logo search
Педагогика

2.15. Учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы

Цель: Ознакомление с характеристикой основных методов учета и оценки результатов учебно-воспитательной работы.

Задачи:

а) Сформировать понятие оценки результатов учебно-воспитательной работы.

6)Дать понятие о внутришкольном контроле.

в) Сформировать умение пользоваться методами оценки результатов учебно-воспитательной работы.

282

План

  1. Сущность контроля и учета. Внутришкольный контроль.

  2. Основные методы проверки знаний, умений и навыков учащихся.

  3. Оценка результатов воспитательной работы.

  4. Место урока в оценке результатов учебно-воспитательного процесса. Основные понятия: педагогический процесс, контроль, оценка,

самооценка, взаимооценка, внутришкольный контроль, качество знаний, умений и навыков, воспитанность школьника, психологический контроль и диагностика.

Межпредметные связи: философия, социология, психология, частные методики.

Сущность контроля и учета. Внутришкольный контроль. Учет и оценка результатов обучения и воспитания являются необходимымикомпонентами целостного педагогического процесса. Они всегда находятся в зоне пристального внимания учителя, что свидетельствует об эффективности, результативности педагогического процесса. Поэтому так важно рассмотреть, какое место занимают проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся в общем процессе обучения школьников, какие потенциальные возможностидля обучения, развития и воспитания заключены в этом, как эти возможности можно развить и использовать для активизации учебной деятельности, что в итоге повлияет па успешность обучения.

Суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образователь­ному стандарту по данной программе, предмету. Однако понятия проверки и контроля целостного педагогического процесса имеют значительно больший объем в современной педагогике.

Контроль обучения понимается, с одной стороны, как административно-формальная процедура проверки работы учителей и школ, как функцияуправления, результаты которой служат для принятия управленческих решений. С другой стороны, контроль обучения понимается как проверка и оценка знаний учащихся учителем. Термин «педагогическая диагностика» в отечественной науке имеет ограниченное употребление и применяется скорее к области воспитания, где обозначает измерение и анализ уровня воспитанности, что сближает его с психодиагностикой. Применительно к процессу обучения целесообразно использовать термин «педагогическая диагностика» вуказанном выше значении. Можно пользоваться и традиционными терминами: «контроль», «проверка и учет результатов педагогического процесса».

Особое значение имеет содержание контроля. Принято считать, что проверке подлежат знания, умения и навыки учащихся. Кроме знаний содержанием проверки школьных достижений является социальное и общепсихологическое развитие воспитанников. Поскольку школа не только формирует знания, но воспитывает и развивает, постольку требуется проверка школьных достижений и в этих направлениях.

283

Таким образом, в целостном педагогическом процессе учет и оценка результатов учебно-воспитательной работы должны охватывать весь спектр явлений в деятельности преподавателей и учащихся.

В школах учет и оценка результатов педагогической деятельности включены в систему внутришколыюго контроля. Внутришкольный контроль -это всестороннее изучение и анализ учебно-воспитательного процесса в целях координирования целостного педагогического процесса в соответствии с поставленными задачами. Внутришкольный контроль - это сложный и многосторонний процесс, и он, как всякое целое, обладает некоторойзакономерной упорядоченностью, организацией частей, которые находятся во взаимосвязях и каждая из которых выполняет определенные функции.

Система внутри школьно го контроля опирается на определенные дидактические требования. Эти требования к содержанию и методам контроля определяют условия, обеспечивающие оптимальное функционирование контроля и способствующие выполнению управленческой функции. Современные исследователи предъявляют следующие дидактические требования к контролю:

  1. Соответствие содержания контроля программным требованиям. Если требования понижены, то уровень образования снижается, если требования повышены, то произойдет перегрузка учащихся.

  2. Объективность и достоверность содержания полученной информации.

  3. Необходимость анализа основных элементов подготовки учащихся.

  4. Оперативность, системность и гласность контроля.

5.Сочетание индивидуальных и коллективных форм контроля. По объему получаемой информации можно выделить:

а)фронтальный контроль, когда изучаются все основные компоненты системы работы преподавателя и учащихся;

б) тематический контроль, который связан с анализом проблемы, являющейся частью любого процесса.

Внутришкольный контроль имеет определенные формы и осуществляется посредством соответствующих методов. Разнообразие методов, видов, форм контроля повышает его объективность и создает условия для коллективной оценки деятельности каждого преподавателя и всего педагогического коллектива. Каждая форма контроля должна иметь целевое назначение испособствовать предупреждению возможных трудностей на различных этапах учебно-воспитательной работы.

Различают три вида контроля:

1. Предварительный контроль: просматриваются планы, материалы, подготовленные для проведения урока, проводятся беседы о методах и формах объяснения, закрепления, приемах самостоятельной работы учащихся и т.д.

284

  1. Текущий контроль: непосредственное наблюдение за ходом урока или уроков, проверка знаний и навыков учащихся, просмотр ученических работ и т.д.

  2. Итоговый контроль: изучаются результаты работы учителя по обучению и воспитанию школьников за определенный период. Изучаются журналы, ведомости, проводятся контрольные работы, проводится опрос.

Изучение состояния педагогического процесса в системе внутри-школьного контроля предполагает исследование следующих вопросов: выполнение установленных требовани и о полном охвате обучением всех детей школьного возраста; выполнение государственных учебных программ в полном объеме; уровень знаний, умений и навыков учащихся (определяется на основе проводимых проверочных работ); уровень воспитанности школьников.

В связи с указанными пунктами проверяются также ведение школьной документации, обеспечение воспитывающего характера обучения, качество уроков и внеурочной работы, индивидуализация процесса обучения, обеспечивающая оптимальное умственное и личностное развитие всех учащихся (осуществляется при участии школьного психолога), и т.д.

Основные методы проверки знаний, умений и навыков. Являясь одной из составных частейпроиесса обучения, проверка знаний, умений инавыков учащихся имеет целью контроль учебной работы школьников и учет их успеваемости. Учитель не ограничивается констатацией степени полноты и качества усвоения учащимися знаний, умений и навыков. Выявив пробел в знаниях учащихся, он добивается его устранения, обучает учащихся приемам умственной и практической работы. Особое значение придается качеству знаний, которое характеризуется: полнотой и научностью знаний -запасом основных сведений, представлений и понятий, правил, законов,теорий, отражающих основы того или иного учебного предмета в соответствии со школьной программой; сознательностью усвоения знаний - умением ученика объяснять факты, явления, предметы материального мира на основенаучных законов, применять знания в сходных ситуациях и производить перенос знаний и способов деятельности в новые ситуации; системностью знаний -прочной связью новых представлений и понятий в сознании ученика с ранее приобретенными знаниями; прочностью - сохранением в памяти накоплен­ной суммы знаний и способов деятельности.

От того, как осуществляются проверка и оценка знаний учащихся, во многом зависит их отношение к учению, а также формирование таких важнейших качеств личности школьника, как самостоятельность, трудолюбие, инициативность, ответственность за своевременность и качество выполняемых им заданий. Таким образом, проверке свойственны не только контролирующие, но и обучающие, а также воспитывающие и развивающие функции.

285

Контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся состоит из следующих элементов:

Контроль за качеством знаний, умений и навыков учащихся определяется следующими целями и задачами:

  1. Фактическое состояние знаний учащихся по тому или иному предмету и соответствие этих знаний требованиям соответствующих государственных программ.

  2. Степень овладения практическими умениями и навыками как на уровне сходных, так и новых ситуаций.

3.Причины слабых знаний у всего класса или отдельных учеников. Как процесс оценка знаний, умений и навыков реализуется в ходе

контроля (проверки) последних. Условным отражением оценки является отметка, обычно выражаемая в баллах. В отечественной дидактике принята 4-балльная система отметок: 5 - владеет в полной мере (отлично), 4 - владеет достаточно (хорошо); 3 - владеет недостаточно (удовлетворительно); 2 - не владеет (неудовлетворительно).

Количественный показатель качества знаний вычисляется по формуле: к-Z/n. гдеZ-количество учащихся, имеющих отметки 4 и 5; п общее количество учеников.

Отметку успеваемости нельзя отрывать от качества обучения и стимулирования познавательной активности учащихся. Не отрицая большой важности объективного и более точного оценивания степени усвоения изучаемого материала учащимися, нельзя превращать выставляемые отметки в средство понуждения их к учебной деятельности.

Методы контроля - это система последовательных, взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения в целях получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Они должны обеспечивать системати­ческое, полное, точное и оперативное получение информации об учебномпроцессе. Выделяются следующие методы контроля: методы устного контроля, метолы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Некоторые исследователи выделяют и другие методы проверки результатов.

Методы устного контроля - это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщения об опыте и пр.

286

Основу устного контроля составляет монологический ответ учащегося (в итоговом контроле это более полное, системное изложение) или вопросно-ответная форма - беседа, в которой учитель ставит вопросы и получает ответ учащегося. Устный контроль проводится ежеурочно в индивидуальной, фронтальной или комбинированной форме. Индивидуальный опрос учащихся позволяет учителю получить более полные и точные данные об уровне усвоения, но, с другой стороны, он оставляет пассивными на уроке других учеников. Фронтальный опрос занимает всех учащихся сразу, но дает болееповерхностное представление об усвоении ими знаний. Наиболее эффективной и обстоятельной проверкой знаний за определенный период обучения являются зачет и экзамен.

Методы письменного контроля (контрольная работа, изложение, сочинение, диктант, реферат) обеспечивают глубокую и всестороннюю проверку усвоения, поскольку требуют целого комплекса знаний и умений ученика. В письменной работе ученику необходимо показать и теоретические знания, и умения применять их для решения конкретных задач и проблем.Кроме того, выявляются степень владения письменной речью, умение логично, адекватно проблеме выстраивать, составлять свой текст и излагать его, давать оценку произведению, эксперименту, проблеме.

Метод практического контроля больше подходит к профессиональной школе (в техническом, медицинском, педагогическом образовании), так как имеется в виду прежде всего проведение учеником лабораторных опытов, создание изделий, монтаж аппарата и пр.

Дидактические тесты являются сравнительно новым методом (средством) проверки результатов обучения. Дидактический тест (тест достижений) - это набор стандартных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Преимущество тестов в их объективности, т.е. независимости проверки и оценки знаний от учителя. Существуют четыре типа тестов:

- Проверка знания фактов, понятий, законов, теорий, всех сведений, которые требуется запомнить и воспроизвести, то есть в данном случае требуются репродуктивные ответы.

- Проверка умения выполнять мыслительные операции на основе полученных знаний, в основном это решение типовых задач.

- Проверка умения давать самостоятельную критическую оценку изученного.

- Проверка умения применять знания в новых конкретных ситуациях на основе полученных сведений.

Контроль и проверка способствуют выявлению причин отставания школьников. Можно выделить три группы причин школьных неудач:

1) Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая

287

безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное - недостатки семейной жизни.

  1. Причины биопсихического характера - наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Доказано, что у всех рожденных здоровыми младенцевпримерно одинаковые возможности развития, которые зависят от социальной, семейной среды и от воспитания.

  2. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства.

Однако это не единственные причины неудач в учебе, существуют и другие, например, жесткая, унифицированная система обучения, единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, недооценка эмоций, неумениеставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами, пренебрежение развитием учеников, натаскивание, практицизм и пр. Таким образом, дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя также ведет к неудачам в учебе.

Для устранения дидактических причин неуспеваемости существуют следующие средства:

а)Педагогическая профилактика- поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, компьютеризация и т.д.

б)Педагогическая диагностика как систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление проблем.

в)Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе.

г)Воспитательное воздействие - индивидуальная планируемая воспитательная работа.

Следует сказать, что неуспеваемость - это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты. Соответственно комплексным должно быть и ее решение.

Многие передовые педагоги применяют методы, ставящие ученика в активную позицию относительно процесса оценки знаний школьника. Применяются нестандартные формы оценки, контроля знаний, умений и навыков: самооценка, взаимооценка. При самооценке учащийся самостоятельно проверяет и оценивает свою работу, при взаимооценке одноклассники проверяют и оценивают работы друг друга.

