logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Соотношение обучения и развития.

Соотношение обучения и развития – проблема методологическая, практически зна­чима. От её решения зависит определение содержания образования, выбор форм и методов обучения.

Обучение - это специально организованная деятельность по передаче ребенку соци­ально-исторического опыта, накопленного человечеством. Это процесс «передачи» гото­вых знаний от учителя к ученику и взаимодействие между обучающим и обучаю­щимся. Обучение – это процесс развития личности.

Под развитием - понимают две категории явлений:

Развитие идет непрерывно в течение всей жизни, и существуют определенные законо­мерности возрастного развития.

Три точки зрения на соотношения обучения и развития:

1)Обучение идет в хвосте развитияВ. Штерн.

2) Обучение и есть развитиеУ. Джеймс, Э. Торндайк.

3) Обучение идет впереди развития, опережая его, продвигая его дальше и вызывая новообразования. Оно ведет развитие за собой. Обучение стимулирует развитие психики ребенка и происходит в процессе общения, значит общение и есть наиболее систематизированная форма обучения.– Л. С. Выготский,

Лев Семёнович Выготский создал новую теоретическую основу психологи­ческой науки в которой выделяет 2 зоны развития:

1 зоназона ближайшего развития – состояние, при котором ребёнок мо­жет решить задачу, но лишь при небольшой помощи взрослого. То, что сегодня ребенок делает с помощью взрослого, завтра он будет делать самостоятельно (реализация возможностей завтрашнего дня).

2 зона - зона актуального развития - ребёнок может решить задачу, уже без по­мощи взрослого. Хорошо усваивает теоретические навыки.

Таким образом, то, что входило в зону ближайшего развития, в процессе обучения переходит на уровень актуального развития. Следовательно, обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его, и в то же время само опирается на актуальное развитие. Поэтому обучение должно ориентироваться «на завтрашний день детского развития».

Развитие личности в процессе обучения обеспечивается тремя факторами:

1) обобщение учащимися своего опыта;

2) осознание (рефлексия);

3) соблюдение этапов самого процесса развития личности