logo search
С

18.2. Общая характеристика методов воспитательной работы в системе целостного педагогического процесса

Исходным методом в работе педагога с детьми является педагогическое требование. Требование — это метод воспитания, с помощью которого нормы поведения, выражаясь в личных отношениях, вызывают, стимулируют или тормозят определенную деятельность воспитанника и проявление у него определенных качеств. В педагогической практике учитель сталкивается с различными видами и формами требований.

По форме предъявления различаются прямые и косвенные требования. Для прямого требования характерны императивность, определенность, конкретность, точность, понятные воспитанникам формулировки, не допускающие двух различных толкований. Предъявляется требование в решительном тоне, причем возможна целая гамма оттенков, которые выражаются интонацией, силой голоса, мимикой.

Косвенное требование (совет, просьба, намек, доверие, одобрение и т.д.) отличается от прямого тем, что стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников. Среди наиболее употребительных форм косвенного требования выделяются такие:

Требование-совет. Это апелляция к сознанию воспитанника, убеждение его в целесообразности, полезности, необходимости рекомендуемых педагогом действий. Совет будет принят, когда воспитанник видит в своем наставнике старшего, более опытного товарища, авторитет которого признан и мнением которого он дорожит.

Требование в игровом оформлении (требование-игра). Опытные педагоги используют присущее детям стремление к игре для предъявления самых разнообразных требований. Игры доставляют детям удовольствие, а вместе с ними незаметно выполняются и требования, наиболее гуманная и эффективная форма предъявления требования, предполагающая, однако, высокий уровень профессионального мастерства.

Требования вызывают положительную, отрицательную или нейтральную (безразличную) реакцию воспитанников. В этой связи выделяются позитивные и негативные требования. Прямые приказания большей частью негативны, так как почти всегда вызывают отрицательную реакцию воспитанников. К негативным косвенным требованиям относятся осуждения и угрозы. Они обычно рождают лицемерие, двойственную мораль, формируют внешнюю покорность при внутреннем сопротивлении.

По способу предъявления различают непосредственное и опосредованное требование. Требование, с помощью которого воспитатель сам добивается от воспитанника нужного поведения, называется непосредственным. Требования воспитанников друг к другу, «организованные» воспитателем, — опосредованные требования.

Педагогические требования разделяются на побуждение к действию (в зависимости от степени категоричности - просьба, задание, приказ) и запрещающие действовать (указание, соответствующий приказ, наказание).

От правильности и объективности предъявляемых требований в конечном итоге зависит не только общая организация воспитательного процесса, но и формирование межличностных отношений между учителем и учащимися.

Метод самообслуживания — ведущий метод организации и развития воспитательного коллектива, обеспечивающий создание наиболее благоприятных условий для жизнедеятельности учебного заведения. Важная задача воспитателя состоит в том, чтобы обучить детей умениям и навыкам обслуживающего труда, правильному обращению с соответствующими инструментами и приборами. Прежде всего, необходим подробный инструктаж, разъясняющий и конкретизирующий последовательную цепочку требований, направленных на выполнение ряда действий, из которых складывается тот или иной вид обслуживающего труда. Принципиально важным условием успешной организации обслуживающего труда является высокое профессиональное мастерство педагогов и взрослых, выступающих в роли наставников. В ходе организации самообслуживания учащиеся могут привлекаться к планированию коллективных трудовых дел, методика которых достаточно полно разработана в опыте И. П. Иванова.

Формы организации самообслуживания разнообразны. Это могут быть и разновозрастные трудовые объединения детей, и бригадная организация труда учащихся, и индивидуальные трудовые поручения.

Соревнование позволяет эффективно решать задачу дальнейшего сплочения воспитательного коллектива, включить его в деловые отношения с другими коллективами, а также способствует развитию таких социально-ценных и личностно-значимых качеств, как творческая активность, ответственность, инициативность, самостоятельность, решительность и др.

К соревнованию педагог прибегает в тех случаях, когда нужно нацелить классный коллектив на решение определенной воспитательной задачи. В процессе внеурочной работы приемлемы такие формы соревнования, как олимпиады, предметные викторины, творческие конкурсы, выставки технического творчества, круглые столы, эстафеты, смотры художественной самодеятельности, выставки творческих работ и т. д. Важным стимулом организации соревнования является поощрение победителей.

Назначение ученического самоуправления состоит в том, что оно нацелено на самоорганизацию школьного воспитательного коллектива, создает его органы, способствует развитию педагогически целесообразных межличностных взаимоотношений. Самоуправление заключается, прежде всего, в создании органов коллектива, в каждом из которых концентрируется руководство определенным видом коллективной деятельности: образовательной, хозяйственно-трудовой, культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной и т. д.

В первичном коллективе класса самоуправление - это работа классного собрания. Проводить его целесообразно один раз в месяц. Определить тематику собраний и планировать их проведение целесообразно самим учащимся. На классном собрании избирается актив класса: староста, хозяйственный организатор, физорг, редактор стенгазеты и т. д.

Несколько по-иному организуется самоуправление в условиях ученической производственной бригады. Управление коллективной деятельностью в этом случае осуществляет бригадир. Регулярная смена бригадира (по четвертям) позволяет каждому ученику учиться умению руководить и подчиняться. Высшими органами самоуправления являются советы бригадиров (подгрупп, классов, параллелей, школы), которые решают все вопросы, связанные с обучением и воспитанием каждого члена бригады. В условиях рыночно-хозяйственных отношений такая форма самоуправления особенно актуализируется, поскольку способствует формированию таких деловых качеств, как предприимчивость, самостоятельность, энергичность, инициативность.

В основе современной методики убеждения лежит сформулированная К. Д. Ушинским идея превращения познавательной деятельности ученика в его самодеятельность. Методика убеждения призвана решить две основные задачи:

1. Осуществление педагогически целесообразного отбора информации, усвоение которой организует педагог на каждом конкретном этапе воспитательной работы.

2. Построение такой системы методов убеждения, которая обеспечивала бы превращение детского воспитательного коллектива и каждого его члена в отдельности из объекта убеждения, из потребителя информации в субъект убеждения, активного носителя социально-ценностной и внутренне значимой информации.

Важнейшая идея метода убеждения может быть выражена следующим образом: "Чтобы убедить, надо побудить к действию".

Ведущим методом педагогического стимулирования является перспектива, т. е. выдвижение перед детьми увлекательных, значимых целей, трансформирующихся в личные стремления, желания и интересы воспитанников.

А. С. Макаренко выделял перспективы ближние, средние и дальние. В начальный период организации детского воспитательного коллектива первостепенное значение имеют ближайшие перспективы - непосредственная радость завтрашнего дня. Существенную роль могут сыграть коллективные творческие дела - праздничное оформление, соревнование, игровые импровизации. Дети стремятся получить хорошую оценку, заняться интересной работой в кружке, участвовать в походах, экскурсиях и т. д.

Средняя перспектива - это ожидаемое событие, несколько отодвинутое во времени: подготовка к каникулам, многодневному походу, завершение строительства школьного стадиона и т. п. Таких событий немного, но коллектив ими живет, к ним стремится; и по линии движения к этому событию выстраиваются перспективы близкие.

Дальняя перспектива - это жизненные планы, связанные с осознанным выбором профессии, поиском жизненного призвания и самоопределения; это и будущее школы, т. е. долгосрочные планы. Воспитание такой перспективы - одна из конечных целей воспитательной работы.

Главное в системе перспективных линий - это непрерывная смена старых перспектив новыми, постоянное их расширение, недопустимость остановки в жизни коллектива (А. С. Макаренко).

Поощрение и наказание как метод педагогической коррекции на протяжении столетий вызывал противоречивые суждения и оценки.

Поощрение - стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания усилий и стараний личности. Правильно применяемое поощрение закрепляет положительные способы поведения, тем самым формируя у ребенка готовность к активному послушанию. Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к поощрениям. Слова одобрения, похвала взрослых являются для них стимулом самоутверждения в положительных поступках, уверенности в собственных возможностях. Одобрение, высказанное вовремя и умело, пробуждает в ребенке здоровое самолюбие: медлительный старается быть проворным, небрежно выполняющий задание стремится подтянуться и делать все лучше.

Особенно целесообразно поощрять положительные действия детей перед обществом сверстников. Этим достигаются две цели: во-первых, придать общественную значимость хорошему поступку, во-вторых, показать пример положительного поведения ребенка для подражания остальным детям.

Поощрение должно быть заслуженным и всегда должно сочетаться с требовательностью. В то же время поощрения несовместимы с потаканием любой вздорной прихоти ребенка.

Наказание - торможение негативных проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождение чувства вины и раскаяния. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому. Нельзя наказывать за то, что ребенок отличается от других; что он имеет отличную от родительской точку зрения.

Наказание должно быть без унижения. Оно не должно восприниматься ребенком как торжество родительской силы над его слабостью, как унижение. Оценивать нужно не личность ребенка, а поступок, который он совершил, его поведение. В наказании и поощрении необходима своевременность.

Общественное мнение является последним звеном в технологической последовательности методов педагогического стимулирования. Оно не возникает само по себе и является результатом кропотливой воспитательной работы педагогов. На практике действие общественного мнения проявляется в виде обсуждения и принятия коллективного решения органами самоуправления. Немаловажным путем выражения общественного мнения могут стать печатные органы коллектива и школьные средства информации, радио и телевидения. Главное, чтобы эта работа носила систематический характер, и по результатам обсуждения принимались конкретные решения, обязательные для каждого члена коллектива.