Выбор методов проверки определяется целями и задачами, которые ставит перед собой проверяющий. В системе учебной работы должны

288

использоваться все рассмотренные выше методы проверки и оценки знаний с тем, чтобы обеспечить необходимую систематичность и глубину контроля за качеством успеваемости учащихся.

Оценка результатов воспитательной работы. Профессиональнаяорганизация воспитательного процесса включает в себя непременно компонент педагогического анализа, благодаря которому педагоги могут удостовериться в правильном ходе воспитания, в его той или иной степени успешности, могут совершенствовать организованный процесс либо корректировать его течение согласно времени, возрасту детей, событиям и обстоятельствам.Педагогический анализ - это оценочное рассмотрение сущностных элементов воспитания.

Контроль за воспитательным процессом осуществляется прежде всего в ходе учебного процесса, так как основная воспитательная работа проходит именно на уроке. Заметное место в контроле за воспитательным процессом занимает изучение внеурочной работы классного руководителя, деятельности детских общественных организаций, клубов, кружков, секций, а также общих результатов этой работы.

Для оценки воспитательного процесса вводится ключевое понятие воспитанности ребенка, вбирающее в себя многие оценочные характеристики. Воспитанность школьника - это степень соответствия его личностного развития поставленной педагогами цели. Определить результативность воспитательного процесса - это значит выявить уровень воспитанности учащихся.

Объективность оценки воспитательной работы может быть достигнута путем определения критериев воспитанности. Эти критерии можно разделить на две большие группы, первая из которых связана с выявлениемхарактеристики личности в целом, вторая касается проверки промежуточных, более частных результатов, связанных с формированием отдельных черт и качеств, применением определенных методов воспитательного воздействия.

В основу критериев первой группы, используемых для анализа итогов, результатов воспитательного процесса на каком-то рубежном или завершающем этапе, могут быть положены общие требования к личности. Эти требования определяются так называемым социальным заказом, который меняется в процессе развития общества.

Критерии второй группы, в свою очередь, можно разделить на следующие подгруппы:

а)критерии, связанные с проявлением результатов воспитания во внешней форме - в суждениях, оценках, действиях;

б)критерии, связанные с явлениями, скрытыми от глаз воспитателя, то есть с мотивами, внутренней позицией человека, которые не всегда могут совпадать с внешними проявлениями в словах, поступках, действиях.

Продуктом профессиональной педагогической деятельности, или ее результатом, является воспитанность детей. Чем выше уровень воспитанности

289

детей, тем выше оценка профессионализма педагога. Подобная постановка вопроса может казаться несправедливой, ведь дети приходят к педагогу с разным уровнем воспитанности как итогом своей предыдущей истории жизни: умные, добрые, красивые в одной группе; неразвитые, агрессивные, неухоженные в другой. Исходный материал разный, а значит, разным будет результат.

Выходом из такого противоречия становится введение третьей группы критериев оценки воспитательного процесса - меры изменения детей, «какими были» и «какими стали», динамики развития и духовного обогащения. Профессиональная справедливость соблюдается, если детей не сравнивать друг с другом, а сравнивать лишь с самими собой в прошлом и настоящем.

Особое место в вопросе оценки результатов воспитания занимает поиск способов их измерения. Так, за основу оценки воспитанности личности предлагается брать группу каких-либо характерологических или стержневых качеств личности в определенных формах их проявления. Уровень развития этих качеств можно считать в определенном смысле, показателем воспитанности ребенка.

Основными методами оценки результатов воспитательной работы можно считать наблюдение, беседу, сочинение на темы, посвященные отношению учащихся к различным явлениям, тестирование.

Некоторые показатели воспитанности извлекают из специальных диагностических методик. Таких способов немало: опросник, анкета, сочинение, тестирование. Педагогические диагностические методики выявляют ценностные отношения ребенка (как его наличность, так и меру), так как все они ставят ребенка в положение «свободного выбора», и в этом выборе обозначается предпочтение добра или зла, истины или лжи, красивого или безобразного.

В беседе также могут быть выявлены некоторые показатели воспитанности. Беседа может проводиться как индивидуально с каждым учеником, так и в группе. В беседе могут быть использованы косвенные, прямые, открытые и закрытые вопросы. Прямые вопросы направлены непосредственно на выявление интересующего явления. Косвенные направлены на выявление фактов, косвенно свидетельствующих о выраженности интересующего явления. Открытые вопросы предполагают свободный ответ на них. Закрытые вопросы содержат несколько вариантов ответов, из которых необходимо выбрать один, наиболее подходящий.

Чтобы провести беседу, необходимо предварительно составить список вопросов, они должны быть расположены в логической последовательности, а также отвечать целям и задачам, поставленным исследователем.

Некоторые показатели воспитанности доступны наблюдению. К ним относятся внешний вид ребенка, мимический и пластический образ, речь и поведение, складывающееся из отдельных поступков, избирательная

290

деятельность, реакция на социальные явления, система его взаимоотношений с окружающими, а также качественность его предметной деятельности.

Наблюдение может быть объективным и включенным. Включенное наблюдение - метод исследования, при котором сам наблюдатель является участником тех процессов, которые он наблюдает одновременно как бы со стороны и изнутри. Субъективное наблюдение - это наблюдение со стороны, когда наблюдатель не включен в ситуацию, которую он наблюдает.

Наблюдение может проводиться как в естественных для объекта наблюдения условиях, так и в условиях, искусственно созданных наблюдателем. Если наблюдаемый объект не знает, что за ним ведется наблюдение, то оно называется скрытым. Если же наблюдаемый объект знает, что за ним ведется наблюдение, то оно называется открытым.

Наблюдение может быть непрерывным или дискретным. При непрерывном наблюдении исследователь постоянно находится рядом с объектом и изучает его поведение. При дискретном наблюдении исследователь изучает поведение объекта лишь в определенные промежутки времени, то есть прерывно.

Существует определенный порядок проведения наблюдения:

  1. Определить цели, задачи и объект наблюдения.

  2. Определить основные параметры наблюдаемого явления (по каким параметрам можно определить степень выраженности наблюдаемого явления).

  3. Составить карту наблюдения. Она может видоизменяться в зависимости от количества наблюдаемых объектов и от количества времени, отведенного для наблюдения. Если, например, необходимо пронаблюдать поведение одного ученика в течение нескольких уроков, то карта будет выглядеть следующим образом:

Параметры наблюдения

Показатель 1

Показатель 2

Урок 1

Урок 2

УрокЗ

Показатель 3

Если же необходимо провести наблюдение за несколькими учениками в течение одного урока, то карта видоизменится:

Параметры

наблюдения

Ученик 1

Ученик 2

Ученик 3

Показатель 1

Показатель 2

Показатель 3

291

4. Провести анализ результатов наблюдения (результаты будут зафиксированы в карте наблюдения).

Проблема оценки воспитанности еще очень слабо разработана и ожидает дальнейших исследований. В то же время очевидно, что трудно организовать высокопрофессиональным образом воспитание, не оснащенное достаточно глубоко разработанной педагогической диагностикой.

Место урока в оценке результатов учебно-воспитательного процесса. Анализ урока довольно часто используется для оценки результатов учебно-воспитательного процесса. На уроке возможно наблюдение как задеятельностью учеников, так и за деятельностью учителя, что позволяет сделать выводы о причинах возникающих трудностей в усвоении материала, а такжепозволяет судить о воспитательном характере обучения. Фактически от качества урока зависитв основном успешность всего процесса обучения. На уроке, как в фокусе, концентрируются вся деятельность педагога, его научнаяподготовка, педагогические навыки, способность организовать мыслительную работу учащихся.

Реальной ценностью урока является его результат: степень усвоения материала учащимися. Какими бы внешне эффективными приемами ни пользовался учитель, но если учащиеся не усвоили тему, урок положительным признать нельзя. На уроке ученик должен не только понять, но и уеноить намеченный объем знаний, выработать необходимые навыки и умения.

