logo search
Педагогика

1.4. Психолого-педагогическая характеристика возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

Цель: сформировать целостное представление о возрастных ииндивидуальных особенностях школьников и учете их в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

а)Дать характеристику возрастной периодизации школьников.

б)Раскрыть индивидуальные особенности личности школьника.

в)Выявить особенности учета возрастных характеристик школьника в педагогическом процессе.

План

  1. Младший школьник: индивидуальность и ее развитие.

  2. Подростковый возраст и его особенности.

  3. Характеристика старшего школьного возраста.

  4. Индивидуальные особенности личности и их учет в педагогическом процессе.

Основные понятия: личность, возраст, акселерация, индиви­дуальность, одаренность, девиация.

Межпредметные связи: философия, возрастная физиология, возрастная психология, общая психология, методика преподавания учебных предметов.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал, что если педагогика хочет воспитать человека, то она должна узнать его во всех отношениях. В связи с таким положением педагогу необходимо знать и учитывать в работе психологические, физиологические и возрастные особенности детей.

Известно, что основными 1финципами воспитания и обучения являются учет возрастных особенностей детей и индивидуальный подход к личности ребенка. Поэтому педагогическому коллективу школ важно учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся в учебно-восиита-телыюм процессе.

Школьный возраст делится на младший, средний (подростковый) и старший периоды. Подростковый период делится на младший подростковый и старший подростковый (табл. 1.).

48

Таблица 1. Возрастные периоды развития школьников

Возрастной период

I. Младшие школьники

II, Средний (подростковый)

Годы

Классы

6-10

I-IV

11-14-15

V-IX

III. Старший

15-18

X-XII

Младший школьник: индивидуальность и ее развитие. Воспитание как целенаправленная деятельность воспитателей по формированиюопределенных черт и качеств человека всегда ориентировано на определенную возрастную группу, в соответствии с возможностями и особенностями которой могут выдвигаться конкретные воспитательные задачи и выбиратьсяопределенные средства и методы воспитательного воздействия. В самом общем виде выделяются такие возрастные этапы в жизни человека, как дошкольный возраст, школьный, юношеский и период социальной зрелости - взрослость.

Не рассматривая здесь подробно характеристику каждой из названных выше возрастных групп,, которые изучаются в курсе возрастной психологии, остановимся на некоторых особенностях воспитания детей и молодежи, которые необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе педагога с каждой возрастной группой.

Школа несет большую ответственность перед обществом за подготовку молодежи к жизни и труду в коллективе, за формирование мировоззрения, определяющего направленность личности каждого молодого человека. Воспитание, несомненно, является ведущим и определяющим фактором развития личности, и основной целью всего общества является обеспечение условий для всестороннего развития каждого члена общества.

Под возрастными особенностями следует понимать наиболее типичные, наиболее характерные особенности детей того или иного возраста. Их необходимо учитывать в педагогическом процессе, используя соответст­вующие формы, методы и средства обучения и воспитания.

В младшем школьном возрасте вес увеличивается в среднем на 2 - 2,7 кг в год. За период от 6 до 12 лет вес тела удваивается, увеличивается примерно от 18 до 36 кг. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи междунервными клетками, усиливается специализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребенка.

Учебная деятельность ребенка развивается также постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая).

49

Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самою учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как усвоить эти знания. Учебная деятельность, как и всякая деятельность, имеет свой предмет - это человек. Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми(присущими, окружающей его культуре) способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего.Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Неумел - умею», «Не мог - могу», «Был - стал» - ключевые оценки результатауглубленной рефлексии достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя. Если ребенок получает удовольствие от рефлексии на свое восхождение к более совершенным способам учебной деятельности, саморазвитию, то это значит, что он психологически погружен в учебную деятельность.

С приходом ребенка в шкоду изменяется социальная ситуация, но внутренне, психологически ребенок остается еще в дошкольном детстве. Основными видами деятельности для ребенка продолжают оставаться игра, рисование, конструирование. Учебной деятельности еще предстоит развиться. Произвольное управление действиями, которое необходимо в учебной деятельности, соблюдение правил возможно на первых порах, когда ребенку ясны близкие цели и когда он знает, что время его усилий ограничено малымчислом заданий. Длительное напряжение произвольного внимания к учебным действиям затрудняет- и утомляет ребенка.

