Малые группы, их виды и уровни развития.
Соц. среда предст. собой сложно устроенное общество, в кот. люди объединены друг с другом в многочисленные, разнообразные, более или менее устойчивые соед., наз. группами.
Виды групп по порядку возникновения:
Первичная – совокупн. индивидов, объед. на осн. непосредств. контактов, общ. целей и задач и отличающ. высоким ур. эмоц. близости и дух. солидарности (семья, друзья, соседи).
Вторичная – сравнит. большая соц. общность, субъекты которой не связаны интимными, близкими связями. Ориентирована на цель (рабоч. колл., шк. класс, спорт. команда и др.).
По общественному статусу:
Формальная – на основании официальных док. (класс, школа, партия и т. д.) и им. юридич. фиксированный статус.
Неформальная – реальная соц. общность людей, кот. связывают общ. симпатии, близость взглядов, убеждений, вкусов и т. д. Статусы и роли не предписаны, нет заданной системы взаимоотношений по вертикали. Официальные документы не имеют значения.
По непосредственности взаимосвязей:
Условная – общность людей, существующая номинально и выделенная по какому-либо признаку (пол, возраст, профессия и т. п.).
Реальная – общн. людей, сущ. в общем пространстве и времени и объединенная реальными отношениями (уч. класс, производственная бригада).
По уровню развития или сформированности межличностных отношений:
Низкого развития – общн., в основе кот. лежат асоциальные факторы, отсутствие общ. целей и интересов, (ассоциация, корпорация и др.);
Высокого развит. – общн., в основе кот. лежат общ. интер., соц. цели и ценности (коллект).
По значимости:
Референтная – реально сущ. или воображ. гр., нормы кот. служат образцом. Могут быть:
«положит.» – гр., с кот. индивид идентифицирует себя и, членом кот., хотел бы стать.
«отрицательные» – группы, которые вызывают у индивида неприятие.
Группы членства – гр., где индивид не противопост. гр., и соотносит себя со всеми др.чл.
Уровень развития гр — кач. этап, кот. характеризует ее соц.-психологическую зрелость.
Виды малых групп:
Конгломерат (диффузная) – собран. людей по случ. обстоят., либо людей не имеющ. общ. интересов например попутчики, первоклассники (временно диффузная группа).
Ассоциация – гр. людей постоянно раб., учащихся или просто встреч. какое-то время вместе. Люди уже знакомы, начинают складыв. отнош., раб. актив, но он ещё формальный.
Кооперация – актив выбран, сформирован и является действенным. И актив, и группа становится сплочённой. Возникает взаимная ответственность.
Автономная гр. – более сплочённая, растёт автономия, но гр. сосредоточена на внутрен. интер., всё больше отделяется от др. гр. Гр. радуется не собств. выигрышу, а проигрышу других групп (гиперавтономизация).
Коллектив – относит. компактная соц. гр, объединяющая людей, занятых решением конкретной общественн. задачи. Цели такой группы становятся общественно ценными.
Корпорация – цели гр. нацелены на собств. интересы происходит срыв. Гр. распадается на подгруппы, начин. раскол и борьба между фракциями и группировками. Гр. сохраняется, но перестаёт сущ. как коллектив. Цели деят. антисоциальны (нет вреда, но нет и пользы).
Антиколлектив – действия группы асоциальны
Ведущие виды деятельности и психические новообразования личности в разные периоды возрастного развития. Их учёт в обучении и воспитании. Сензитивные периоды в развитии способностей и последствия их упущения.
Изменение материи и сознания – универсальное свойство, всеобщий принцип объяснения истории природы, общества и познания. Развитие — это необратимое, направленное, закономерное изменение психики, с целью её усовершенствования. В процессе развития у индивида неизбежно появляются новообразования психики – т.е. появляются новые навыки.
Сенситивные периоды – это периоды, наиболее благоприятные для развития каких либо опред. функций. Если сенситивные периоды упущены, то функции развиваться будут, но совершенства уже не достигнуть – происходит необратимое угасание возможности эффективного развития способностей – ретардация.
Ретардация – замедление физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. Причины:
1– различные наследственные (врожденные);
2– различные факторы социального характера.
Независимо от причин, ее обусловливающих, ретардация сказывается на темпах как физического, так и психического развития.
Возрастной период | Ведущий вид деятельности | Новообразования психики |
От 0 до 1 года Младенчество | Потребность в эмоциональном общении | Эмоциональные реакции |
От 1 года до 3 лет Ранний возраст | Предметно – манипулятивное общение (игра, действие) | Речь и наглядно – действенное мышление |
3 - 7 лет Дошк.возр. | Ролевые игры | Общественно – оцениваемая деятельность |
7 – 11 лет младший школьный возраст | Учение | 1.Произвольность 2.Внутрен. план действи 3.Рефлексия 4. Самоконтроль. |
11 – 16 лет подростковый возраст | Общение в обучении, инициативно – личностное общ. со сверстн. | Стремл. к взрослости и ч.взрослости. Расшир. св. прав, при огранич. прав взр. |
15 -17л. ранн.юность (ст. шк. возраст) | Уч. – проф.деят. (выбор наиб. и наим. интересных сфер деят.) | Формирование профессиональных интересов и мировоззрения. |
- Оглавление
- Педагогика
- Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся.
- Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)).
- Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование.
- Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.
- Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – xXв (Толстой).
- Детские и молодёжные движения в России.
- Задачи педагогики как науки.
- Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание.
- Исторический и общественный характер воспитания.
- Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы.
- Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора.
- Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся.
- Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки.
- Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией.
- Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания.
- Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского.
- Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.
- Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом.
- Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива.
- Педагогические способности, их психологическая структура и виды.
- Закономерности и принципы воспитания, их характеристика.
- Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений.
- Психология
- Психологические компоненты и условия усвоения знаний.
- Психологические причины неуспеваемости.
- Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося.
- Соотношение обучения и развития.
- Принципы развивающего обучения.
- 1. Обучение на высоком уровне трудности;
- Психологическая сущность проблемного и программного обучения.
- Психологические особенности подростка.
- Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации.
- Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики.
- Малые группы, их виды и уровни развития.
- Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения.
- Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения.
- Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними.
- Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности.
- Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии.
- Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы.
- Большие социальные группы, их виды и характеристика.
- Стили руководства классом их анализ и оценка.
- Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них.
- Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании.
- Методика преподавания биологии
- Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания.
- Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи.
- Характеристика словесных методов обучения биологии.
- Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии.
- Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение.
- Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе.
- Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии.
- Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное.
- Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий.
- Структура урока. Современный подход к реализации урока.
- Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент.
- Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции.
- Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы.