logo search
Урунтаева Г

§ 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве

Эмоциональные переживания ребенка раннего возраста сохра­няют ряд особенностей, характерных для младенца. Они кратко-временны, неустойчивы, бурно выражаются. Дети очень впечат­лительны. Эмоциональное возбуждение оказывает сильное влия­ние на все поведение малыша. В ожидании приятного события (дня

287

рождения, праздника и пр.) или после него преддошкольники становятся плаксивыми, раздражительными, капризными, от­казываются от еды и любимых игрушек, долго не могут заснуть. В группе детей раннего возраста по-прежнему можно наблюдать «эмоциональное заражение»: если начинает плакать один из них, то его сразу же поддерживают остальные.

Отрицательные эмоции чаще всего вызывают: нарушение ре­жима дня, неправильные воспитательные приемы кормления, укладывания и умывания, недостаточно продолжительное и эмо­ционально насыщенное общение со взрослым, отсутствие усло­вий для самостоятельной игры, возникновение «экзальтирован­ной» привязанности к какому-либо члену семьи, отсутствие един­ства требований к ребенку и рассогласование в приемах его вос­питания.

Эмоции во многом определяют поведение ребенка. Он действует не задумываясь, под влиянием сиюминутно возникших пережи­ваний. Чувства выполняют побуждающую роль, являясь мотивом поведения, которое поэтому импульсивно (А.Н.Леонтьев). Чув­ства побуждают к поступкам и в них же закрепляются.

В то же время в возрасте одного—трех лет происходят заметные изменения в эмоциональной сфере. В начале раннего детства в связи с выделением предметов как постоянно существующих, имеющих устойчивые характеристики, и формированием представлений о них возникают чувства, связанные с теми объектами, которые малыш не видит перед собой в данный момент. Так, в отсутствие мамы малыш вспоминает и тоскует о ней. Содержание пережива­ний значительно обогащается, поскольку для малыша расширя­ются границы окружающего мира, появляются новые виды дея­тельности, увеличивается круг людей, в том числе и ровесников, с которыми он взаимодействует. Развивается самостоятельность движений и действий. В отличие от младенца, которому в большей степени свойственны подражательные переживания, у преддо-школьника все ярче проявляются собственные чувства к окружа­ющему.

Эмоции детей второго года жизни тесно связаны с предметной деятельностью, ее успешностью или неуспешностью (Е. Волосо-ва). Эмоциональные реакции теперь вызываются более разнооб­разными причинами, чем у младенца. Они возникают на объек­ты, с которыми предстоит действовать, на ситуацию в целом, на действия самого ребенка, на получаемый самостоятельно результат, на игровые моменты с участием взрослого. Как и в предыдущий возрастной период, интерес к объекту в сочетании с неумением действовать вызывает неудовольствие, гнев, огорчение. Негатив­ные реакции свидетельствуют о том, что способ действия еще не сформирован. Значит, ребенку нужно помочь, подсказать, как действовать. 288

Яркие, положительные эмоции, выражающиеся в улыбках, возгласах, частых обращениях к взрослому, говорят о том, что ребенок действие освоил и хочет получить одобрение при каждом самостоятельном решении практической задачи, но полного уме­ния еще нет и он может ошибаться. Ахтивность, протекающая на спокойно сосредоточенном фоне, указывает на освоение данного вида деятельности.

Положительные эмоции во многих случаях отражают уровень удовлетворения потребности (познавательной, двигательной и др.). Переживания теперь уже связаны именно с умениями и результа­тами, характерными для самостоятельности человека. Поэтому мож­но сказать, что происходит дальнейшая социализация эмоций.

К концу второго года жизни малыш получает удовлетворение от игры. Возникают переживания, связанные не только с услов­ными действиями, но и с сюжетом (Е.Гаспарова). Ребенок раду­ется и самому действию, и тому, что оно происходит в организо­ванной им игре.

Малыш (около двух лет) бурно реагирует на, казалось бы, не­значительный факт в игре: упала кастрюлька. Он плачет, кричит, а нередко и совсем прекращает играть. Ведь для него представляет важность именно правильное выполнение действия.

К трем годам у ребенка, поглощенного сюжетом и выполнени­ем роли, неудачи предметного характера не вызывают отрица­тельных эмоций, как раньше. Его переживания теперь неразрыв­но связаны с сюжетной стороной игры. Он меняет сюжет. Упала кастрюлька. «Ох! Пролилось!» — восклицает малыш и вытирает тряпкой воображаемую лужу. Его неудовольствие и опасение вы­зывает то, что кукла может испачкать себе платье. Сюжетные пе­реживания говорят о том, что предметная направленность дея­тельности уступает место игровой и на первый план выдвигается не образ конкретного предметно-игрового действия, а обобщен­ный образ игровой ситуации. Эмоциональный отклик на игровые события показывает не только высокий уровень развития игры, но и ее эмоциональную значимость для ребенка.

В раннем возрасте развиваются высшие чувства, предпосылки которых сложились в младенчестве.

К трем годам отчетливо проявляются эстетические чувства. Ма­лыш переживает характер музыки: веселой и грустной, плавной и бодрой. Он радуется украшениям, красивой одежде, цветущим растениям. Восторг, как и у младенца, вызывает все яркое и бле­стящее, но ребенок учится отличать красивое от некрасивого, гар­моничное от дисгармоничного.

Пример. Максим Д. с двух лет с удовольствием слушает классическую музыку, но ему не нравится, как поет мама. Стоит ей запеть, он сразу говорит: «Мама, не пой!» — и настаивает на том, чтобы она замолчала.

'О Урунтаева 289

Сначала ребенок выделяет красивое, подражая взрослому, ко­торый обращает внимание на эстетически привлекательные объек­ты: «Посмотри, как красиво». Но быстро сам начинает замечать красоту в окружающем и привлекает взрослого к своим пережи­ваниям, делится ими.

На основе чувства удивления, которое наблюдалось еще у мла­денца, в раннем детстве возникает элементарная любознатель­ность. Начинают появляться познавательные вопросы.

Зарождаются новые чувства в отношении сверстников: сопер­ничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится узурпи­ровать внимание взрослого и протестует, когда оно делится меж­ду детьми или оказывается другому ребенку.

Пример. Желание вернуть себе максимальное внимание взрослых побудило Лену А. (3 года) подражать младшему брату. Она легла в его коляску и заявила взрослым: «Дайте мне бутылочку с соской. Налейте чаю. Я буду сосать».

В то же время при систематическом побуждении взрослого ре­бенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. На втором и третьем году жизни проявления симпатии услож­няются. Накопление собственного опыта помогает преддошколь-нику понять, когда другому больно или когда другой голоден. Когда взрослый обозначает в слове эмоциональные состояния старших и ровесников, то ребенок их понимает гораздо лучше. В возрасте двух-трех лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь постра­давшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.

Дети хорошо понимают настроение близких, любовь и симпа­тия к которым приобретает новые формы. Малыш стремится к похвале, одобрению, огорчается, если их не получает.

Освоение преддошкольником речи приводит к тому, что опре­деленные слова приобретают условно-эмоциональное значение, способность выражать положительное или отрицательное отно­шение к ребенку со стороны взрослых. Слово включается в эмо­циональные процессы, изменяя их протекание.

Когда взрослый словесно обозначает свое отношение к дей­ствиям ребенка, то слова, выражающие оценки, становятся ос­новой формирующихся в дальнейшем чувств, моральных сужде­ний. Сначала само слово у малыша не вызывает никакого чувства, т.е. еще не имеет оценочного значения. Оно приобретает такое значение, когда взрослый подкрепляет его дополнительно мими­кой, жестами, интонацией, действиями. Например, говорит «мо­лодец, хороший» ласково, улыбаясь, гладя малыша по головке. Постепенно слово-оценка перестает нуждаться в дополнительном

290

подкреплении, и ребенок уже определенным образом реагирует на его значение. Основу для развития речевой регуляции поведе­ния создает связь чувств с представлением, придавая действиям малыша известную целенаправленность.

Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает усло­вия для развития самолюбия и чувства гордости (Р.Х.Шакуров). Сначала переживания гордости неустойчивы и возникают лишь при прямой оценке ребенка взрослым. По мере повторения по­ложительных оценок, направленных на одни и те же качества, гордость становится устойчивой и постоянной. Складывается по­требность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие малыша, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоин­ства. С его появлением усложняются реакции ребенка на внешнюю оценку. Когда новая оценка противоречит старой, возникает со­противление ребенка. Поэтому в течение длительного времени он продолжает гордиться тем качеством, которое положительно оце­нивалось в прошлом, несмотря на отрицательную оценку его в настоящем. Под влиянием новой оценки, если она сохраняется достаточно долго, соответствующим образом перестраивается дет­ская гордость. А чувство, вызванное эпизодической, кратковре­менно действовавшей оценкой, неустойчиво.

Под влиянием воздействия на малыша положительной и отри­цательной оценок возникает чувство стыда, связанное со всем прошлым опытом взаимодействия ребенка с окружающим. Оно является проявлением детского самолюбия, зарождающегося чув­ства гордости и собственного достоинства. В основе чувства стыда лежит формирование представлений о положительно и отрица­тельно оцениваемых образцах поведения. Оно возникает у пред-дошкольника при отклонении его поведения от положительно оцениваемого образца в отрицательную сторону. При этом сам ребенок чувствует это отклонение и воспринимает такую ситуа­цию как утрату положительного мнения взрослых, понижение своего достоинства.

Особенности эмоционального развития в раннем возрасте:

291