Если с приходом в школу сразу поставить ребенка в условия собственно учебной деятельности, это может привести либо к тому, что он и в самом деле быстро включится в учебную деятельность (в этом случае готовность к обучению уже сформировалась), либо к тому, что он растеряется перед непосильными учебными задачами, потеряет веру в себя, начнет негативно относиться к школе и к учению, а возможно, «уйдет в болезни». На практикеоба эти варианта являются типичными: число детей, готовых к учению, и число детей, для которых обучение в заданных условиях оказывается непосильным, достаточно велико.

В условиях учебной деятельности ребенка следует подводить к пониманию того, что это совсем иная деятельность, чем игра, и она предъявляет к нему настоящие, серьезные требования, чтобы он научился реально изменять самого себя, а не символически, «понарошку». Дети должны научитьсяразличать игровые и учебные задания, понимать, что учебное задание в отличие от игры обязательно, его необходимо выполнять независимо от того, хочетребенок это сделать или не хочет. Игра сама по себе не должна устраняться из

50

сферы активной жизни ребенка. Неправильно указывать ребенку на то, что он уже стал большим и заниматься игрушками «как маленький» теперь уже должно быть стыдно. Игра - не только сугубо детская деятельность. Это и занятие, служащее для развлечения, для заполнения досуга людей всех возрастов. Обычно ребенок постепенно начинает понимать значение игры вусловиях его нового места в системе социальных отношений людей, при этом неизменно и страстно любить играть. Играя, ребенок овладевает важнымисоциальными навыками. Роли и правила «детского общества» позволяют узнать о правилах, принятых в обществе взрослых. В шре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение,преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперимен­тирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок может интересоваться всем на свете: "Какой глубины океан? Как там дышат животные? Сколько тысяч километров земной шар?". Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «Зачем?», «Как?», «Почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решениезадачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление - основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Мышление ребенка в начале обучения в школе отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций. Так, ребенок сам не открывает в своем личном опыте знания о сохранении таких свойств предметов, как длина, объем, вес и другие.

Отсутствие систематичности знаний, недостаточное развитие понятий приводит к тому, что в мышлении ребенка господствует логика восприятия. Ребенку, например, трудно оценивать одно и то же количество воды, песка, пластилина и т.д. как равное (то же самое), когда на его глазах происходит изменение их конфигурации в соответствии с формой сосуда, куда они помещены. Ребенок попадает в зависимость от того, что он видит в каждый новый момент изменения предметов. Однако в начальных классах ребенок

51

уже может мысленно сопоставлять отдельные факты, объединять их в целостную картину и даже формировать для себя абстрактные знания, отдаленные от прямых источников.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Если 6-7-летний ребенок занят важной для него игрой, то он, не отвлекаясь, может играть два, а то и три часа. Так же долго он может быть сосредоточен и на продуктивной деятельности (рисовании, конструировании, изготовлении значимых для него поделок). Однако такие результаты сосредоточения внимания - следствие интереса к тому, чем занят ребенок. Он же будет томиться, отвлекаться и чувствовать себя совершенно несчастным, если надо быть внимательным в той деятельности, которая ему безразлична или совсем не нравится.

Взрослый может организовать внимание ребенка при помощи словесных указаний. Ему напоминают о необходимости выполнять заданное действие, указывая при этом способы действия («Дети, откроем альбомы. Возьмем красный карандаш и в верхнем левом углу - вот здесь - нарисуем кружок» и т.д.).

Младший школьник в известной степени может и сам планировать свою деятельность. При этом он словесно проговаривает то, что он должен и вкакой последовательности будет исполнять ту или иную работу. Планирование, безусловно, организует внимание ребенка.

