logo search
С

3.5. Имидж педагога

Комплексные основы восприятия педагога другими людьми разрабатываются в рамках проблематики профессионального имиджа. Имидж (лат. слово- образ, вид) – целенаправленно формируемый образ, призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях создания впечатления, мнения окружающих о носителе созданного имиджа. Позитивно созданный имидж является одним из важных факторов успешной деятельности педагога. Приоритетными характеристиками для имиджа педагога являются: человеческая привлекательность, личное обаяние, интеллигентность, впечатление здорового и счастливого человека, позитивное настроение, интерес к людям, желание помочь в решении их проблем, уверенность в себе, оптимизм, развитое чувство юмора, активность, индивидуальный стиль профессиональной деятельности и общения, ответственность и смелость.

Во многом характер общения с аудиторией и, соответственно, его эффективность зависят от того впечатления, которое сложится о педагоге в первые мгновения. Именно первые 20 секунд необходимы для "сканирования" поведения человека и формирования о нем определенного мнения. Именно в этот момент аудитория обращает внимание на внешний вид, обувь, прическу, отмечает манеру держаться, оценивает осанку, смотрит на лицо. Следующие 20 секунд оценивается умение говорить и слушать, затем определяется коммуникабельность и лишь после этого присутствующие обращают внимание на жесты.

Не менее важен профессиональный антураж, то есть, совокупность предметов, которыми окружает себя педагог, "ненавязчиво" демонстрируя принадлежность к тому или иному культурному сообществу специалистов. Редкое издание в руках преподавателя словесности, обилие ухоженных растений и наличие представителей животного мира в помещениях биологического профиля, современная техника в кабинете информатики, современный (или подчеркнуто антикварный) интерьер кабинета директора гимназии или ректора вуза обычно не возникают спонтанно. Чаще всего - это органическое отражение потребности и возможности продемонстрировать свою профессиональную и социальную позицию в профессиональной сфере.

Основные компоненты имиджа педагога представлены в таблице 1:

Название компонента

Основное содержание

Визуальное восприятие человека

Степень физической привлекательности; выразительности манер; запах, исходящий от человека, одежда и аксессуары как отражение личной незаурядности, элегантности.

Интеллектуальное восприятие

Впечатляющие личностные характеристики, качества, отражающие профессиональный портрет специалиста

 Статусное восприятие

Оценка положения в обществе; профессия, должность

Социальный фон

Личностные характеристики окружения: семья, друзья, знакомые, коллеги; к какой социальной группе относится и степень престижа положения этой группы.

Качество, стиль; цветовое оформление; пространственные характеристики.

 Влияние интерьера

Таким образом, меняя свои цветовые предпочтения в одежде и окружении, выбирая стиль одежды и аксессуаров, сочетая их с прической и стилем общения, педагог может корректировать свой имидж, улучшать его, а значит, находить взаимопонимание с учениками, коллегами, а также с людьми, от которых зависит успех работы.