и программного обучения. 32
8.Психологические особенности подростка. 32
9.Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации. 33
10.Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики. 33
11.Малые группы, их виды и уровни развития. 34
12.Ведущие виды деятельности и психические новообразования личности в разные периоды возрастного развития. Их учёт в обучении и воспитании. Сензитивные периоды в развитии способностей и последствия их упущения. 35
13.Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения. 36
14.Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения. 37
15.Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними. 38
16.Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности. 39
17.Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии. 39
18.Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы. 40
19.Большие социальные группы, их виды и характеристика. 41
20.Стили руководства классом их анализ и оценка. 43
21.Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них. 43
22.Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании. 44
Методика преподавания биологии 45
1.Современная концепция биологического образования и её особенности. 45
Биология – совокупн. наук о жив. природе, огромном многообразии вымерших и ныне насел. Землю живых сущ., их строен. и функциях, происхожд., распростр. и развитии, связях др. с др. и с неживой природой. Современ. образованный чел. должен ориентироваться в окруж. его живой природе, иметь представления о растениях, животных, грибах, бактериях, вирусах, и о собств. орг. А также о ценности жизни, об истории разв. жив. природы, экосистемном характере жизни, о биосфере, роли жив. орг. в природе, знач. био. разнообразия для жизни на Земле и роли чел. в биосфере. 45
Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.). 45
2.Содержание и структура предмета биологии в современной школе. Основные цели и задачи биологического образования. 45
3.Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания. 47
4.Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи. 47
5.Характеристика словесных методов обучения биологии. 48
6.Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии. 50
7.Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение. 51
8.Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе. 52
9.Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии. 53
10.Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное. 53
11.Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий. 54
12.Структура урока. Современный подход к реализации урока. 55
13.Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент. 56
14.Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции. 56
15.Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы. 58
- Оглавление
- Педагогика
- Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся.
- Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)).
- Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование.
- Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
- Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
- Детские и молодёжные движения в России.
- Задачи педагогики как науки.
- Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
- Исторический и общественный характер воспитания.
- Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
- Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
- Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
- Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
- Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
- Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
- Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
- Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
- Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
- Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
- Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
- Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
- Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
- Психология
- Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
- Соотношение обучения и развития.
- Принципы развивающего обучения.
- 1. Обучение на высоком уровне трудности;
- Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
- Психологические особенности подростка.
- Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
- Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
- Малые группы, их виды и уровни развития.
- Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
- Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
- Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
- Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
- Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
- Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
- Большие социальные группы, их виды и характеристика.
- Стили руководства классом их анализ и оценка.
- Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
- Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
- Методика преподавания биологии
- Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
- Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
- Характеристика словесных методов обучения биологии.
- Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
- Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
- Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
- Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
- Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
- Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
- Структура урока. Современный подход к реализации урока.
- Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
- Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
- Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.