§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохраняют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратко-временны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечатлительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влияние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня
287
рождения, праздника и пр.) или после него преддошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, отказываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.
Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение режима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмоционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие условий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтированной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие единства требований к ребенку и рассогласование в приемах его воспитания.
Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших переживаний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н.Леонтьев). Чувства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.
В то же время в возрасте одного—трех лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает и тоскует о ней. Содержание переживаний значительно обогащается, поскольку для малыша расширяются границы окружающего мира, появляются новые виды деятельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у преддо-школьника все ярче проявляются собственные чувства к окружающему.
Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е. Волосо-ва). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнообразными причинами, чем у младенца. Они возникают на объекты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негативные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. 288
Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях к взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного умения еще нет и он может ошибаться. Ахтивность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.
Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результатами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому можно сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.
К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с условными действиями, но и с сюжетом (Е.Гаспарова). Ребенок радуется и самому действию, и тому, что оно происходит в организованной им игре.
Малыш (около двух лет) бурно реагирует на, казалось бы, незначительный факт в игре: упала кастрюлька. Он плачет, кричит, а нередко и совсем прекращает играть. Ведь для него представляет важность именно правильное выполнение действия.
К трем годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнением роли, неудачи предметного характера не вызывают отрицательных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрывно связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька. «Ох! Пролилось!» — восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вызывает то, что кукла может испачкать себе платье. Сюжетные переживания говорят о том, что предметная направленность деятельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметно-игрового действия, а обобщенный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.
В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.
К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Малыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и блестящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гармоничное от дисгармоничного.
Пример. Максим Д. с двух лет с удовольствием слушает классическую музыку, но ему не нравится, как поет мама. Стоит ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!» — и настаивает на том, чтобы она замолчала.
'О Урунтаева 289
Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, который обращает внимание на эстетически привлекательные объекты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим переживаниям, делится ими.
На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у младенца, в раннем детстве возникает элементарная любознательность. Начинают появляться познавательные вопросы.
Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпировать внимание взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку.
Пример. Желание вернуть себе максимальное внимание взрослых побудило Лену А. (3 года) подражать младшему брату. Она легла в его коляску и заявила взрослым: «Дайте мне бутылочку с соской. Налейте чаю. Я буду сосать».
В то же время при систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На втором и третьем году жизни проявления симпатии усложняются. Накопление собственного опыта помогает преддошколь-нику понять, когда другому больно или когда другой голоден. Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте двух-трех лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.
Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпатия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.
Освоение преддошкольником речи приводит к тому, что определенные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отношение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмоциональные процессы, изменяя их протекание.
Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к действиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся основой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных суждений. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, т.е. еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мимикой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «молодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться в дополнительном
290
подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведения создает связь чувств с представлением, придавая действиям малыша известную целенаправленность.
Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает условия для развития самолюбия и чувства гордости (Р.Х.Шакуров). Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения положительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает сопротивление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оценивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается детская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковременно действовавшей оценкой, неустойчиво.
Под влиянием воздействия на малыша положительной и отрицательной оценок возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чувства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрицательно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у пред-дошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуацию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.
Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:
эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети'очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности и ребенок осваивает способы их выражения;
развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.
291
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Из истории детской психологии
- § 2. Основные закономерности психического развития
- § 3. Движущие силы и условия психического развития
- § 4. Возрастная периодизация психического развития
- Глава 2
- § 1. Принципы изучения психики ребенка
- § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
- Глава 3
- § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
- § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
- Основные рефлексы новорожденного
- § 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет
- § 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
- § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
- § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 5
- § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
- § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 6
- § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
- § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
- § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
- § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
- Глава 7
- § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
- § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 8
- § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
- § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
- § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
- Раздел III
- Глава 9
- § 1. Функции и виды внимания
- § 2. Развитие внимания в младенчестве
- § 3. Развитие внимания в раннем детстве
- § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- § 5. Руководство развитием внимания
- Глава 10 развитие речи
- § 1. Развитие речи в младенчестве
- § 2. Развитие речи в раннем детстве
- § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
- Глава 11
- § 1. Сенсорное развитие в младенчестве
- § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
- § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 12 развитие памяти
- § 1. Развитие памяти в младенчестве
- § 2. Развитие памяти в раннем детстве
- § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием памяти
- Глава 13
- § 1. Развитие воображения в раннем детстве
- § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- § 3. Руководство развитием воображения
- Глава 14
- § 1. Развитие мышления в младенчестве
- § 2. Развитие мышления в раннем детстве
- § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием мышления
- Раздел IV
- Глава 15
- § 1. Развитие самосознания в младенчестве
- § 2. Развитие самосознания в раннем детстве
- § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием самосознания
- Глава 16 развитие воли
- § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
- § 2. Руководство развитием воли
- Глава 17
- § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
- § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
- § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
- § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
- Глава 18
- § 1. Нравственное развитие в младенчестве
- § 2. Нравственное развитие в раннем детстве
- § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 19
- § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
- § 2. Характеристика детей
- § 3. Учет свойств темперамента
- Глава 20
- § 1. Развитие способностей дошкольника
- § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
- Глава 21
- § 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
- § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе