logo search
С

26.3. Сущность и функции педагогической диагностики

Сущность педагогической диагностики состоит в изучении результативности учебно - воспитательного процесса в школе на основе измерений уровня воспитанности учащихся и роста педагогического мастерства учителей.

Педагогическая диагностика призвана ответить на следующие вопросы:

что и зачем изучать в духовном мире воспитателей и воспитанников,

по каким показателям это делать,

какими методами пользоваться,

где и как использовать результаты информации о качестве педагогической деятельности.

Сущность педагогической диагностики определяет ее предмет: кого воспитывать в соответствии с поставленными целями и задачами воспитания (объект воспитания, критерии воспитанности), при каких условиях (воспитательная ситуация), кто и что при этом должен делать (определение функций общества, семьи, школы, классного коллектива, самого ребенка), какими средствами, путями, методами воздействовать на воспитателей и воспитанников (деятельность субъектов воспитания).

Исследование процесса развития каждого ученика должно осуществляться на протяжении всех лет его обучения. Диагностика должна охватывать всех учащихся без исключения и проводиться путем систематических диагностических срезов по каждому из параметров развития. Диагностика уровня овладения учебным материалом и развития навыков должна проводиться по каждой учебной теме. Только в таком случае возможно эффективное использование результатов диагностической деятельности.

Изучение отдельных учеников и класса в целом должно быть направлено на вскрытие причин поведения, мотивов, а не на констатацию фактов.