Анализ урока проводится по определенной схеме, которая видоизменяется в соответствии с задачами наблюдения. В самом общем виде схема включает в себя выявление следующих позиций:

  1. Цели и задачи урока, определенные учителем; какой тип урока избран для их реализации.

  2. Насколько глубоко продуманы и отобраны приемы и методы работы в соответствии с целями и задачами урока.

  3. Умело ли реализуются современные требования к учебному процессу и достигается ли единство обучения, воспитания и развития учеников на уроке.

  4. В какой мерс продуман и правильно осуществлен урок сточки зрения его организации (своевременность начала, продуманность каждой структурной части урока как по времени реализации, так и по объему материала, плотности рабочей минуты на уроке и т.д.); реализован ли индивидуальный подход в обучении, проведена ли работа с неуспевающими.

  5. Какова активность учащихся на уроке, наблюдается ли заинтересованность в поучении ими новых знаний.

6.Достигнуты ли воспитательные, развивающие и обучающие цели урока.

Нельзя урок анализировать абстрактно, исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев. Прежде всего, не следует искать на каждом уроке все без исключения средства, методы работы. Анализируя урок, нужно учитывать, по крайней мере, следующие конкретные обстоятельства:

9 9?

1.Особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать учащихся к доске, работать с книгой и т.п.

2.Возможности школы, наличие кабинетов, технических средств,наглядных пособий, нужных книг в библиотеке, пришкольных участков и т.д. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал учитель для углубленного изучения материала и вместе с тем предъявлять реально выполнимые требования.

  1. Состав данного класса, уровень развития и способностей учащихся. Известно, что нередко мнение об уроке составляется на основе ответов учащихся, контрольных работ, подготовки класса.

  2. Индивидуальность учителя, его стаж работы, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Анализ урока можно рассматривать как вид внешней экспертной оценки. Метод внешней экспертной оценки - это метод наблюдения, опирающийся на мнения людей - экспертов, хорошо знающих оцениваемое явление испособных дать ему достоверные, объективные оценки. Поэтому анализ урока в этом случае проводят либо представители руководства школы, либо опытные коллеги-преподаватели. Сама техника разбора результатов анализа урока неоднократно освещалась в печати. Наиболее рациональна и корректна следующая схема: сам педагог рассказывает о своем уроке, что ему, по его мнению, удалось, а что - нет; затем эксперт (руководитель) раскрывает положительные стороны урока; только после этого следует разбор отрицательных моментов; наконец, делаются предложения, как устранить недостатки; в конце разбора педагогу вновь предоставляется слово для выражения своего мнения, проводятся творческий диспут, беседа.

Учет результатов воспитательной работы не может быть полным без оценки развития познавательных способностей, а также уровня развития личности учащихся. Эта оценка проводится школьным психологом в ходе психологического контроля и диагностики. Психологический контроль и диагностика - комплекс проверочных мероприятий, проводимых психологом в целях определения результативности педагогических воздействий. Проверочные мероприятия состоят обычно из наблюдения, психологического анализа урока, тестирования. Психологическая диагностика предполагаетприменение ряда методов, специально подобранных для выполнения тех или иных психологических задач.

Одним из наиболее распространенных методов психологической диагностики является тестирование. Тесты в психодиагностике позволяют получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости тех или иных изучаемых психических свойств. Подобный тест должен отвечать требованиям валидности, надежности, объективности. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты

293

неоднократно, в сходных условиях. Вал идность означает, что тест обнаруживает и измеряет именно те психологические явления, которые хочет измеритьразработчик теста. Из сказанного ясно, что создание и применение таких тестов требует специальных знаний и времени. 1 юэтому психологическую диагностику должен проводить только специалист-психолог. На основе полученных данных психолог обычно готовит рекомендации для учителя, которые составляют психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, проверка результатов учебно-воспитательного процесса должна быть целостной, она должна проводиться в системе. Ее осуществ­лением должен заниматься целый ряд специалистов: преподаватели, пред­ставители руководства учебного заведения, психологи, методисты. В школах учет и оценка результатов педагогической деятельности включены в систему внутришкольного контроля.