logo search
Урунтаева Г

§ 2. Руководство развитием воли

Ребенок без помощи взрослого никогда не научится управлять своим поведением, смотреть на себя со стороны. Осознать свою деятельность и себя в ней он может только в общении и совмест­ной со взрослым деятельности. Развитие воли происходит во всех видах деятельности, где ребенок должен сдерживать свои побужде­ния и достигать поставленной цели. Так, при освоении физкуль­турных и танцевальных движений надо строго следовать образцу или примеру, данному взрослым, подавляя ненужные движения. Наглядные примеры помогают малышу действовать в соответствии

279

с предъявляемыми требованиями. Произвольность развивается и тогда, когда дети получают задание придумать и показать новое движение.

Большую помощь дошкольникам в умении управлять собой оказывают дидактические и подвижные игры. Правила становятся точкой опоры, которая помогает ребенку осознавать, контроли­ровать и оценивать свои действия. Дидактические игры чаще про­текают как совместные. Поэтому в них малыш имеет возможность сравнивать себя со сверстниками, смотреть на себя их глазами, что значительно облегчает управление собой, делает его осмыс­ленным. В играх дети преодолевают сиюминутные желания и даже некоторые внутренние трудности. Например, несмотря на страх быть пойманным, малыш не убегает до того, как прозвучит сиг­нал, позволяющий бежать. Особенно важны такие игры в разви­тии воли и произвольности у младших и средних дошкольников, но они не теряют своего значения и в более старшем возрасте.

Речевое общение выступает средством развития воли, произ­вольности в том случае, если оно включено в деятельность детей, отвечает их интересам и не совпадает с сиюминутными дей­ствиями.

Речь выполняет в формировании воли и произвольности сле­дующие функции. Помогает ребенку осознать собственные дей­ствия. Наблюдая и участвуя в деятельности детей, воспитатель время от времени задает вопросы: «Во что ты играешь?», «Тебе нравится играть так?», «Что ты собираешься сейчас делать?» Если дети за­трудняются ответить, то можно подсказать: «Тебе уже, наверное, скучно играть? Может быть, ты хочешь порисовать?» Важно, чтобы предложение взрослого не подавляло инициативу дошкольника. С помощью вопросов педагог выделяет связь между настоящими, прошлыми и будущими действиями, а также цель и средства ее достижения: «Что ты хочешь построить? Что тебе для этого нуж­но? С чего начнешь?» В случае необходимости можно подсказать, но обязательно учесть возможное несогласие ребенка и его вари­ант ответа.

Педагог ставит ребенка в ситуацию выбора, побуждает само­стоятельно принимать решения, представлять разные варианты своего действия, осознавать свое желание: «Во что ты хочешь иг­рать: в мозаику или строить? С кем хочешь играть? Кем хочешь быть в игре?» Нельзя оценивать ответы ребенка. Задача взрослого состоит в том, чтобы подкрепить и выделить самостоятельные действия, придать им произвольный осознанный характер.

С помощью речи создается ситуация борьбы мотивов, когда взрослый спрашивает: «Почему ты так хочешь? А как можно по-другому? А как будет правильно? А как бы я поступила, угадай. А как бы поступил другой мальчик?» — или: «Ты закончил свою работу. Можешь идти играть... Или можешь помочь Лене, у нее

280

работа сложнее. Или иди играть. Как ты хочешь? Как хочешь, так и поступай». Также ребенку предоставляется возможность про­гнозировать и обсуждать возможные последствия своих действий: «А что будет, если...»

Речь помогает достигать поставленную цель, развивая целеуст­ремленность ребенка. Решению этой задачи способствует ряд при­емов, например выдвижение промежуточной цели. Допустим, малышу тяжело идти, он устал. Тогда взрослый говорит: «Вон там собачка. Пойдем посмотрим ее. А вон голуби, подойдем к ним. Отдохнем вон у того деревца. А вот и наш дом». Другой прием — это ограничение и конкретизация цели. Например, ребенку надо нарисовать кружочки. Взрослый предлагает: «Нарисуй одну строч­ку кружочков. А теперь еще одну. Нарисуй три красивых кружоч­ка» — или: «Постой, подожди меня, посчитай до 10». Прием дозирования в увеличении задания предполагает нарастание уси­лий: «Нарисуй один квадратик. А теперь еще один, такой же кра­сивый и даже еще лучше» — или: «Нарисуй кружок. А теперь еще два и еще один. А теперь три и еще один...» Взрослый с помощью подбадриваний, советов, напоминаний, оценок помогает ребен­ку довести начатое дело до конца, достичь предполагаемого ре­зультата.

Речь выступает средством организации жизни и деятельности детей во времени, помогая преодолеть ситуативность и непроиз­вольность. Напоминая события недавнего прошлого, приоткры­вая будущее, взрослый «растягивает» жизнь ребенка во времени, выводит за пределы воспринимаемой ситуации, дает те точки опоры, с которых можно посмотреть на себя со стороны. Сначала воспитатель помогает детям анализировать свое поведение, напоминая о хороших поступках и делах, о том, что было инте­ресно в течение дня. Главное, чтобы дети не ограничивались пе­речислениями режимных моментов, а обязательно запоминали что-то о себе.

Разговоры о том, что было вчера, сегодня утром, что будет вечером или завтра, подводят дошкольников к мысли, что жизнь в детском саду — это организованный процесс связанных друг с другом событий, которые они сами планируют. Осознание собы­тий своей жизни является необходимым условием для самостоя­тельного планирования действий, овладения своим поведением. Поэтому следует планировать и подводить итоги каждого дня в детском саду, настраивать детей на предстоящие события, чтобы они ждали их и внутренне готовились к ним. Важно выделить глав­ный эпизод и сделать его привлекательным, чтобы дети положи­тельно переживали то, что предстоит делать.

Дошкольники и сами могут планировать свою деятельность, каждый день новый «командир» в группе решает, чем все будут заниматься в свободное время. Полезно связывать в сознании де-

281

щиеся виды деятельности, например подготовку к показу спек­такля для малышей.

Вопросы для повторения

  1. Какие предпосылки развития воли складываются в раннем детстве?

  2. В чем проявляется развитие волевого действия в дошкольном воз­расте?

  3. Как развиваются целеполагание, планирование и контроль деятель­ности и поведения у дошкольника?

  4. Каковы особенности развития волевых усилий в дошкольном дет­стве?

  5. Как складывается произвольность поведения и деятельности у до­школьника?

Литература

Запорожец А. В. Психологическое изучение развития моторики ребен­ка-дошкольника // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А. Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. — М., 1995.

Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников. — Киев,

1971.

Кравцов Г., Кожарина Л., Плашаева Л. Царевна Несмеяна и другие, или Воспитание произвольности //Дошкольное воспитание. — 1971. — № 11.

Непомнящая Н. Формирование воли // Дошкольное воспитание. —

1963. - № 9.

Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошколь­ном возрастах. — М., 1998.

Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. — 1990. — № 3.

Цыркун И.А. Развитие воли у дошкольников. — Минск, 1991.