logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Малые группы, их виды и уровни развития.

Соц. среда предст. собой сложно устроенное общество, в кот. люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соед., наз. группами.

Виды групп по порядку возникновения:

По общественному статусу:

По непосредственности взаимосвязей:

По уровню развития или сформированности межличностных отношений:

По значимости:

Уровень развития гр — кач. этап, кот. характеризует ее соц.-психологическую зрелость.

Виды малых групп:

Конгломерат (диффузная) – собран. людей по случ. обстоя­т., либо людей не имеющ. общ. интересов например попутчики, первоклассники (временно диф­фузная группа).

Ассоциация – гр. людей постоянно раб., учащихся или про­сто встре­ч. какое-то время вместе. Люди уже знакомы, начинают складыв. отнош., раб. актив, но он ещё формальный.

Кооперация – актив выбран, сформирован и является действенным. И ак­тив, и группа становится сплочённой. Возникает взаимная ответст­венность.

Автономная гр. – более сплочённая, растёт автономия, но гр. сосредоточена на внутрен. интер., всё больше отде­ляется от др. гр. Гр. радуется не собств. выигрышу, а проигрышу других групп (гиперавтономизация).

Коллектив – относит. компактная соц. гр, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественн. задачи. Цели та­кой группы становятся общественно ценными.

Корпорация – цели гр. нацелены на собств. интересы проис­ходит срыв. Гр. распадается на подгруппы, начин. раскол и борьба между фрак­циями и группировками. Гр. сохраняется, но перестаёт сущ. как коллек­тив. Цели деят. антисоциальны (нет вреда, но нет и пользы).

Антиколлектив – действия группы асоциальны

  1. Ведущие виды деятельности и психические новообразования личности в разные периоды возрастного развития. Их учёт в обучении и воспитании. Сензитивные периоды в развитии способностей и последствия их упущения.

Изменение материи и сознания – универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Развитиеэто необратимое, направленное, закономерное изменение психики, с целью её усовершенствования. В процессе развития у индивида неизбежно появляются новообразования психики – т.е. появляются новые навыки.

Сенситивные периоды – это периоды, наиболее благоприятные для развития каких либо опред. функций. Если сенситивные пе­риоды упущены, то функции развиваться будут, но со­вершен­ства уже не достигнуть – происходит необратимое угасание возможности эффек­тивного развития способно­стей – ретардация.

Ретардация – замедление физического раз­вития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Причины:

Независимо от причин, ее обусловливающих, ретардация сказывается на темпах как физического, так и психического развития.

Возрастной пе­риод

Ведущий вид деятель­ности

Новообразования психики

От 0 до 1 года Младенчество

Потребность в эмоцио­нальном общении

Эмоциональные реакции

От 1 года до 3 лет Ранний воз­раст

Предметно – манипулятивное общение (игра, действие)

Речь и наглядно – действенное мышление

3 - 7 лет Дошк.возр.

Ролевые игры

Общественно – оцениваемая дея­тельность

7 – 11 лет млад­ший школьный возраст

Учение

1.Произвольность 2.Внутрен. план действи 3.Рефлексия 4. Самоконтроль.

11 – 16 лет под­ростковый воз­раст

Общение в обучении, инициативно – лично­стное общ. со свер­стн.

Стремл. к взрослости и ч.взрослости. Расшир. св. прав, при огранич. прав взр.

15 -17л. ранн.юность (ст. шк. возраст)

Уч. – проф.деят. (выбор наиб. и наим. инте­ресных сфер дея­т.)

Формирование профессиональных интересов и мировоззрения.