logo search
Урунтаева Г

§ 1. Принципы изучения психики ребенка

Любая наука начинается со сбора фактов. Поэтому она должна прежде всего ответить на вопросы: как собирать необходимые факты? с помощью каких методов фиксируют, регистрируют, вы­являют психологические факты, накапливают их, чтобы затем под­вергнуть теоретическому анализу?

Рассматривая природу психологического факта, С.Л.Рубин­штейн, А.А.Люблинская, А.В.Петровский и др. подчеркивали, что он имеет существенную специфическую особенность: состав­ляя внутреннюю сущность человеческих проявлений, такой факт доступен изучению лишь опосредованно. Например, ребенок ис­пытывает радость от того, что нарисовал рисунок. Внешне это выражается в мимике, пантомимике, речевых высказываниях. Но само психическое явление, в данном случае — переживание радости, остается скрытым. Чтобы изучить это переживание, и используют специальные методы.

Основными фактами, которые использует исследователь, яв­ляются социальное поведение, физические и умственные действия ребенка и его речь, так как в них прежде всего объективируются психические процессы и состояния. В социальном поведении про­являются особенности социальной активности ребенка, то, как он устанавливает контакты со взрослыми и сверстниками и ка­кие, с какими сторонами окружающей действительности взаимо­действует. За разнообразными по сложности, характеру, структу­ре, направленности действиями ребенка всегда стоят те или иные побуждения, потребности, цели, мотивы. В речи ребенок выража­ет цели своей деятельности, раскрывает причины поведения, разъясняет свое понимание явления или события. Уровень овладе­ния речью может выступать показателем психического развития.

В качестве дополнительных психологических фактов рассмат­риваются выразительные движения: мимика, жесты, интонации речи, в которых выражается общее эмоциональное состояние и отношение к тому, что делает малыш или о чем он говорит. От объективно собранных психологических фактов зависит ход даль­нейшего исследования. А сбор фактов в свою очередь зависит от того, насколько исследователь владеет методами изучения дет­ской психики.

29

но отделить характерное, существенное от случайного и второ­степенного.

Пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует ли сделать вывод о том, что малыш капризен? Конечно, нет. Ведь причинами описанного поведения могут быть, например:

Таким образом, один и тот же психологический факт может иметь разное значение в зависимости от вызвавших его причин. Повторность наблюдения позволяет вскрыть истинные причины.

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюде­ния, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, нахо­дясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрица­тельное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны. И наоборот, поло­жительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные сто­роны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, рабо­тающих с ребенком.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения пра­вильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М.Я. Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия. «Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрос­лых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Пример. «Фотографическая запись» наблюдения за Леной Ш. (4 года 3 мес).

Воспитатель: Ребята, сейчас пойдем в раздевалку и будем одеваться на прогулку.

32

Лена подходит к шкафчику, открывает его, садится на скамейку, снимает носки, кладет в тапочки и ставит в шкафчик, берет колготки и рейтузы, садится на скамейку, надевает колготки, на них — рейтузы, достает из шкафчика и надевает свитер, подходит к воспитателю и про­сит: «Заправьте мне, пожалуйста, платье».

Воспитатель заправляет платье.

Лена: Спасибо... Так хоть не попадет ветер.

Подходит к шкафчику, достает и надевает шубу, затем шапку.

Воспитатель: Давай я шапку завяжу.

Л е н а: Не надо. Я сама могу. (Завязывает шапку, делая несколько попы­ток. Садится на скамейку, надевает сначала левый, потом правый сапог. Встает и подходит к воспитателю. Снова просит.) Застегните пуговицу только верхнюю. Остальные я сама.

Воспитатель застегивает верхнюю пуговицу. Остальные девочка засте­гивает сама. Воспитатель завязывает Лене шарф.

Лена: Нет, я вот так (затягивает шарф потуже). А теперь варежки.

Воспитатель надевает ей варежки.

Лена: Спасибо*.

Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описатель­ной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математиче­ских методов) достаточно сложно. Необходимо учитывать, что со­брать быстро большой фактический материал с помощью наблю­дения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком. При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явле­ние, он занимает выжидательную позицию.

Различают несколько видов наблюдения: полное и час­тичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследо­вание всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблю­дателя, который может быть включен в группу детей и взаимо­действует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание ма­териала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

* Здесь и далее использованы оригинальные протоколы, полученные в исследованиях под руководством автора.

t 33

£ Урунтаева JJ

Так, если для эксперимента требуются картинки на белом фоне, то не следует использовать другой, ведь он может вызвать фоно­вые реакции. Наоборот, когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специально делают на цветовом фоне. Инструкция эксперимента, т. е. формулировка задания, заучивается наизусть и при необходимости повторяется ребенку без измене­ния. Предварительный выбор материала, формулирование ин­струкции обеспечивают стандартность повторения исследования, а значит, позволяют повторять эксперимент и вызывать однотип­ные явления, тем самым создавая возможность проверять и уточ­нять полученные данные. Поэтому эксперимент — более объек­тивный метод, чем наблюдение. Именно варьирование его условий позволяет выявлять закономерности и механизмы психического развития. Активная позиция исследователя, наличие четких кри­териев анализа, схемы фиксации результатов дают возможность собрать богатый фактический материал и достаточно легко его обработать. Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. Подчеркнем, что в эксперименте исследователь имеет дело только с одной сторо­ной психики. Поэтому нельзя делать поспешных выводов, не изу­чив другие стороны, чтобы избежать отрывочных, однобоких пред­ставлений о психике в целом.

Выделяют несколько видов эксперимента: лаборатор­ный и естественный, констатирующий и формирующий.

Лабораторный эксперимент требует определенной аппаратуры, например, для регистрации движений глаз, изменений, происхо­дящих в сосудистой, мышечной или нервной системе, и поэтому проводится в специально оборудованном помещении. Искусствен­ность обстановки усиливается тем, что экспериментатором вы­ступает незнакомый ребенку человек или ребенок его вообще не видит.

Наиболее приемлем в работе с дошкольниками естественный эксперимент, предложенный известным российским психологом А.Ф.Лазурским. В отличие от лабораторного, он сохраняет досто­инство наблюдения — естественность условий проведения, не допуская искажения психических проявлений. Его достоинство в том и состоит, что, создавая привычные условия для той или иной деятельности детей непосредственно в группе детского сада, исследователь активен по отношению к ребенку. Например, взрослый организует игру, выявляя волевые действия дошколь­ников.

Констатирующий эксперимент фиксирует у детей уровень раз­вития изучаемого процесса, который сложился в обычных усло­виях обучения и воспитания.

Формирующий эксперимент предполагает создание у детей тех или иных особенностей психических процессов, качеств, свойств.

34

Этот вид эксперимента следует отличать от педагогического. По­следний применяется для проверки эффективности программ и методов обучения и воспитания, устанавливая, как, какими пу­тями можно добиться высоких результатов в обучении и воспи­тании.

Для изучения взаимоотношений, складывающихся между деть­ми, положения, которое они занимают в группе сверстников, применяется социометрический эксперимент. Детям задают ряд во­просов: «С кем бы ты хотел играть?», «Кого бы ты пригласил к себе на день рождения?», «С кем бы ты хотел дежурить?» и т. п. — или предлагают сделать «выбор в действии», т. е. по секрету пода­рить какую-либо вещь (картинки, открытки, игрушки и т. п.) тому ребенку из группы, которому они хотят. Ответы детей оформляют в специальную таблицу — социограмму. Она показывает тех де­тей, которые пользуются наибольшей или наименьшей популярно­стью, а также взаимность выборов, но причины симпатий или анти­патий не выявляет.

Еще одним видом психологического эксперимента являются тесты. Тест представляет собой систему специально разработан­ных заданий для определения развития у ребенка различных пси­хических процессов и качеств. Тесты направлены на сравнение детей по уровню общего умственного развития, знаний и уме­ний, психических процессов и качеств. Это сравнение осуществ­ляется на основе предварительно установленных норм для детей того или иного возраста и позволяет выявить, отстает, опережает или соответствует развитие ребенка норме. Но, фиксируя степень успешности решения задач, тесты не вскрывают ее причины.

Планируя эксперимент с дошкольниками, следует помнить об их возрастных особенностях. Подчеркнем, что дети очень склон­ны к подражанию друг другу, легко отвлекаются, поэтому иногда необходимо исключить контакты ребят между собой. Для этого детально продумывают обстановку, чтобы она не содержала от­влекающих раздражителей. То есть не используют для экспери­мента спортивный зал, театральную, зоологическую или комнату сказок, выбирают, как посадить малыша, чтобы он не отвлекался и одновременно не чувствовал дистанции между собой и взрос­лым, которая может привести к возникновению психологическо­го барьера.

Лучше всего посадить малыша спиной к окну за маленький детский стол, а взрослому сесть рядом. Главное, чтобы ребенок чувствовал доброжелательность и дружеское расположение ко взрослому. Не следует отрывать малыша от интересного занятия, навязывать ему задание, нужно попытаться установить контакт в обобщенной форме: «Давай посмотрим картинки», «Не хочешь ли ты порисовать?», «Я принесла тебе игрушки, давай их посмотрим». Если ребенок отказывается, то предложение повторяют спустя

35

некоторое время. Участие в исследовании не должно превратиться для малыша в обязанность. Чтобы не использовать эксперимен­тальный материал для установления контакта, следует запастись картинками, бумагой, карандашами. Сначала можно предложить ребенку какую-то деятельность, чтобы он освоился, а потом не­посредственно перейти к эксперименту. Исследование не может быть длительным (не более 10 — 20 мин). Оно прекращается при переутомлении, признаках скуки, нежелании продолжать дальше. Для проведения исследования в детском саду наиболее благопри­ятна вторая половина дня, когда дети не переутомлены и не пере­возбуждены. Данные эксперимента, как и наблюдения, «фотогра­фически» фиксируются в протоколе.

Пример. Запись эксперимента с Наташей В. (5 лет 9 мес).

Экспериментатор раскладывает перед ребенком 10 картинок и обращается к девочке: «Наташа, запомни как можно больше картинок».

Наташа (смотрит на картинки): Так, про себя, значит, буду повто­рять, если так (шевелит губами). Устала. Сначала отдохну. Так называть сейчас буду, а потом другие (отворачивается).

Экспериментатор: Запомни как можно больше картинок.

Наташа смотрит на картинки.

Экспериментатор через 20 с убирает картинки, обращается к девоч­ке: «Назови, пожалуйста, картинки, которые ты запомнила».

Наташа (смотрит на взрослого): Лейка, леечка, что там еще было? Ежик, лампа, так. Ну, что там еще было? Никак не могу вспомнить. Лампа была, ну, лампа, ну, лопата, а вот другое что?

Экспериментатор: Больше не помнишь?

Наташа: Сейчас подумаю. Автобус. Теперь уже помню.

Беседа включается в эксперимент или используется как само­стоятельный метод с целью выяснения знаний, представлений, отношения ребенка к предметам, событиям, явлениям, людям и их поступкам, к самому себе. Беседа как метод исследования отли­чается от обычных разговоров с детьми по следующим признакам: она имеет четко осознаваемую цель и заранее подготовленную си­стему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно.

Составление вопросов для беседы — очень ответственный этап исследования и большое искусство. Вопросы не должны подска­зывать ребенку какой-либо ответ, например: «Хорошо ли быть жадным?» Не следует использовать слова с неоднозначным тол­кованием или неясным ребенку значением, слова, не знакомые ему. Полное представление об изучаемом явлении дают не одно­значные ответы, а развернутые и мотивированные, поэтому важ­но стараться получить именно такой ответ. Можно попросить у малыша: «Объясни, почему ты так думаешь. Расскажи». Подчерк-

36

нем, что существуют темы, вызывающие у ребенка отрицатель­ные переживания, которых он предпочитает не касаться. Поэтому беседа требует особого такта. Беседа должна продолжаться не более 10—15 мин. Разговаривая с ребенком, желательно вызвать у него интерес к теме беседы. Беседу можно проводить в двух формах: с использованием дополнительного материала (сказки, картинки, рисунки, игрушки) или как словесный диалог. Причем чем стар­ше дети, тем больше места занимает вторая форма. Результаты беседы также «фотографически» фиксируются в протоколе.

Пример. Запись беседы о трудовой деятельности с Катей С. (4 года 6 мес).

Экспериментатор: Катя, ты дома маме помогаешь, трудишься дома?

Катя: Да, помогаю.

Экспериментатор: А что ты делаешь?

Катя: Я мою посуду, делаю уборку в своем кукольном уголке, иг­рушки собираю. После игры делаю домик, он у меня стоит посередине.

Экспериментатор: Зачем ты трудишься: моешь посуду, делаешь уборку?

Катя: Я маме помогаю.

Экспериментатор: Катя, если к тебе в гости придет маленький мальчик или девочка, которые ничего не умеют делать, какой работе ты их научишь?

Катя: Я их научу мыть посуду, делать уборку и еще чему-нибудь научу.

Экспериментатор: А как бы ты стала учить девочку мыть посуду?

Катя: Я бы взяла грязную тарелку, тряпку, и намылила ее, и стала мыть. А девочке сказала бы: «Смотри, как я мою».

Экспериментатор: Что тебе говорит мама, когда ты выполнила работу?

Катя: Она меня благодарит, говорит: «Молодец».

Экспериментатор: Если у тебя не получается какая-нибудь ра­бота или ты устала, что ты будешь делать?

Катя: Если не получается, я попрошу мою маму помочь мне. Она объяснит, и все получается. А если я устала, пойду и скажу маме, что я устала немножко и пойду полежу, а может, поиграю.

Экспериментатор: А если мама занята и она попросит тебя ей помочь?

Катя: Я быстро мою, убираю.

Экспериментатор: Если мама сказала тебе: «Ты хорошо потру­дилась», как ты думаешь, что это значит?

Катя: Это значит, что я все сделала хорошо. Все выполнила, что попросила мама. Сделала быстро.

Для того чтобы анализ беседы был точным, беседу обычно ис­пользуют в сочетании с другими методами. Взрослый при этом

37

ориентируется на степень развитости и умение ребенка полно и точно передавать свои мысли.

Разнообразие видов деятельности малыша в возрасте от трех до семи лет приводит к тому, что особое место в исследовании пси­хики дошкольника занимает метод анализа продуктов детской дея­тельности, таких, как сказки, стихотворения, рассказы, рисун­ки, конструкции, аппликации, песенки и пр. При изучении про­дукта деятельности ребенка всегда учитывается, как протекал процесс его создания. В продуктах деятельности дошкольника от­ражаются его внутренний мир, мысли, переживания, представ­ления об окружающем мире, людях и предметах. Продукты дея­тельности дают богатейший материал для исследования, что по­зволяет раскрыть такие стороны психики, которые не могут быть изучены с помощью других методов.

Пример. Мальчик, 6 лет 7 мес, выполняя рисунок на тему «Ново­годний праздник», на середине альбомного листа изобразил черной крас­кой птичку (как он потом объяснил — гадкого утенка). За ней по все­му остальному пространству листа располагались темно-синие пятна (следы).

В ходе исследования выяснилось, что этому мальчику мама не успела принести костюм на новогодний утренник. Поэтому он не смог прочи­тать стихотворение, которое долго готовил. В рисунке ребенок в образной форме выразил свои переживания, которые в речи не нашли отражения.

Богатейший материал для исследования дают сказки, сочи­ненные ребенком. Они не только позволяют судить о развитии воображения и связной речи, но и помогают выявить интересы дошкольника, сформированность у него этических представлений и моральных суждений, а также образного обобщения.

Пример. Рассмотрим сказку «Как тигренок заступился за малень­кого зайца», сочиненную Максимом Д. (5 лет 9 мес).

Жил-был зайчик. И видит — ежик идет. Зайчик спрашивает: «Как тебя зовут?» — «Меня — колючка. А тебя?» — «А меня — попрыгун». И они подружились. Некоторое время прошло, и еж стал нечестным. Однажды заяц принес вкусную морковку. И сказал еж: «Дай мне эту морковку всю». А когда заяц ушел, он сам слопал ее. А когда заяц пришел, он говорит: «А где морковка?» Еж говорит: «Я ее не ел». И сказал заяц: «Ты все врешь! Ты ее съел. Ты — плохой друг». И еж тогда обиделся и ушел. Так они рассорились. А потом еж сказал: «Давай подружимся». Заяц го­ворит: «Нет, ты нечестный». Еж тогда еще больше надулся и стал колоть зайца. Заколол еж зайца своими иголками. И вдруг из леса вышел тигр и сказал: «Что здесь происходит?» А заяц говорит: «Еж меня колет». А тигр сказал: «Зачем ты его колешь?» И так зарычал, что еж в комочек свер­нулся. И долго не вылезал. А заяц с тигром подружились и никогда не ссорились.

38

Подводя итог, можно сделать вывод, что только комплексное использование различных методов исследования может дать пол­ное, объективное представление о психических особенностях ре­бенка.