logo search
Урунтаева Г

§ 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни

Младенческий возраст начинается с периода новорожденно-сти, который охватывает первый месяц жизни малыша. К момен­ту рождения нервная система ребенка готова обеспечить начало психической жизни, а все анализаторные системы (зрительная, слуховая, вестибулярная, вкусовая, осязательная) достаточно раз­виты и могут начать работу. Новорожденные реагируют на запахи, болевые, тактильные, температурные, звуковые и световые раз­дражители. И все-таки ни один из органов и систем ребенка к моменту рождения не закончил своего развития, их совершен­ствование потребует довольно длительного времени, ведь человек как биологический вид относится к незрело рождающимся.

Главная особенность новорожденного — отсутствие у него по­ведения в собственном смысле слова, ведь поведение связано с выделением какого-то объекта из окружающего мира. Новорож­денный же большую часть времени (80 %) проводит во сне и про­сыпается лишь для того, чтобы поесть. Во сне ребенок сохраняет эмбриональную позу и, даже не просыпаясь, делает много им­пульсивных движений. Сон малыша имеет беспокойный, преры­вистый, поверхностный и полифазный характер, когда короткие промежутки сна чередуются с моментами бодрствования. Только к концу первого месяца бодрствование может длиться 35 — 40 мин.

У новорожденного наблюдаются лишь врожденные, инстинк­тивные формы поведения — безусловные рефлексы (табл. 2), кото­рые важны для его выживания. Появление ребенка на свет связа­но с глубокими и резкими изменениями в его организме. До мо­мента рождения плод получал кислород через плаценту, а его легкие не работали. Оказавшись в новой воздушной среде, ребе­нок делает первый вздох, что приводит к запуску функциониро­вания легких, к перестройке кровообращения на внеутробное. От вегетативного, растительного существования ребенок перехо­дит к новому типу питания. Он попадает в среду со^ сниженной температурой в отличие от относительно постоянной температу­ры в организме матери (37 °С).

К новой сложной среде новорожденному помогают приспосо­биться врожденные механизмы — рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма — дыхания, кровообращения, пищеварения, удовлетворяющие органические потребности в кислороде, тепле, пище. Так, младенец переходит к оральному питанию (через рот и желудочно-кишечный тракт) с помощью сосательного рефлекса. Этот рефлекс среди других является доми-* нирующим и появляется до рождения. Уже в первые сутки ново­рожденный научается искать грудь, сосок, осуществлять его за­хват и приспосабливается к необходимому темпу сосания. Соса-

44

Таблица 2