logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.

Мотив - это то, что побуждает человека к действию и ведёт к достиже­нию цели.

Цель этих действий — предвидимый рез., представляемый и осознаваемый человеком.

Мотивы обучения могут быть:

Социальные: получение диплома, как ср. избежать армию, от скуки, «за компанию» и т.д. Познавательные:1)Идеалы, 2)Мечты, 3)Чувства, 4)Стремления, 5)Интересы.

Наилучшим мотивом является познавательный интерес. Как только познавательный интерес сформирован, давать знания становится просто.

Познават. инт. зависит от методов обучения – чем интенсивнее ме­тоды, тем выше результат + контроль, + применение спец.средств и т.д.

В процессе школьного обучения мотивы формируются и изменяются:

В первые годы школьного обучения, мотивом нередко является не долг или интерес к знаниям, а стремление получить хорошую отметку, обрадовать родителей.

В средней школе развивается дифференцированный интерес к предметам, возникает любознательность к проблемам науки, появляется мотив приобр. конкретных знаний.

Формированию учебной мотивации способствуют занимательное изложение, не­обычная форма преподавания материала, вызывающая удивление у учащихся, эмо­циональность речи учителя, анализ жизненных ситуаций, умелое применение учите­лем поощрения (стимул) и наказания. Положительному прогрессу способствует методичное устранение причин, мешающих добиться хорошей мотивации.

Причина спада школьной мотивации:1. У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего. 2. Отношение ученика к учителю. 3. Отношение учителя к ученику. 4. У девочек 7-8 класса снижена возрастная восприимчивость к учебной деятельности в связи с интенсивным биологическим процессом полового созревания. 5. Личная зна­чимость предмета. 6. Умственное развитие ученика. 7. Продуктивность учеб деятельности. 8. Непонимание цели учения. 9. Страх перед школой.