§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
Младенческий возраст начинается с периода новорожденно-сти, который охватывает первый месяц жизни малыша. К моменту рождения нервная система ребенка готова обеспечить начало психической жизни, а все анализаторные системы (зрительная, слуховая, вестибулярная, вкусовая, осязательная) достаточно развиты и могут начать работу. Новорожденные реагируют на запахи, болевые, тактильные, температурные, звуковые и световые раздражители. И все-таки ни один из органов и систем ребенка к моменту рождения не закончил своего развития, их совершенствование потребует довольно длительного времени, ведь человек как биологический вид относится к незрело рождающимся.
Главная особенность новорожденного — отсутствие у него поведения в собственном смысле слова, ведь поведение связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорожденный же большую часть времени (80 %) проводит во сне и просыпается лишь для того, чтобы поесть. Во сне ребенок сохраняет эмбриональную позу и, даже не просыпаясь, делает много импульсивных движений. Сон малыша имеет беспокойный, прерывистый, поверхностный и полифазный характер, когда короткие промежутки сна чередуются с моментами бодрствования. Только к концу первого месяца бодрствование может длиться 35 — 40 мин.
У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинктивные формы поведения — безусловные рефлексы (табл. 2), которые важны для его выживания. Появление ребенка на свет связано с глубокими и резкими изменениями в его организме. До момента рождения плод получал кислород через плаценту, а его легкие не работали. Оказавшись в новой воздушной среде, ребенок делает первый вздох, что приводит к запуску функционирования легких, к перестройке кровообращения на внеутробное. От вегетативного, растительного существования ребенок переходит к новому типу питания. Он попадает в среду со^ сниженной температурой в отличие от относительно постоянной температуры в организме матери (37 °С).
К новой сложной среде новорожденному помогают приспособиться врожденные механизмы — рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма — дыхания, кровообращения, пищеварения, удовлетворяющие органические потребности в кислороде, тепле, пище. Так, младенец переходит к оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт) с помощью сосательного рефлекса. Этот рефлекс среди других является доми-* нирующим и появляется до рождения. Уже в первые сутки новорожденный научается искать грудь, сосок, осуществлять его захват и приспосабливается к необходимому темпу сосания. Соса-
44
Таблица 2
- Раздел I
- Глава 1
- § 1. Из истории детской психологии
- § 2. Основные закономерности психического развития
- § 3. Движущие силы и условия психического развития
- § 4. Возрастная периодизация психического развития
- Глава 2
- § 1. Принципы изучения психики ребенка
- § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка
- Глава 3
- § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте
- § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни
- Основные рефлексы новорожденного
- § 3. Психическое развитие ребенка от одного года до трех лет
- § 4. Психическое развитие ребенка от трех до семи лет
- Раздел II
- Глава 4
- § 1. Развитие бытовой деятельности в младенчестве
- § 2. Развитие бытовой деятельности в раннем детстве
- § 3. Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 5
- § 1. Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве
- § 2. Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 6
- § 1. Развитие игры в младенчестве и раннем детстве
- § 2. Характеристика сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
- § 3. Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника
- § 4. Роль игрушки в психическом развитии ребенка
- Глава 7
- § 1. Развитие изобразительной деятельности в дошкольном возрасте
- § 2. Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте
- Глава 8
- § 1. Развитие общения дошкольников со взрослыми
- § 2. Отношение дошкольников к личности воспитателя
- § 3. Развитие общения дошкольников со сверстниками
- Раздел III
- Глава 9
- § 1. Функции и виды внимания
- § 2. Развитие внимания в младенчестве
- § 3. Развитие внимания в раннем детстве
- § 4. Развитие внимания в дошкольном возрасте
- § 5. Руководство развитием внимания
- Глава 10 развитие речи
- § 1. Развитие речи в младенчестве
- § 2. Развитие речи в раннем детстве
- § 3. Развитие речи в дошкольном возрасте
- Глава 11
- § 1. Сенсорное развитие в младенчестве
- § 2. Сенсорное развитие в раннем детстве
- § 3. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 12 развитие памяти
- § 1. Развитие памяти в младенчестве
- § 2. Развитие памяти в раннем детстве
- § 3. Развитие памяти в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием памяти
- Глава 13
- § 1. Развитие воображения в раннем детстве
- § 2. Развитие воображения в дошкольном возрасте
- § 3. Руководство развитием воображения
- Глава 14
- § 1. Развитие мышления в младенчестве
- § 2. Развитие мышления в раннем детстве
- § 3. Развитие мышления в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием мышления
- Раздел IV
- Глава 15
- § 1. Развитие самосознания в младенчестве
- § 2. Развитие самосознания в раннем детстве
- § 3. Развитие самосознания в дошкольном возрасте
- § 4. Руководство развитием самосознания
- Глава 16 развитие воли
- § 1. Развитие волевого действия в дошкольном возрасте
- § 2. Руководство развитием воли
- Глава 17
- § 1. Эмоциональное развитие в младенчестве
- § 2. Эмоциональное развитие в раннем детстве
- § 3. Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте
- § 4. Эмоциональное неблагополучие детей и его причины
- Глава 18
- § 1. Нравственное развитие в младенчестве
- § 2. Нравственное развитие в раннем детстве
- § 3. Нравственное развитие в дошкольном возрасте
- Глава 19
- § 1. Особенности свойств темперамента у детей первых семи лет жизни
- § 2. Характеристика детей
- § 3. Учет свойств темперамента
- Глава 20
- § 1. Развитие способностей дошкольника
- § 2. Условия развития способностей в дошкольном возрасте
- Глава 21
- § 1. Социальная ситуация развития в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту
- § 2. Компоненты психологической готовности к обучению в школе