logo
Вопросы и ответы к госэкзамену

Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации.

Самоуправление — один из режимов протекания совместной деятельности учителей и учащихся, наряду с руководством и управлением.

Ученическое самоуправление – форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей.

Смысл самоуправления - возможность субъектов образова­тельного процесса влиять на школьную политику – как через участие в приня­тии решений, которыми руководствуется администрация учебного заведения, так и через собственную активность в управлении внутришкольными процес­сами. Это упр. в первую оч. самим собою, и знание, и строгое исполнение своего долга. Участие и помощь каждого в сохр. порядка, без помощи администр.

Самоуправление делает школьную жизнь предметом со­вместного твор­чества всех её участников, но являясь демократической формой управления, возможно только при наличии коллектива. А. С. Макаренко утверждал, что спло­ченный коллектив детей и педаго­гов по мере сво­его развития становится активным и могуще­ственным воспитателем личности.

Модели школьного самоуправления:

Административная модель «Школьный совет» – формально-правовое самоупр., основ. на требован. законодат. и локальных актов. Участники, в том числе шк. реализуют свои гражданские права на участие в управл. делами общеобразов. учрежд. и местного сообщества.

Игровая модель «Ньюландия» – самоуправление, основ. на соблюд. всех законодат. и нормативных актов РФ, гармонично вписанных в правила игры, моделирующей деят. основных структур гос., муниципального образования, общеобразоват. учрежд.

Раздельная административно-игровая «День дублера» – сочетание двух первых моделей с преимущественным использов. возм. формально-правового самоуправл. и включением в жизнь общеобраз. учрежд. один раз в год или в четверть игровой практики в виде замещения должностей пед. школьниками.

Совмещенная административно-игровая модель «Демократическая республика» – сочет. первых 2х моделей, но с преимущ. использ. возможностей игровой технологии, когда в игровой проц. включ. все участники образ. проц. (ученики, учителя, родители), а в компетенции формально-правового самоуправл. остаются лишь принцип. вопросы (охрана жизни и здоровья школьн., выполнение обязат. гос. образовательного минимума и т.д