logo search
Урунтаева Г

§ 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицатель­ное самочувствие ребенка. Оно вызывается многими причинами. Главной выступает неудовлетворенность ребенка общением со взрослыми, прежде всего с родителями и со сверстниками. Не- 1 достаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводят к фор- ] мированию у ребенка тревожно-пессимистических личностных ожиданий. Их характеризуют неуверенность малыша, чувство не- ] защищенности, иногда страх в связи с прогнозируемым отрица- I тельным отношением взрослого.

Такое отношение взрослого провоцирует у ребенка упрямство, нежелание подчиняться требованиям родителей, т.е. является серь­езным «психологическим» барьером между взрослым и детьми, i Тогда как тесные, насыщенные эмоциональные контакты, при которых ребенок является объектом доброжелательного, но тре­бовательного оценочного отношения как личность, формируют у него уверенно-оптимистические личностные ожидания. Для них характерно переживание возможного успеха, похвалы, одобре- i ния со стороны близких взрослых.

Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам пове­дения.

К первой группе относятся дети неуравновешенные, легко воз­будимые. Безудержность эмоций у них часто становится причиной дезорганизованности их деятельности. При возникновении конф­ликтов со сверстниками эмоции детей часто проявляются в аф­фектах: вспышках гнева, обиде, нередко сопровождаемых слеза­ми, грубостью, драками. Наблюдаются сопутствующие вегетатив­ные изменения: покраснения кожи, усиление потоотделения и пр. Негативные эмоциональные реакции могут быть вызваны серьез­ными или незначительными причинами. Однако, быстро вспыхи­вая, они быстро угасают.

Вторую группу составляют дети с устойчивым негативным от-ношением к общению. Как правило, обида, недовольство, непри­язнь и т.д. надолго сохраняются в их памяти, но при их проявле­нии дети более сдержанны. Такие дети характеризуются обособ­ленностью, избегают общения. Эмоциональное неблагополучие часто сопряжено с нежеланием посещать детский сад, с неудов­летворенностью отношениями с воспитателем или сверстниками. Острая восприимчивость ребенка, его чрезмерная впечатлитель­ность могут привести к внутриличностному конфликту.

Другой существенной причиной, вызывающей эмоциональное, неблагополучие, являются индивидуальные особенности ребен-

298

ка, специфика его внутреннего мира (впечатлительность, воспри­имчивость, ведущие к возникновению страхов) (Е. Гаспарова).

Причины детских страхов очень разнообразны. Их появление прямо зависит от жизненного опыта ребенка, степени развития самостоятельности, воображения, эмоциональной чувствительно­сти, склонности к беспокойству, тревожности, робости, неуве­ренности. Чаще всего страхи порождаются болью, инстинктом самосохранения.

Пример. Максим Д. (5 лет 9 мес.) согласился остаться один в квар­тире на несколько минут, пока мама вытрясет ковер. Как только мама ушла, мальчик бросился к окну и, увидев ее на улице, стал стучать по стеклу, метаться, плакать, кричать: «Вернись сейчас же, сейчас же! Я это­го тебе никогда не прощу!»

В 6 —7 мес. младенец беспокоится, если мать внезапно уходит, отрицательно реагирует на незнакомых людей. Беспокойство воз­никает и в том случае, если мать редко берет ребенка на руки, относится к нему слишком сдержанно, недостаточно обращает на него внимание.

В раннем детстве для малыша непереносима даже короткая раз­лука с матерью, поэтому ребенок становится плаксивым, плохо засыпает и просыпается в слезах, а днем старается быть поближе к матери. Страх темноты и одиночества не возникает, если ребе­нок привык спать еще на первом году жизни в неосвещенной ком­нате. Страхи проявляются чаще всего перед сном. Поэтому время после ужина должно проходить в атмосфере уюта и покоя. Перед сном неуместны шумные игры, просмотр страшных фильмов и прослушивание страшных сказок. Лучше подходят истории о без­обидных существах, добрых и забавных гномах, животных, но не богатые приключениями. Эмоциональный комфорт в семье, вни­мание к чувствам и переживаниям малыша, готовность прийти на помощь предупреждают детские страхи.

