logo search
С

2.1. Возникновение и развитие педагогической профессии.

Педагогическая профессия возникает на определенном историческом этапе развития общества, когда образовательная деятельность обособилась в особую социальную функцию.

Из ряда других ее выделяют, прежде всего, по образу мышления её представителей, повышенному чувству долга и ответственности. Главное её отличие от других профессий типа «человек – человек» заключается в том, что она относится как к классу преобразующих, так и к классу управляющих профессий, имея в качестве цели своей деятельности становление и преобразование личности. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с окружающими людьми, разрешение конфликтных ситуаций в учебном процессе.

Педагогическая профессия оказывает влияние на весь образ жизни педагога своим режимом, условиями труда, характером и дидактической формой общения с учащимися, а также эмоционально-волевой нагрузкой. С другой стороны, педагогическая деятельность в большей степени, чем другие профессии, окрашена личностно, и поэтому личностные качества играют значительную роль в достижении профессионального успеха.

Педагог, как любой другой руководитель, должен хорошо знать и представлять специфику и особенности учебной деятельности учащихся, процессом развития которой он управляет. Таким образом, педагогическая профессия требует двойной подготовки – человеческой и специальной. Так, в профессии учителя умение общаться становится необходимым личностным и профессиональным качеством. Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер. В настоящее время педагогическая профессия охватывает широкий спектр педагогических специальностей: учитель-предметник общеобразовательной школы, классный руководитель, воспитатель дошкольного заведения, педагог-методист, тренер спортивной секции, педагог внешкольных воспитательных заведений и т.д.

За педагогической профессией исторически закрепились две социальные функции – адаптивная и гуманистическая.

Адаптивная функция связана с подготовкой учащихся к конкретным условиям современной социальной ситуации, а гуманистическая – с духовно-нравственным развитием его личности, творческой индивидуальности. С одной стороны учитель подготавливает своих воспитанников к конкретным запросам общества. Но с другой стороны, он, объективно оставаясь хранителем и проводником культуры, несёт в себе вневременной фактор. В профессиональном труде учителя всегда содержится гуманистическое, общественное начало. Сознательное его выдвижение на первый план, стремление служить будущему характеризовали прогрессивных педагогов всех времён и народов.

Так, известный педагог и прогрессивный деятель в области образования середины ХΙХ в. А.Дистервег, которого называли учителем немецких учителей, выдвигал общечеловеческую цель воспитания -- служение истине, добру, красоте. В реализации этой цели, считал он, особая роль принадлежит учителю, который является живым примером для ученика. Его личность завоёвывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Великий русский писатель и педагог Лев Николаевич Толстой видел в педагогической профессии, прежде всего, гуманистическое начало, которое находит своё выражение в любви к детям. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике.

В 50 - 60 – е годы ХХ века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внёс В.А. Сухомлинский – директор Павлыщской средней школы на Полтавщине. Его идеи гражданственности и человечности в педагогике оказались созвучны нашей современности. Воспитание во имя счастья ребёнка – таков гуманистический смысл педагогических трудов В.А. Сухомлинского, а его практическая деятельность – убедительное доказательство тому, что без веры в ребёнка, без доверия к нему вся педагогическая мудрость, все методы и приёмы обучения и воспитания несостоятельны.

2.2. Профессионально обусловленные требования к личности педагога

Одним из важнейших требований, которые предъявляются к педагогической профессии, является чёткость гражданской и профессиональной позиции. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. Позиция педагога – это система интеллектуальных, волевых и эмоционально – оценочных отношений к миру педагогической действительности, которая является источником его творческой активности и неповторимой индивидуальности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и стиль профессиональной деятельности. Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально–типологические особенности личности, темперамент и характер.

Настоящий учитель – это профессионал, который в полной мере обладает чувством ответственности за результаты своего труда, справедливости и честности перед собой, своими учениками и коллегами. Он хорошо чувствует состояние другого человека, умеет наладить контакт с каждым учеником. Настоящий учитель гибок, то есть способен проявлять большую жесткость или мягкость в зависимости от ситуации. Он умеет методически грамотно задавать вопросы, может показать свою компетентность в преподаваемом предмете, устанавливает четкие процедуры проверки знаний учеников, при этом демонстрируя желание помочь учащимся. Любит и умеет экспериментировать, ищет новые формы и методы работы. Хорошему учителю свойственно положительное восприятие самого себя, учеников, коллег.

К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных взаимосвязанных и дополняющих друг друга комплекса: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности).

Известный российский педагог В.М.Коротов к первым двум группам относит следующие качества личности педагога:

Преподаватель должен обладать целым рядом профессиональных качеств, таких как целеустремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.

2.3. Профессиональная направленность педагога

В структуре личности учителя особая роль принадлежит профессионально – педагогической направленности. Она является тем ядром, вокруг которого компонуются основные профессионально значимые свойства личности учителя. Под ней принято понимать систему целей и установок, стремлений и эмоциональных реакций, идеалов и убеждений человека, выражающих его отношение к профессиональной деятельности и определяющим образом влияющих на ее содержание и результаты.

Профессиональная направленность включает следующие компоненты: педагогический интерес; призвание к педагогической деятельности; стремление к педагогическому труду; система профессиональных специфических отношений; педагогические убеждения. Определяющим показателем педагогической направленности выступают педагогические убеждения – сплав общих и профессиональных знаний, чувств и воли в структуре личности педагога. Основой педагогической направленности является устойчивый интерес к профессии учителя, который находит своё отражение в положительном эмоциональном отношении к детям, к родителям, педагогической деятельности, в стремлении к овладению педагогическими знаниями и умениями.

Педагогическое призвание означает склонность, вырастающую из осознания способности к педагогическому делу. Это основополагающее качество является предпосылкой самосовершенствования, целенаправленного саморазвития многих профессионально значимых качеств, характеризующих профессионально – педагогическую направленность учителя. Среди таких качеств важнейшее место занимают педагогический долг и ответственность. Высшим проявлением педагогического долга является самоотверженность учителя.

Ярким примером профессиональной самоотверженности является жизнь и педагогическая деятельность А.С. Макаренко и В.А Сухомлинского. Исключительный пример самоотверженности и самопожертвования – жизнь и подвиг Януша Корчака, видного польского врача и педагога презревшего предложение фашистов остаться живым и шагнувшего в печь крематория вместе со своими воспитанниками. Взаимоотношения учителя с коллегами, родителями и детьми, основанные на осознании профессионального долга и чувстве ответственности, составляют сущность педагогического такта. Тактика поведения учителя в любом случае состоит в том, чтобы выбрать соответствующие стиль и тон. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств педагога, его кругозора, культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства. Он является той основой, на которой вырастают доверительные отношения между учителями и учащимися. Педагогическая справедливость представляет собой своеобразное мерило объективности учителя, уровня его нравственной воспитанности.

Основу познавательной направленности личности педагога составляют духовные потребности и интересы. Одним из проявлений духовных сил и культурных потребностей личности являются потребности в знаниях. Непрерывность педагогического самообразования – еще одно необходимое условие профессионального становления и совершенствования учителя-профессионала.