logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.

Применение индивидуальных эталонов, сравнение человека с самим собой вчерашним, связано с посто­янным, обращением учителя к факторам, способст­вующим успеху или задерживающим интенсивное про­движение обучающихся вперёд. Эти факторы могут быть внутренние и внешние, изменчивые и неизменчи­вые.

К внутренним изменчивым факторам относятся уси­лия, старания, настроение, терпение, организован­ность, то есть всё то, что человек способен изменить в себе сам. Внутренние стабильные факторы — это харак­тер, уровень способностей, — то, что ребёнок сам из­менить не может. Группу внешних изменчивых причин составляют удача и везение, а внешних стабильных — общественная ситуация, социальные условия, окру­жающие люди с их особенностями.

Основой для создания ситуации прогрессирующего развития личности служат внутренние изменчивые факторы. Именно поэтому педагог, работающий в ре­жиме развивающего обучения, при обсуждении успе­хов школьника подчеркивает его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, на­стойчивость в достижении цели. Педагог должен искренне ве­рить в возможность развития потенциальных способ­ностей каждого обучаемого на индивидуальном для ре­бёнка уровне и считать своим основным профессио­нальным долгом способствовать этому на каждом уро­ке, создавая обучающимся ситуацию успеха.

Правильно выраженная оценка помогает сформировать адекватную самооценку (рефлексия), служит важным стимулом формирования и развития познават. интересов, положит. качеств личности: коллективизма, честности, трудолюбия, активности, самостоятельности, ответственности за выполнение своих обязанностей, умения преодолевать трудности и др. Ошибка в оценке способна вызвать серьезные осложнения в обуч., воспит. и развитии учащ., отрицательно влияния на результативность учебно-воспитательного процесса.