logo search
Урунтаева Г

§ 1. Развитие воображения в раннем детстве

Под воображением понимают психический познавательный про­цесс создания новых образов путем переработки материалов воспри­ятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат труда, рисования, конструирования и любой другой деятельно­сти до ее начала. Процессы воображения имеют аналитико-синте-тический характер. Образы создаются с помощью комбинирова­ния, сочетания различных элементов, сторон предметов и явле­ний, причем сочетаются не случайные черты, а соответствующие замыслу, существенные и обобщенные. Преобразование может протекать как акцентирование, заострение каких-либо сторон в виде их преуменьшения или преувеличения, а также как типиза­ция — выделение существенного в группе однородных явлений и воплощение их в конкретном образе. То есть воображение — это отражение действительности в новых, неожиданных сочетаниях и связях. В зависимости от степени активности различают пас­сивное и активное воображение, когда продукты первого не воплощаются в жизнь. Учитывая самостоятельность и оригиналь­ность образов, говорят о творческом и воссоздающем воображении. Воссоздающее направлено на создание образов, соответствующих описанию. В зависимости от наличия сознательно поставленной цели создать образ выделяют преднамеренное и непреднамерен­ное воображение.

Предпосылками воображения выступают представления, ко­торые появляются на втором году жизни. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через разви­тие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литератур­ных произведений (Н. Н. Палагина, Л. Павлова). Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являют­ся реакция сосредоточения и адекватные эмоции. О зарождении механизма представления событий рассказа говорит тот факт, что малыш на втором году жизни действенно сопереживает им. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и пр., т.е. у ребенка появляется пред­ставление через действие.

208

Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицатель­ные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не бывает точной копией зафиксиро­ванного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте и выступая его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании ма­лыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс.

На третьем году жизни в действиях малыша наблюдается от­сроченное подражание увиденному, что говорит о наличии до­статочно сложного представления, об умении действовать на ос­нове сформированного образа.

О первых проявлениях воображения в 2,5 — 3 года свидетель­ствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, воз­никающие на втором году жизни, еще не заключают в себе эле­ментов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то про­изводимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно, наполнена она или нет. Нередко на первый взгляд кажется, что ребенок ис­пользует один предмет заместителем другого. Так, малыш подно­сит ложку к подушке, кубику, игрушечной кошке. Здесь действие определяется ложкой, с которой связано кормление, а не игро­вым «кормлением» предметов. Зачатки воображаемой ситуации возникают, когда действие с предметами дополняется их пере­именованием.

Одной из причин возникновения воображения является пси­хологическая дистанция между ребенком и взрослым, ребенком и объектом его желаний. В игре малыш действует в условной вообра­жаемой ситуации, но как взрослый, поскольку не может реально подражать всем привлекательным действиям старших (Г. Д. Кирил­лова). В игре он отражает действия взрослых, но обобщенно и ус­ловно, передавая лишь их смысл, внешний рисунок. Так, ребенок не совершает всех операций, связанных с приготовлением пищи, а только ставит кастрюльку на плиту, помешивает ложкой и тут же начинает кормить куклу. Но смысл действия остается реаль­ным — приготовить еду и накормить. Поэтому расхождение между реальным смыслом действия и условной техникой его выполнения делает необходимой и порождает воображаемую ситуацию. Ведь само действие выполняется «как будто», «понарошку». Ребенок действу­ет с одним предметом, а представляет на его месте другой.

209

Мотив игрового действия лежит не в получении реального продукта, результата, следовательно, игровое действие надо рас­сматривать как воображаемую реализацию нереализованных же­ланий.

Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего воз­раста связано с обобщенностью игровых действий и игровых пред­метов (Е. В.Зворыгина), а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. По данным Л. Н. Галигузовой, малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Он, подражая взрослому, может использовать те же, что и взрослый, предметы-заместители, но замещения остаются очень неустойчивыми, не­критичными и мало осознанными. Перелом наступает тогда, ког­да малыш отказывается использовать любое замещение, предла­гаемое взрослым. Теперь наступает критичность в использовании предметов в новой функции. Дети по своей инициативе с удо­вольствием воспроизводят показанные взрослым замещения. За­мещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер. Важнейшим фактором, который обеспечи­вает возможность переноса значения на другие предметы, являет­ся речь. С ней и связано дальнейшее развитие замещения. Освое­ние речи приводит к тому, что в игре появляются первые само­стоятельные замещения, которым ребенок сначала дает реальные названия (использует палочку вместо ложки, но называет палоч­кой) или игровые в сочетании с реальными (называет ее одно­временно палочкой, ложкой), а потом только игровые (действует с палочкой как с ложкой и называет ее ложкой).

К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами-заместителями, полноценное использование заме­щений. Дети четко видят сходство и различие между обозначае­мым и обозначающим, вводят в игру собственные оригинальные замещения. Их словесное обозначение перемещается к началу игро­вого действия, что говорит об осознании нового способа деятельно­сти. Выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, предваряется поиском подходящего объекта и сопровождается развернутыми высказываниями, обращениями к взрослому.

Таким образом, в игровой деятельности детей раннего возрас­та зарождаются творческие элементы. Ребенок на фоне интереса к новому виду активности быстро начинает отступать от образцов действий, задаваемых взрослыми, вносить в них свои нюансы, варьировать, апробировать разные схемы их выполнения, а также осуществлять самостоятельные игровые действия. Но воображе­ние имеет репродуктивный характер. На третьем году жизни по­требность в игровой деятельности становится самостоятельной потребностью ребенка, хотя нуждается в поддержке и поощрении взрослого. Основным содержанием игры в раннем детстве являет-

210

ся развернутая ориентировка в предметной стороне человеческой деятельности. Эта ориентировка начинается с подражания дей­ствиям взрослого и развивается по пути самостоятельного твор­ческого построения образов действий с предметами, пока еще с опорой на реальные объекты.

Следовательно, показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заме­стителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий, критичность к за­мещениям партнера.

Воображение в раннем возрасте требует внешней опоры на предметы и их признаки, оно связано с внешними действиями, с оперированием предметами, их обыгрыванием и в то же время с речью, со словами, которые обозначают действия и предметы.

Особенности развития воображения в раннем возрасте: