logo search
Урунтаева Г

§ 1. Эмоциональное развитие в младенчестве

Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отноше­ния человека к предметам и явлениям действительности. Эмоции и чувства специфическая форма отражения действительности. Если в познавательных процессах отражаются предметы и явления, то в чувствах — значимость этих предметов и явлений для данного человека в конкретной ситуации. То есть чувства носят личност­ный характер. Они связаны с потребностями и выступают показа­телем того, как происходит их удовлетворение.

Отличительной характеристикой чувств является их полярность как простейшее переживание удовольствия—неудовольствия. Чув­ства обладают различной степенью продолжительности и интен­сивности. Они различаются по генетическому происхождению, глубине, осознанности, динамике развития, действию на орга­низм, направленности, способу выражения, условиям возникно­вения и исчезновения и т.д. Чувства имеют внешнее выражение в выразительных движениях лица (мимике) и тела (пантомиме), в интонациях речи.

По форме протекания выделяют чувственный тон, настроение, собственно эмоции, страсти, стресс, фрустрацию, высшие чувства. Высший продукт эмоций человека — устойчивые чувства к пред­метам, отвечающим его высшим потребностям. Высшие чувства носят отчетливо выраженный предметный характер, так как свя­заны с каким-либо конкретным объектом. В зависимости от пред­метной сферы, к которой они относятся, их подразделяют на нрав­ственные, эстетические, интеллектуальные. Нравственные пере­живаются человеком при. восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными в общест­ве. Интеллектуальные чувства возникают в процессе познаватель­ной деятельности человека. Эстетические представляют собой эмо­циональное отношение человека к прекрасному в природе, ис­кусстве, жизни людей.

Первые эмоции ребенок испытывает сразу после рождения. Это отрицательные переживания, связанные с физиологическими причинами. Отрицательные эмоции, выраженные в крике, плаче, выполняют защитную функцию, сигнализируя о каком-то небла-

283

гополучии малыша: голоден, болен, мокрые пеленки, хочет спать и пр. Взрослый, реагируя на них, обеспечивает благоприятные условия для жизни новорожденного. Исследования Н.Л.Фигури-на, М.П.Денисовой позволили сделать вывод о том, что на пер­вом и в начале второго месяца жизни отрицательные эмоции воз­никают, когда ребенок голоден или его отнимают от груди во время кормления, при перевозбуждении перед сном, при дей­ствии широких кожных и болевых раздражителей.

Уже вскоре после рождения общий фон бодрствования, пока еще очень кратковременного, подсказывает внимательному взрос­лому, какие раздражители вызывают у ребенка отрицательные переживания, а какие, наоборот, успокаивают. Постепенно вре­мя бодрствования удлиняется, снижается число отрицательных эмоций. Новорожденный переходит к более или менее спокойно­му состоянию. Но радоваться он еще не умеет. Во время сна или сразу после кормления на его лице можно заметить что-то похо­жее на улыбку. Но такая мимолетная реакция возникает в резуль­тате сокращения лицевых мышц и ничего не выражает. Удовлет­ворение органических потребностей создает лишь предпосылки для зарождения чувства радости, но прямо не порождает его. По­ложительные эмоции развиваются только при взаимодействии со взрослым, который кроме обеспечения ухода наполняет жизнь младенца разнообразными впечатлениями и проявляет к нему любовь и заботу.

После 3-й недели жизни у ребенка возникает первая социальная реакция — улыбка в ответ на ласковый разговор взрослого и его склоненное над малышом лицо. В 3 мес. положительные эмоции входят в состав «комплекса оживления» — специфического поведе­ния в отношении взрослого. В четырехмесячном возрасте младенец улыбается и радостно двигается, как только услышит голос ма­тери. С 4 мес. он громко смеется, особенно часто в ситуациях, когда взрослый приподнимает и опускает его или быстро прибли­жает и отдаляет от своего лица. Радостное состояние малыша го-ворит и о его хорошем самочувствии, благоприятствует протека­нию физиологических процессов, повышает общую активность, содействует сенсорному и двигательному развитию.

Выразительные эмоциональные реакции, с помощью которых ребенок сообщает взрослому о своем состоянии, — это главное коммуникативное средство общения в довербальный период. Другого средства у него пока нет. Если родители отвечают на эти реакции, то ребенок в дальнейшем будет использовать их для вступления в контакт. Если взрослые замечают только отрицательные пережи­вания (крик, плач), то малыш с их помощью будет воздейство­вать на взрослого, даже научившись говорить.

На первом году жизни эмоциональные реакции малыша на взрослого развиваются в трех направлениях. Во-первых, из «мест-

284

ной» реакции — улыбки — они становятся выражением «полной» радости, входящей в комплекс оживления. Во-вторых, эмоции у ребенка вызывает лицо или голос взрослого. В-третьих, эмоции становятся избирательными, малыш реагирует только на опреде­ленного взрослого. Ребенок 4 —5 мес. дифференцирует своих и чу­жих. После 8 мес. возникает страх при посторонних, который при бережном и чутком отношении к малышу проходит примерно в 1,5 — 2 года.

Таким образом, переживание положительных эмоций вызвано получением впечатлений, прежде всего связанных со взрослым. Появление у малыша новых эмоций определяется развитием у него новых способов и потребностей в общении. До 6 мес. общение вызывает у ребенка только положительные эмоции. Отрицатель­ные — конкретному взрослому не адресуются. Они как бы посы­лаются малышом в пространство как сигналы о неблагополучии. Отрицательные эмоции взрослого ребенок не воспринимает как таковые. В ситуативно-личностной форме общения малыш вычле­няет только компонент внимания к себе. И рассматривает его как повод вступить в общение, которое он реализует единственно доступными ему средствами — положительными эмоциями.

Во втором полугодии жизни младенец в связи с развитием ситуа­тивно-деловой формы общения адресует взрослому и отрицатель­ные эмоции — обиду, неудовольствие, гнев, когда его лишают предпочитаемой еды или любимых игрушек, пресекают попытки выполнить какое-либо действие. И в то же время он начинает раз­личать положительные и отрицательные оценки самого себя со стороны взрослого, реагируя не на их содержание, а на интона­цию, мимику и действия взрослых.

На протяжении первого года жизни дети очень чувствительны к эмоциональному отношению и вниманию взрослых к себе. В ат­мосфере чуткости и доброжелательного внимания, родительской любви вырастает жизнерадостный, улыбчивый, активный ребенок. Его эмоциональные проявления полны, разнообразны, пережива­ния глубоки. Частые запреты, сухость и эмоциональная бедность общения приводят к замкнутости, угрюмости и плаксивости младенца. Дети реагируют на эмоциональные состояния, пережива­ния близких людей и как бы «заражаются» ими. Так, ссора родителей вызывает у младенца плач. И в то же время эмоции малыша очень неустойчивы, его настроение быстро меняется. Улыбка переходит в огорчение и даже плач, который вновь переходит в радость. На основе дифференциации своих и чужих, избирательности чувств начинает формироваться любовь и симпатия к близким.

Симпатия — это основа для развития товарищества, дружбы, любви, чувства долга, ответственности и гуманности (Ю.И.Лы­сенко). Она возникает в ответ на чувства, выражаемые другим че­ловеком. На первом году жизни симпатия проявляется к людям,

285

которые ухаживают за малышом, демонстрируя доброжелатель­ность и любовь. Она проявляется в выразительных движениях: ре­бенок улыбается, тянется к взрослому, подпрыгивает. К концу первого года жизни ребенок проявляет простейшие формы сочув­ствия. Если мама закрывает руками лицо и всхлипывает, то ма­лыш беспокоится, отнимает руки от лица, ласково прикасается. Симпатия проявляется и как стремление к совместному действию с предметами. Ребенок тянется к другому человеку, показывает игрушку, произносит звуки, протягивает руки. В основе чувства симпатии у младенца лежит подражание. Оно носит характер за­ражения эмоцией другого человека.

В возрасте 3—4 мес. у малыша значительно расширяется круг объектов, которые вызывают положительные переживания. Эти объекты, так же как и общение со взрослым, манипуляции, дви­жения, прямо не связаны с удовлетворением биологических по­требностей. Чувство радости становится ярче, закрепляется, со­храняется более длительное время. Уже в 4—5 мес. большую ра­дость доставляют малышу действия с игрушкой. Ребенок, пытаясь схватить ее, бурно радуется, если это удается. На 5-м месяце жиз­ни у ребенка обнаруживается яркая ориентировочная реакция на новое. Новым выступает открытое ребенком незнакомое свойство в предмете, когда меняется положение предмета при его рассмат­ривании, приближении или удалении. Новизна побуждает мла­денца совершать повторные и цепные действия, активно обследо­вать объект и манипулировать с ним, переживая положительные

эмоции.

В 5 —6 мес. резко возрастает интерес к окружающему. Малыш по-разному относится к увиденному. Он громко смеется, хмурит­ся, плачет. Ориентировочная деятельность, сопровождаясь эмо­циональными реакциями, является первым звеном познаватель­ного процесса. Зрительные и слуховые раздражители вызывают положительные эмоции. Действия, которые побуждают ребенка испытывать положительные эмоции, он старается повторить. Удо­вольствие доставляют малышу собственные движения и ощуще­ния, возникающие при перемене положения тела. Он может за­плакать, если не удается перевернуться на живот и он перестает видеть предмет, за которым следил.

Эмоциональные состояния, возникающие при выполнении действий, служат показателем активности младенца. После 6 мес. освоение действий приводит к изменению переживаний. Если ре­бенок не может действовать с интересующим предметом, то у него возникают сильные отрицательные эмоции. Когда действие начинает получаться, ребенок переживает яркие положительные эмоции. Спокойное состояние, активные «продуктивные» эмоции говорят о том, что действие ребенок полностью усвоил. Такое са­мочувствие дает возможность сосредоточенно, на спокойном эмо-

286

циональном фоне действовать с предметами, способствует про­явлению внутренней активности, служит фоном развертывания полезных, устойчивых действий, побуждает к познанию окружа­ющего. Таким образом, изменение эмоций связано с тем, как младенец умеет действовать с предметами и получает ли он в ре­зультате действий желаемый эффект, будь то сосредоточение взо­ра на игрушке или складывание шариков в коробку.

Овладение манипуляциями с предметами приводит к тому, что во втором полугодии первого года жизни младенец специально адресует отрицательные эмоции конкретному взрослому. Чтобы правильно выполнять действие, ребенок должен научиться пра­вильно реагировать на порицание взрослого, уметь соотнести его действие со своим и перестроить свое поведение, чтобы избежать порицания.

Важным моментом в развитии эмоций и чувств младенца вы­ступает появление к концу первого года чувства удивления. Оно возникает при воздействии нового необычного раздражителя. При­чем объект, который вызывает удивление, прямо не удовлетворяет биологические потребности. Ориентировочный рефлекс «что та­кое?» преобразуется в познавательное отношение к действитель­ности. Чувство удивления говорит о зарождении высшей духовной потребности — познавательной.

Укажем особенности эмоционального развития в младенческом возрасте: