logo search
Урунтаева Г

§ 3. Движущие силы и условия психического развития

Ребенок представляет собой постоянно меняющееся существо, причем чем он младше, тем более интенсивны и значительны происходящие в нем изменения, как количественные, так и ка­чественные. Количественные изменения, такие, как увеличение высоты и веса тела, запаса слов, форм поведения и действий, составляют процессы роста. Но в психическом развитии возникают прежде всего качественные изменения: например, формирование понимания малышом речи взрослого и затем переход к собствен­ной активной речи. Специфика психического развития ребенка состоит в том, что оно подчиняется законам общественно-исто­рическим, в то время как развитие психики животных идет по законам биологической эволюции. Индивидуальное поведение животных зависит от опыта двоякого рода, который обусловлен механизмами поведения двух типов. Во-первых, врожденные, на­следственные механизмы, в которых зафиксировано само поведе­ние, сам врожденный, видовой опыт. Во-вторых, механизмы при­обретенного поведения, в которых зафиксированы способности к приобретению индивидуального опыта. Причем механизмы фор­мирования индивидуального опыта обеспечивают приспособле­ние видового поведения животных к изменениям окружающей среды.

У человека есть особый опыт, которого нет у животных, — это опыт общественно-исторический, который является продуктом развития многих поколений людей и фиксируется в форме пред­метов и знаковых систем. Его ребенок не наследует, а обретает особым образом — в процессе присвоения, т.е. воспроизведения исторически сформировавшихся человеческих свойств, способ­ностей и способов поведения, опредмеченных в продуктах мате­риальной духовной культуры (А. Н.Леонтьев). Психическое разви-18

тие ребенка протекает по образцам, существующим в обществе, определяясь теми формами деятельности, которые характерны для данного уровня развития общества. Детство имеет конкретно-ис­торический характер, поэтому дети в разные исторические эпохи развиваются по-разному. Таким образом, формы и уровни психиче­ского развития заданы не биологически, а социально. И все-таки биологический фактор играет определенную роль в психическом развитии. Заметим, что он включает наследственные и врожден­ные особенности.

Наследственные особенности передаются в виде определенной физико-биологической организации и разворачиваются в процес­се созревания. Так, к ним относятся тип нервной системы, задат­ки будущих способностей, особенности строения анализаторов и отдельных участков коры головного мозга.

Врожденные особенности ребенок приобретает в процессе своей внутриутробной жизни. Изменения в функциональном и даже ана­томическом строении зародыша могут быть вызваны характером питания матери, режимом ее труда и отдыха, заболеваниями, нервными потрясениями и др.

Для полноценного психического развития необходима нормаль­ная работа коры головного мозга и высшей нервной деятельности. В случае недоразвития или мозговой травмы нарушается нормаль­ный ход психического развития. И все-таки, хотя дети рождаются разными по индивидуальным особенностям в строении и функ­ционировании организма и отдельных его систем, они проходят одни и те же стадии психического развития, характеризующиеся определенной спецификой. Но ребенок, обладающий задатками к какому-либо виду деятельности, не только может освоить ее быст­рее, но и достичь более высоких результатов. То есть как наслед­ственные, так и врожденные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Психическое развитие во многом зависит от того, в какую систему взаимоотношений будет включена та или иная унаследованная особенность, как к ней будут относиться воспитывающие его взрослые и сам ребенок. Так, если взрослые вовремя распознают задатки ребенка и созда­дут условия для их развития, то способности будут формировать­ся. Значит, биологический фактор составляет лишь предпосыл­ку психического развития. Он влияет на процесс развития не пря­мо, а опосредованно, преломляясь через особенности социальных условий жизни.

При понимании развития как присвоения общественно-исто­рического опыта складывается и иное понимание социальной среды. Она выступает не как обстановка, не как условие развития, а как его источник, поскольку в ней заранее есть все, чем должен овла­деть ребенок, как положительное, так и отрицательное, напри­мер некоторые асоциальные формы поведения. Причем социальная

19

среда не складывается только из непосредственного окружения ребенка. Она представляет собой взаимосвязь трех компонентов. Макросреду составляет общество как определенную социально-экономическую, социально-политическую и идеологическую си­стему. В ее рамках протекает вся жизнедеятельность личности. Мезо-среда включает национально-культурные и социально-демогра­фические особенности региона, в котором проживает ребенок. Микросреда — это непосредственная среда его жизнедеятельно­сти (семья, соседи, группы сверстников, культурные, воспита­тельно-образовательные учреждения, которые он посещает). При­чем в разные периоды детства каждый из компонентов социаль­ной среды неодинаково влияет на психическое развитие.

Условиями усвоения социального опыта выступают активная деятельность ребенка и его общение со взрослым.

Благодаря деятельности ребенка процесс воздействия на него социальной среды превращается в сложное двустороннее взаимо­действие. Не только окружающее воздействует на ребенка, но и он преобразует мир, проявляя творчество. По отношению к пред­метам, находящимся вокруг него, ребенок должен осуществить такую практическую или познавательную деятельность, которая адекватна воплощенной в них человеческой деятельности (ручкой можно писать, иголкой шить, на пианино играть). Результатом такой деятельности выступает овладение этими предметами, а зна­чит, формирование человеческих способностей и функций (пись­мо, шитье, музицирование).