И все-таки, хотя дети в начальных классах и могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности или на деятельности интересной, но требующей умственного напряжения. Отключение внимания спасает от переутомления. Эта особенность внимания является одним из оснований для включения в занятия элементовигры и достаточно частой смены форм деятельности. Дети младшего школьного возраста, безусловно, способны удерживать внимание на интеллектуальных задачах, но это требует колоссальных усилий воли и организации высокой мотивации.

В младшем школьном возрасте ребенок в своем воображении уже может создавать разнообразнейшие ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит в другие виды деятельности. В условиях учебной деятельности к воображению ребенкапредъявляют специальные требования, которые побуждают его к произвольным действиям воображения. Учитель на уроках предлагает детям представить себе ситуацию, в которой происходят некие преобразования предметов, образов,знаков. Эти учебные требования способствуют развитию воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями - иначе ребенокзатрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Это могут быть реальные предметы, схемы, макеты, знаки, графические образы и другое.

Сочиняя всевозможные истории, рифмуя «стихи», придумывая сказки, изображая различных персонажей, дети могут заимствовать известные имсюжеты, строфы стихотворений, графические образы, порой вовсе не замечая этого. Однако нередко ребенок специально комбинирует известные сюжеты, создает новые образы, гиперболизируя отдельные стороны и качества своих героев. Если у ребенка достаточно развиты речь и воображение, если он получает удовольствие от рефлексии на значения и смысл слов, словесных комплексов и образы воображения, то он может придумать и рассказать занимательный сюжет, может импровизировать, наслаждаясь своей импровизацией сам и включая в нее других людей. В воображении ребеноксоздает опасные, страшные ситуации. Главное -преодоление, обретение друга, выход к свету, например, радость. Переживание негативного напряжения в процессе создания и развертывания воображаемых ситуаций, управлениесюжетом, прерывание образов и возвращение к ним тренируют воображение ребенка как произвольную творческую деятельность.

Кроме того, воображение может выступать как деятельность, которая приносит терапевтический эффект. Ребенок, испытывая трудности в реальной жизни, воспринимая свою личную ситуацию как безысходную, может уйти в воображаемый мир. Так, когда нет отца, и это приносит невыразимую боль, в воображении можно приобрести самого замечательного, самого необыкно­венного, великодушного, сильного, мужественного отца. Воображение, каким бы фантастическим оно ни было в своей сюжетной линии, опирается на нормативы реального социального пространства. Пережив в своем вообра­жении добрые или агрессивные побуждения, ребенок тем самым может подготовить для себя мотивацию будущих поступков.

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще, и чаще допускает нарушение жизненной реальности. Неустанная работа воображения - важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социальногопространства; последнее принуждает работать воображение непосредственно на резерв личностных качеств.

На умственное развитие оказывает принципиальное влияние деятель­ность учения. При этом определяющее значение имеют усвоение и развитие речи в системе обучения. К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка: во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме; во-вторых, овладение чтением и письмом. И чтение, и письмо - речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии. В- третьих, соответ­ствие речи учащихся определенному уровню требований, ниже которого не должен находиться ребенок, так как он занимает положение ученика.

53

Ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладевает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он приучается входить в речевые ситуации и ориентироваться в их контексте: улавливать, о чем идет речь, следить за развертыванием темы речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас. активизировать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции. Все это желательные и возможные достижения в речевом и умственном развитии ребенка.

На базе овладения языком появляются новые социальные отношения, которые не только обогащают и изменяют мышление ребенка, но и формируют его личность. С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональноеразвитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторонних людей и от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Большей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место болееосознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Предметом страхов Moiyrбыть и предстоящие уроки, и уколы, и какие-то природные явления, и отношения между сверстниками.

Время от времени у детей в этом возрасте появляется типичное для многих школьников нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, у ребенка нетрудно обнаружить широко распространенные внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота и голово­кружение. Все это не симуляция, поэтому отнестись к появившимся симптомам следует вполне серьезно, Обычно такие дети учатся нормально, а их страхи в большей мере обусловлены опасениями за родителей (чаще всего за мать),боязнью оставить их наедине с горем, бедой и т.д., но вовсе не вероятностью получить плохую оценку Родители, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредованно страх перед школой. Противоречивые и неуверенные в себеродители могут создать у ребенка впечатление, что они боятся расставания и 1гуждаются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стремлениевечно цепляться за ребенка отбивает у него желание проявлять независимость и настойчивость.

Ребенка, у которого появился страх перед занятиями, важно как можно быстрее вер1гуть в школу. Иногда излишнее внимание к жалобам на физическое недомогание может вызвать усиление указанных симптомов. Возможно, порою лучше «не заметить» плохое настроение ребенка и проигнорировать его жалобы. Дружески настойчивая заинтересованность в посещении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость или стенания.

54

У 5-8% мальчиков и около 1% девочек младшего школьного возраста наблюдается чрезмерная активность, это еще не психическое расстройство. Однако иногда она сопровождается серьезными задержками эмоционального, умственного, интеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. У детей с чересчур повышенной активностью нередко возникают трудности при выполнении школьных заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно. Эти дети, как правило, становятся предметом особой заботы родителей и учителей.

Полностью причины повышенной активности школьников пока не выяснены, но по поводу многих случаев высказываются вполне определенные суждения. В частности, достаточно устойчиво мнение экспертов относительно таких причин, как повреждение центральной нервной системы (из-за травм и т.д.), генетические влияния. Некоторые исследователи в качестве причины называют пищу, темперамент детей, поощрение или подкрепление неприемлемого поведения. Сегодня используются разнообразные методики профилактики и лечения подобных недугов. Некоторые медикаменты оказывают успокаивающее действие на гиперактивных детей. Также распространенным способом является диета, исключающая сахар, искусственные приправы и пищевые добавки. Неплохие результаты даетпостоянный и тактичный контроль за поведением ребенка со стороны родителей и учителей, а также чисто внешние моменты, как, например, успокаивающее мягкое голубое освещение в общественных местах.

Эти и подобные им другие методы способствуют некоторому снижению уровня активности, позволяя детям улучшить успеваемость в школе и поведение в классе, дома и на улице. Разумеется, единого способа леченияне существует. Возможно, наилучшим здесь является системный подход, когда специалисты используют несколько способов лечения одновременно.

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влияние на них оказывают другие взрослые.

Очень важной для ребенка младшего школьного возраста является педагог (его роль). Вот что говорит об улыбке, как наиважнейшем невербальном воздействии И.М. Юсупов: «В педагогическом общении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но и в условиях неофициального общенияпотребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимули­ровании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот мимический

55

элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними».

Различные формы обращения взрослых с ребенком и характер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него тех или других самооценок. В одних случаях у него развивается убеждение, что он очень умен, в других - что он некрасив, глуп и т.п. Эти развивающиеся у детей под прямым действием взрослых самооценки сказываются на складывании у них критериев оценки других людей.

Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3-х до 6-ти лет дети строят свои отношения в основном под надзоромродителей, то от 6-ти до 12-ти лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола. По мере ослабления связи с родителями ребенок вес более начинает ощущатьпотребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. Именно группа сверстников становится для ребенка тем своеобразным фильтром, через который онпропускает' ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат дети.

Таким образом, младший школьный возраст определяется важным обстоятельством - поступлением ребенка в школу. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает как стрессогенная.

Младший школьный возраст — период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важнойжизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает главным образом своей положительной стороной, и это неповто­римое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обусловливают дальнейший ход их общего развития.

Подростковый возраст и его особенности. Средний школьный возраст (подростковый) делится на младший подростковый и старший подростковый. По многим сторонам развития и поведения подростка((0-15 лет) педагогическая практика считает этот возраст трудным. ()тмечается

56

ухудшение дисциплины, снижается успеваемость, замечается неровное отношение между мальчиками и девочками у некоторых подростков коллектива. У отдельных детей встречается проявление антиобщественных поступков.

Срывы в поведении подростков коренятся в особенностях соматического и психического развития этого возраста. Подростковый возраст характери­зуется усиленным ростом в высоту. Каждый год прироста в этот период равен примерно двухлетнему приросту отрока и юноши. На величину абсолютного прироста оказывают влияние на различные факторы: питание, труд, спорт.Однако при всех этих влияниях отмечается определенная закономерность: ноги растут быстрее туловища, отчего подростки кажутся длинноногими. Hecoi ласо-ванность в темпе развития распространяется и на другие части и органы тела, кости растут быстрее мышц. Усиленный рост костей вызывает иногда у детей мучительные боли, судороги, лихорадочное состояние. У большинства детей это вызывает раздражительность, повышенную возбудимость.

Рост сердца не поспевает за общим ростом тела, относительно узок просвет кровеносных сосудов, увеличивается кровяное артериальное давление. С морфологической диспропорцией развития связаны неправильность пульса, замирание сердца, головные боли, анемия, быстрая утомляемость.

Построение нервной системы ко времени перехода ребенка в подростковый возраст морфологически уже закончено. Ее дальнейшее развитие приводит к увеличению контроля над всеми функциями организма и совершенствованию второй сигнальной системы. Однако переход от отрочества оказывается весьма сложным и для нервного аппарата. Быстрый и неравномерный рост организма влечет за собой перестройку связей и взаимоотношений нервной системы.

Младший школьник с любопытством, безмятежно рассматривает, познает мир, а подросток оценивает мир и устанавливает к нему свое отношение. Он практически входит в житейские отношения, сталкивается с людьми не только по линии удовлетворения своих потребностей, но и по линии принципов, которые он освоил теоретически и с которыми он подходит к опенке поведения людей и общественных явлений прямолинейно, бескомпромиссно. Он - критик во всем. Он подмечает недостатки людей, которых любит, иболезненно все переживает. Всякая фальшь его возмущает и разочаровывает.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Помимосознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся В1гутрисемейная атмосфера, причем эффект этого действия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности. Одна

57

из главных тенденций переходного возраста - переориентация подростка и юноши с родителей, учителей и вообще старших, на ровесников, более или менее равных себе по положению. Эта переориентация может происходить медленно и постепенно или скачкообразно и бурно. Она по-разному выражена в разных сферах деятельности, в которых престиж старших и сверстников неодинаков.

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у ребенка уже в 4-5 лет и с возрастом усиливается. Отсутствие общества сверстников уже у дошкольников отрицательно сказывается на развитии коммуникативных способностей и самосознания личности. Поведение же подростков по самой сути своей является коллективно-групповым.

Подростков интересуют реальная жизнь, ее противоречия, потребность этого возраста - определение своего отношения к людям, своего места в мире. Эта потребность удовлетворяется прежде всего в практике общения с людьми. Большую роль в удовлетворении этой потребности играют литература и искусство. Литература раскрывает перед подростком богатый и сложный мир человеческих отношений, характеров, чувств; в каждом герое он видит себя, ищет оправдания своим чувствам и привязанностям. Музыка - властитель человеческих чувств. Ее язык понятен человеку, человеку, переживающему волнения. Поэтому следует внимательно отнестись к музыкальному репертуару подростка.

Подросток достаточно силен, чтобы участвовать в общественно-производительном труде. В груде он ищет и находит свое место в общественной жизни, утверждает себя в ней. Учебный труд для подростка является главной обязанностью. К сожалению, у отдельных подростков наблюдается снижение интереса к учебным предметам и, как следствие, падение успеваемости. Именно для подросткового возраста характерно самозабвенное увлечение отдельными отраслями науки и искусства.

Среди товарищей своего коллектива подросток находит друга. Друг подростка - это не товарищ отрока, с которым он играет, ссорится, мирится, путешествует. Друг подростка - это двойник его самого, спутник его размышлений, свидетель рождения новых желаний и чувств, благосклонный критик. Девочки дружат с девочками, мальчики - с мальчиками. Где-то в середине подросткового возраста рождается потребность у девочек в друге, у мальчиков в подруге. Принципиально в характере дружбы ничего не меняется, пока не возникает и неосознанная половая любовь. Так складываютсяцеломудренные отношения друзей, из которых может вырасти целомудренная любовь юности.

Ведущая педагогическая идея в работе с подростками: создание ситуации успехав видах деятельности, которые дают возможность позитивного самоутверждения; формирование ценностных установок; предупреждение отношений в поведении и нравственном развитии.