Неоправданно строгая позиция взрослого и неадекватные сред­ства воспитания приводят к перенапряжению нервной системы и создают благоприятную почву для появления страхов. К таким средствам воспитания относятся угрозы, суровые или телесные наказания (шлепки, удары по рукам, голове, лицу), искусствен­ное ограничение движений, пренебрежение интересами и жела­ниями малыша и пр. Постоянное запугивание приводит к тому, что дети становятся бессильными, теряют способность рассуж­дать, переживают острый эмоциональный дискомфорт. Большую роль в возникновении страхов у ребенка играет наличие страхов у самой матери. Помня о своих детских страхах, она непроизвольно ограждает малыша от когда-то пугавших ее объектов, например животных. Так неосознанно формируются тревожные чувства, воз­никают «наследственные» страхи.

299

Развивающееся воображение приводит к тому, что к трем го­дам появляется целая группа страхов, связанных со сказочными героями, темнотой, пустой комнатой. Предрасположенность к стра­хам имеется у малообщительных детей, ограниченных в контак­тах. У таких детей кроме страхов могут возникать агрессивность, упрямство, капризы. Развитие страхов взрослые стимулируют, когда заставляют детей сдерживать свои эмоции, не понимают их пере­живаний. Тогда на вид сдержанные дети на самом деле исполнены всевозможных сильных отрицательных чувств.

Нельзя стыдить ребенка за переживаемый страх. Ведь страх и стыд взаимосвязаны. Под влиянием насмешек малыш начинает скрывать страх, который не только не исчезает, но в таком случае даже усиливается. Ребенок становится пассивным, склонным к переживанию депрессии.

С трех до пяти-шести лет страхи становятся наиболее разно­образными. Они свойственны большинству дошкольников, часто переходят в навязчивые формы, близкие к невротическим состо­яниям. Страхи вызываются совокупностью следующих компонен­тов: высокой эмоциональностью дошкольника, малым жизнен­ным опытом, богатым воображением; они легко появляются и исчезают в течение трех-четырех недель. Нередко страхи могут вы­зывать необдуманные поступки взрослых, например ошибки в ум­ственном воспитании, которые приводят к снижению уровня ори­ентации в окружающем. Если ребенок не получает ответа на то, что его одновременно пугает и интересует, он пытается найти ответ сам, но не лучшим образом. Необходимо давать правильные ответы на детские вопросы. Важно обогащать знания детей о пред­метах и явлениях. Не следует оставлять ребенка одного в незнако­мой или в сложной обстановке. Следует поучаствовать в пугающей деятельности, например вместе войти в темную комнату.

Вопросы и задания

  1. Каковы особенности эмоционального развития в младенческом воз­расте?

  2. Как влияют общение со взрослыми и предметная деятельность на развитие эмоций в младенческом и раннем детстве?

  1. Опишите особенности эмоционального развития в раннем детстве.

  2. Какие высшие чувства развиваются у дошкольника?

  3. Какую роль играют эмоции в деятельности дошкольника?

  1. Раскройте причины и особенности эмоционального неблагополу­чия детей.

Литература

Волосова Е. Развитие эмоций у детей раннего возраста в действиях с предметами //Дошкольное воспитание. — 1981. — № 7.

300

Татарова Е. Эмоции ребенка раннего возраста в игре //Дошкольное воспитание. — 1981.—№ 10.

Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка- тео­рия и практика. — М., 2004.

Кошелева А.Д., Перегуда В. И., Шаграева О.А. Эмоциональное разви­тие дошкольников. — М., 2003.

Мещерякова СЮ. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и при общении со взрослыми // Вопросы психологии. — 1975. — № 5.

Миронов В. Моральное чувство: его формирование с помощью худо­жественной литературы // Дошкольное воспитание. - 1993. - № 10

Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / под ред А. В. Запорожца, Я.З.Неверович. — М., 1986.

Рояк А. Эмоциональное благополучие ребенка в группе детского сада // Дошкольное воспитание. — 1977. — № 2.

М Э^ИОнальное Развитие Дошкольника / под ред. А. Д. Кошелевой. -