logo search
С

3.4. Мастерство, новаторство и творчество в педагогической деятельности

Педагогическое мастерство представляет собой важную сторону профессиональной культуры. В его содержание входят психолого-педагогическая эрудиция, развитые профессиональные способности (профессиональная зоркость, оптимистическое прогнозирование, организаторские умения, мобильность, адекватность реакций, педагогическая интуиция), владение педагогической техникой (система приемов личного воздействия преподавателя на коллектив учащихся и отдельную личность).

Основными характеристиками педагогов-мастеров считают умение в доступной форме излагать сложные проблемы, своим преподаванием увлечь каждого, направить активную деятельность на творческий поиск новых знаний; умение наблюдать, анализировать жизнь учащихся, причины того или иного поступка, факты и явления, влияющие на развитие личности; способность преобразовывать достижения передового педагогического опыта применительно к конкретным условиям организации образовательного пространства с учетом особенностей собственного стиля профессиональной деятельности.

В педагогическое мастерство включаются не только общая эрудиция учителя, не только овладение способами умело, доступно, с надлежащим эффектом передавать знания и опыт человечества, но и тонкая ориентировка в настроении учащихся. Она включает в себя прогностический характер организации их деятельности, создание необходимой атмосферы деловитости и взаимопонимания, основанных на отношениях участия и активной взаимопомощи.

Педагогическое мастерство определяют и как поиск новых методов и форм решения бесчисленного ряда педагогических задач с высокой степенью успешности. Мастерство педагога является синтезом теоретических знаний и практических умений.

Педагог-новатор достигает высшего уровня мастерства, решительно и кардинально меняя педагогическую действительность. Его кредо — формировать творческую направленность обучаемого. Это позволяет гарантировать полное раскрытие творческих способностей каждого ученика. Педагог-новатор — всегда педагог-стратег, умеющий организовать достаточно развитую систему обратной связи. Высокая языковая культура, предполагающая взаимодействие на уровне межкультурной коммуникации, составляет важнейший компонент его деятельности. Выдающимися педагогами-новаторами ХХ века были А.С.Макаренко, С.Т.Шацкий, В.Н.Терский, С.А.Калабалин, В.А.Сухомлинский, Э.Г.Костяшкин, И.П.Иванов, В.Н.Сорока-Россинский и многие другие.

Педагогическое творчество – это деятельность, порождающая новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых знаний, умений, продуктов педагогической деятельности. Результатом творчества является введение в педагогический процесс инновации: В отличие от творчества в других сферах, творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остаётся развитие личности. Творчески работающий педагог, а тем более педагог – новатор, создаёт авторскую педагогическую технологию.