В самих предметах зафиксирован способ их употребления, ко­торый ребенок самостоятельно открыть не может. Ведь функции вещей не даны непосредственно, как некоторые физические свой­ства: цвет, форма и пр. Назначением предмета владеет взрослый, и только он может научить малыша его использованию. Ребенок и взрослый не противостоят друг другу. Ребенок является изначаль­но социальным существом, поскольку с первых дней рождения попадает в социальную среду. Взрослый, обеспечивая его жизнь и деятельность, использует при этом общественно выработанные предметы. Он выступает как посредник между ребенком и миром предметов, как носитель способов их употребления, направляя процесс освоения предметной деятельности. При этом деятель­ность ребенка становится адекватной назначению предмета. Взрос­лый организует и направляет деятельность ребенка в соответству­ющие формы, с помощью которых он усваивает общественно-исторический опыт. В общении с ребенком взрослый не только передает ему образцы и способы действий, но и способствует за­рождению новых мотивов деятельности, развитию личности и самосознания, эмоциональной сферы.

Каждому возрасту присуща ведущая деятельность, которая обес­печивает кардинальные линии психического развития именно в 20

этот период (А.Н.Леонтьев). В ней наиболее полно представлены типичные для данного возраста отношения ребенка со взрослым, а через это и его отношение к действительности. Ведущая деятель­ность связывает детей с элементами окружающей действительно­сти, которые в данный период являются источниками психиче­ского развития. В этой деятельности формируются основные лич­ностные новообразования, происходят перестройка психических процессов и возникновение новых видов деятельности. Так, напри­мер, в предметной деятельности в раннем возрасте формируются «гордость за достижения», активная речь, складываются предпо­сылки для возникновения игровой и продуктивных видов дея­тельности, возникают элементы наглядных форм мышления и знаково-символической функции.

Кроме мира предметов и способов их употребления ребенок осваивает систему знаков, самой значительной из которых явля­ется язык. Природа знаков двойственна. С одной стороны, они материальны, имеют внешнюю форму, а с другой — идеальны, обладают значением — представлением о наиболее существенных признаках предметов и явлений и поэтому могут выступать их за­местителями.

Освоение знаков приводит к изменениям особого рода — к становлению высших психических функций (Л. С. Выготский). Низ­шие, натуральные психические функции — сенсорные, мотор­ные и др. есть у животных, а высшие — только у человека. Они характеризуются осознанностью, произвольностью, опосредован-ностью. Жизнь человека в отличие от животных не сводится толь­ко к приспособлению к природе, а предполагает ее изменение. Поэтому действия человека подчиняются целям, заранее состав­ленным планам, т.е. человек может управлять собой, овладевает собственным поведением. В этом управлении именно знаки вы­полняют роль психологических орудий, помогают осознать себя и свои действия.

Формулируя в речи цели и способы поведения и деятельности, ребенок тем самым делает их осознанными. Формулировка цели помогает ребенку обрести относительную свободу от непосред­ственной ситуации и посторонних стимулов, и тогда его поведе­ние превращается в произвольное, планируемое. Понятия, спосо­бы деятельности, социальные нормы и правила становятся сред­ствами управления не только поведением, но и познавательными процессами. Поэтому ребенок теперь может вести себя надлежа­щим образом в той или иной ситуации (не смеяться, не разгова­ривать, а выполнять задания педагога на занятии), быть внима­тельным, решать задачи, запоминать требуемый материал.

Таким образом, развитие высших психических функций, по мнению Л. С. Выготского, и составляет процесс психического раз­вития. Л. С. Выготский так сформулировал закон их развития: «Вся-

21

кая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, сперва — социальном, потом — психоло­гическом, сперва между людьми, как категория интерпсихичес­кая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая». Раз­витие высших психических функций совершается в процессе ин-териоризации, когда освоенное во внешней форме протекания преобразуется во внутренние, умственные формы. Интериориза-ция включает три стадии. На первой взрослый, побуждая ребенка что-либо сделать, воздействует на него словом, жестом или другим знаковым средством. Затем ребенок начинает сам воздействовать на взрослого словом, перенимая от него способ обращения. И на­конец, ребенок переходит к воздействию словом на самого себя.

Главным механизмом психического развития человека являет­ся механизм усвоения социальных, исторически сложившихся видов и форм деятельности. Освоенные во внешней форме проте­кания, процессы преобразуются во внутренние, умственные (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.).

Общество специально организует процесс передачи ребенку общественно-исторического опыта в форме воспитания и обуче­ния, контролирует его ход, создавая специальные воспитательно-образовательные учреждения: детские сады, школы, вузы и пр.

Передача опыта в воспитании и обучении опирается на соци­альное взаимодействие педагога, воспитателя с ребенком. Воспи­тание и обучение направлены на целостное развитие личности, хотя их цели условно дифференцируются. В обучении приоритет­ным выступает формирование системы знаний, умений, навы­ков, способов познавательной и практической деятельности.

Подчеркнем, что обучаться ребенок начинает с момента рож­дения, когда попадает в социальную среду и взрослый организует его жизнь и воздействует на малыша с помощью созданных чело­вечеством предметов. Детская деятельность бывает различной в зависимости от обстоятельств, применяемых педагогических воз­действий и возраста, но во всех случаях имеет место обучение в широком смысле слова (А. В. Запорожец). Если же взрослый ста­вит перед собой сознательную цель научить ребенка чему-либо, отбирает для этого методы и приемы, то обучение приобретает организованный, систематический и целенаправленный характер. При соответствующем обучении меняется характер отдельных пси­хических процессов или функций, разрешаются одни противоре­чия и создаются новые.

Воспитание предполагает формирование определенных уста­новок, системы нравственных суждений и оценок, ценностных ориентации, способов общественного поведения. Так же как и обучение, воспитание начинается сразу после рождения малыша, когда взрослый своим отношением к нему закладывает основы его личностного развития. Воспитывают ребенка образ жизни ро-22

дителей, их внешний вид, привычки, а не только специально составленные беседы и упражнения. Поэтому огромное значение имеет каждый момент общения со старшими, каждый, пусть даже самый незначительный, с точки зрения взрослого, элемент их взаимодействия.

В рассмотрении вопроса о соотношении обучения и психиче­ского развития Л.С.Выготский исходил из того, что обучение должно идти впереди развития, вести его за собой. Но обучение будет способно определять уровень умственного развития в том случае, если оно создает «зону ближайшего развития». Когда ре­бенок осваивает какое-нибудь действие, он сначала выполняет его совместно со взрослым, а затем самостоятельно. «Зону бли­жайшего развития» образует разница между тем, что ребенок мо­жет делать сам, и тем, что— при помощи взрослого. То есть ее составляют такие процессы развития, которые ребенок может осу­ществлять под непосредственным руководством и с помощью взрос­лого. Но эти процессы указывают на завтрашний день ребенка: ведь то, что сегодня доступно ребенку с помощью взрослого, зав­тра станет доступным в самостоятельной деятельности.

В то же время, хотя психическое развитие определяется усло­виями жизни и воспитания, оно, как уже отмечалось, имеет свою собственную внутреннюю логику. Ребенок не подвергается меха­нически любым внешним воздействиям, они усваиваются изби­рательно, преломляясь через уже сложившиеся формы мышле­ния, в связи с преобладающими в данном возрасте интересами и потребностями. То есть всякое внешнее воздействие всегда дей­ствует через внутренние психические условия (С.Л.Рубинштейн). Особенностями психического развития определяются условия для оптимальных сроков обучения, усвоения определенных знаний, формирования тех или иных личностных качеств. Поэтому содер­жание, формы и методы обучения и воспитания должны выби­раться в соответствии с возрастными, индивидуальными и лич­ностными особенностями ребенка.

Развитие, воспитание и обучение тесно взаимосвязаны и вы­ступают как звенья единого процесса. С. Л. Рубинштейн писал: «Ре­бенок не созревает сначала и затем воспитывается и обучается, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество; ребенок не развивается и воспиты­вается, а развивается, воспитываясь и обучаясь, т.е. самое созре­вание и развитие ребенка в ходе обучения и воспитания не только проявляется, но и совершается».

Каковы движущие силы психического развития? Подлинным содержанием психического развития является борьба внутренних противоречий, борьба между отживающими формами психики и новыми, нарождающимися, между новыми потребностями и ста­рыми способами их удовлетворения, уже не устраивающими ре-

23

бенка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.). Внутренние противоречия выступают движущими силами психи­ческого развития. Они отличаются в каждом возрасте и в то же время протекают в рамках одного, главного противоречия: между потребностью ребенка быть взрослым, жить вместе с ним общей жизнью, занимать определенное место в жизни общества, прояв­лять самостоятельность и отсутствием реальных возможностей для ее удовлетворения. На уровне сознания ребенка оно выступает как несоответствие между «хочу» и «могу». Данное противоречие ведет к усвоению новых знаний, формированию умений и навыков, к освоению новых способов деятельности, что позволяет расши­риться границам самостоятельности и возрасти уровню возмож­ностей. В свою очередь, расширение границ возможностей приво­дит ребенка к «открытию» все новых и новых областей жизни взрослых, которые пока ему недоступны, но куда он стремится «войти».

Таким образом, разрешение одних противоречий приводит к появлению других. В результате ребенок устанавливает все более разнообразные и широкие связи с миром, преобразуются формы действенного и познавательного отражения им действительности. Основной закон психического развития Л.С.Выготский формули­ровал следующим образом: «Силы, движущие развитие ребенка в том или ином возрасте, с неизбежностью приводят к отрицанию и разрушению самой основы развития всего возраста, с внутрен­ней необходимостью определяя аннулирование социальной ситу­ации развития, окончание данной эпохи развития и переход к следующей, или высшей, возрастной ступени».