logo search
Урунтаева Г

§ 4. Руководство развитием памяти

На первом году жизни малыша непроизвольное запоминание протекает в совместной со взрослыми деятельности через мани­пулирование с предметами. Младенец запоминает предмет, когда взрослый у него на глазах действует с игрушкой. Причем необхо­димо, чтобы взрослый при этом выражал заинтересованность в совместной деятельности; радовался успехам ребенка и общению с ним, тем самым создавая эмоционально действенное подкреп­ление тому материалу, который должен запомнить малыш. Важно обеспечить многократное повторение действия в целях его запо­минания. Целесообразно обозначить словами предметы, ситуации, признаки, движения и действия, чтобы фиксировать их в памяти младенца, обеспечив связь образа предмета со словом.

Богатые возможности для развития памяти младенца создают игры с пальчиками, при проведении которых выступают в един­стве несколько компонентов: успешность непроизвольного запо­минания, эмоционально-действенный контакт со взрослым, по­вторяемость ситуации и ее словесное обозначение.

Включение литературных произведений во все ситуации обще­ния с малышом способствует развитию не только словесной, но

204

и образной, двигательной и эмоциональной памяти. Художествен­ное слово не только обозначает признак, объект или ситуацию, но и создает положительную эмоциональную обстановку, осно­вываясь на чувствительности ребенка к мелодике и ритму.

Беседы по сказкам, заучивание стихотворений, пересказ худо­жественных произведений расширяют опыт ребенка. Особенно важно, чтобы их содержание было понятно малышу. В раннем дет­стве понимание литературного текста достигается в том случае, если он соответствует деятельности, которую ребенок выполняет в данный момент. Например, игру с машиной сопровождает чте­ние стихотворения А. Барто «Грузовик», или, наоборот, чтение стихотворения сопровождается разыгрыванием соответствующей сценки. В среднем и старшем дошкольном возрасте запоминанию литературных произведений помогает опора на представление-кар­тинку, отражающую основное содержание текста. Таким образом, словесная память развивается в единстве с образной и двигательной.

В раннем и дошкольном детстве особую роль в развитии непро­извольной памяти играют наблюдения. Направляя внимание ма­лыша на разные стороны объектов, организуя деятельность детей по их обследованию, воспитатель обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.

Эту особенность очень точно сформулировал К.Д.Ушинский: «Если... хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставь­те участвовать в этом освоении как можно большее число нервов, заставьте участвовать зрение, показывая карту или картину, но и в акте зрения заставьте участвовать не только мускулы глаза бес­цветными очертаниями изображений, но и глазную сетку дей­ствием красок раскрашенной картины. Призовите к участию ося­зание, обоняние и вкус... При таком дружном содействии всех органов в акте усвоения... вы победите самую ленивую память. Конечно, такое сложное усвоение будет проходить медленно; но не должно забывать, что первая победа памяти облегчает вторую, вторая — третью и т.д.».

Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситу­ации, т.е. аналитико-синтетическая деятельность, называние объ­ектов и их свойств в слове.

Непроизвольное запоминание обеспечивается включением ма­териала в целенаправленную предметную и познавательную дея­тельность через установление его взаимосвязи с целями, мотива­ми и способами этой деятельности.

Память ребенка — это его интерес. Такие интеллектуальные чувства, как удивление, удовлетворение от сделанного открытия,

205

восхищение, сомнение, способствуют возникновению и поддер­жанию интереса к объекту познания и самой деятельности, обес­печивая запоминание.

Следует помнить, что излишне эмоциональный материал остав­ляет в памяти смутные, расплывчатые воспоминания. Так, если после просмотра спектакля ребенок вспоминает только одну-две реплики, это говорит не о его плохой памяти, а об эмоциональ­ной перегрузке. Чтобы малыш не забыл материал, необходимо создавать ситуации для его использования во время игры, бесе­ды, рассматривания картинок и т.п., побуждать ребенка активи­зировать свой опыт.

Важнейшим средством, обеспечивающим непроизвольное за­поминание и воспроизведение, накопление опыта жизнедеятельно­сти, общения, познания, выступает режим дня. Взрослый, органи­зуя жизнь ребенка, помогает ему выполнять одни те же действия в повторяющихся ситуациях в одно и то же время.

Развитие произвольной памяти дошкольника происходит, когда взрослый побуждает ребенка к сознательному воспроизведению своего опыта в игре, продуктивной и речевой деятельности, при пересказе, заучивании, рассказывании, сочинении историй и сказок, т. е. ставит цель «вспомни». Важно, чтобы требование за­помнить было вызвано потребностями той деятельности, в кото­рую включен дошкольник. Ребенок должен понимать, зачем нуж­но запоминать. Использование усвоенных знаний должно следо­вать вскоре за запоминанием.

Важный момент в развитии произвольной памяти старших до­школьников — обучение логическим приемам запоминания. Ведь именно пяти —шестилетние дети впервые принимают указания, как надо запоминать.

Овладение приемами запоминания зависит от следующих ус­ловий:

Следует побуждать ребенка контролировать и оценивать мнеми-ческую деятельность, как свою, так и сверстников. А для этого целесообразно сравнивать результаты воспроизведения с образцом. Но следует помнить, что только у детей пяти—шести лет сочета­ние задачи на запоминание и самоконтроль повышает эффектив­ность памяти. И все-таки в любой период дошкольного детства ре­бенку лучше два раза воспринять материал и в промежутках попы­таться его воспроизвести, чем воспринимать большее число раз подряд, не восстанавливая заученное в самом процессе запоминания.

206

Развитию произвольной памяти способствует дидактическая игра. Она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет запоминание близкой и понятной ребенку цели, позволяет ему осознавать способы выполнения деятельности, а также дает взрос­лому возможность руководить мнемической деятельностью, не вставая в открыто дидактическую позицию.

Вопросы для повторения

  1. Раскройте специфику развития видов и процессов памяти в мла­денческом возрасте.

  2. Каковы особенности развития памяти в раннем детстве?

  3. Опишите развитие видов памяти дошкольника.

  4. Какова специфика развития непроизвольной и произвольной па­мяти в дошкольном возрасте?

  5. Какие приемы логического запоминания доступны дошкольникам?

Литература

Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие //До­школьное воспитание. — 1976. — № 4.

Ендовицкая Т. В. Развитие памяти и психология детей дошкольного воз­раста / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964.

Житникова Л.М. Учите детей запоминать. — 3-е изд., доп. — М., 1985.

Истомина З.М. Развитие памяти. — М., 1978.

Истомина 3. М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возра­сте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. — М., 1995.

Лебедева С. О. О возможностях развития образной памяти // Дошколь­ное воспитание. — 1985. — № 8.

Рошка Г. Что и почему запоминает ребенок // Дошкольное воспита­ние. - 1986. - № 3.

Трошихина Ю.Г., Гизатулина Д.Х. Развитие кратковременной памя­ти у детей раннего возраста // Вопросы психологии. — 1979. — № 4.