logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.

Развивающее обучение - всестороннее развитие учащихся, развитие деятельностного подхода, самостоятельности в добывании ЗУ. Учитель – не информатор или передатчик знаний и истины, а организатор поискового процесса, активизирующий познавательную деятельность учащихся. 

Еще блабла на эту тему

Проблемное - вид обучения, в основу которого положена идея известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем. Поэтому данный вид обучения реализуется путем постановки (учителем) и разрешения (учеником) проблемного вопроса, проблемной задачи и проблемной ситуации.

Проблемный вопрос сам по себе не имеет проблемного содержания, а предполагает с его помощью организацию поиска истины и разных вариантов ответа. Проблемная задача - это учебно-познавательная задача, в основе которой лежит противоречие между имеющимися и необходимыми для решения задачи знаниями. Применение проблемной задачи ставит целью активизировать стремление к самостоятельному поиску способов и путей ее решения. Проблемная ситуация складывается в том случае, когда учащийся стремится решить трудную задачу, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

Программированное – кибернетический подход, согласно которому обучение рассматривается как динамическая система. Управление системой состоит из 2х основных операций - передачи команд со стороны учителя (компьютера или других технических средств и аудиовидеотехники) и ответа учеников.

Сформулировано (Б. Скинер) несколько принципов, организующих образовательный процесс программированного обучения:

Модульное обучение – учитель и учащиеся работают с учебной информацией, представленной в модулях. Каждый модуль обладает законченностью и самостоятельностью относительно других. Совокупность таких модулей составляет единое целое в раскрытии учебной темы или всей учебной дисциплины. С помощью модулей может успешно реализовываться профильное и дифференцированное обучение

Мультимедийное - персонализированный способ обучения, включающий "процесс передачи знаний, формирования умений и навыков, ценностных отношений при условии одновременного использования зрительного, слухового, осязательного ощущений и мышления. Т.о. задействованы все специфические виды памяти и ЗУН формируются полнее".

Современные технические возможности позволяют создавать нужные для обучения мультимедийные комплексы, программы, моделирующие образовательную среду, создавать условия виртуального обучения. При этом учитель выполняет целеполагающую функцию, а компьютерная программа способна самостоятельно отбирать учебное содержание и организовывать процесс усвоения знаний, умений и навыков на основе заложенных учебных алгоритмов.

На всякий случай