58

Воспитание подростков представляет свои определенные трудности, связанные прежде всего с особенностями их физиологического развития, что влияет и на развитие познавательных процессов, проявляется в их общей реакции на воспитательные воздействия. При правильно организованномвоспитании, учитывающем особенности физического развития и их отражения в развитии учащихся, наличии здоровой атмосферы, дружбы и товариществав школьном коллективе и при хорошей обстановке в семье все эти трудности в педагогическом руководстве формированием личности подростка преодолимы. Этому способствует и социальная среда.

Таким образом, важнейшей задачей воспитателей в работе с учащимися этого возраста является педагогически правильная организация их деятельности как в школе, так и вне школы, при осуществлении индивидуального подходак ним, соблюдении необходимого такта и проявлении педагогической выдержки и терпения. Немалое место в жизни подростков, особенно к 9-му классу, когда они должны сделать выбор пути получения полного среднего образования, занимает интерес к различным профессиям, определенныйобластью своего преимущественного интереса, как к какой-либо определенной школьной дисциплине.

Характеристика старшего школьного возраста. Юношеский возраст,существенная часть которого приходится на старшие классы средней школы, занимает исключительно важное место в процессе формирования личности. В этом возрасте (15-17 лет) завершается физическое созревание человека, складываются основные черты его мировоззрения, подготавливается и осуществляется первое самостоятельное, взрослое самоопределение - выбор профессии. Переход от детства к взрослости в человеческом обществепредполагает не только физическое созревание, но и приобщение к культуре, овладение определенной системой знаний, норм и навыков, благодаря которым индивид может грудиться, выполнять общественные функции и нести социальную ответственность.

Грани подросткового возраста и юности весьма условны, они часто пересекаются. Возраст между 14-15-ю и 16-17-ю годами в одних случаях определяется как ранняя юность, в других - как конец подросткового периода. В схеме возрастной периодизации подростковый возраст был определен как 13-16 лет для мальчиков и 12-15 лет для девочек, а юношеский - как 17-21 год для юношей и 16-20 лет для девушек.

Тип перехода от детства к взрослости зависит, в частности, от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, которые предъявляет данное общество к ребенку и к взрослому. Социальное происхождение и классовое положение оказывают громадное влияние на жизненный путь индивида, начиная со сроков его физического созревания и кончая образовательным уровнем и содержанием мировоззрения.

59

Одной из самых сложных методологических проблем является вопрос о степени устойчивости и изменчивости индивидуально-личностных черт с возрастом. Биологически стабильные черты, обусловленные генетически или возникшие на начальных стадиях развития, устойчиво сохраняются напротяжении всей жизни и теснее связаны с полом, чем с возрастом. Культурно обусловленные черты гораздо более изменчивы, причем те сдвиги, которыекажутся зависящими от возраста, на самом деле часто выражают иные (в том числе исторические) различия. Ъиокультурные черты варьируются в зависимости как от биологических, так и от социально-культурных условий. Поэтому хотя устойчивость индивидуально-личностных черт является не исключением, а правилом, они вовсе не означают отсутствие перемен по завершении юности.

10 лет - это «золотой возраст», когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. Но сущность 15-летия невозможно выразить в единой формуле, так как быстро нарастают индивидуальные различия. Новообразование этого возраста - рост духа независимости, который делает отношения подростка всемье и в школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Все этоповышает ранимость подростка и его восприимчивость к внешнимвредным влияниям. В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличиваются внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.

Понятие юности всегда было тесно связано с понятием переходного возраста, центральным биологическим процессом которого является половое созревание. В физиологии этот процесс условно подразделяется на три фазы:

а)препубертатный, или подготовительный, период;

б)собственно пубертатный период, в течение которого осуществляются основные процессы полового созревания;

в)постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

Если соединить это деление с привычными возрастными категориями, то препубертатный период соответствует предподростковому, пубертатный -подростковому, постпубертатный - юношескому возрасту.

Юношеский возраст - важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «Почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемыхобъяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Они более критично относятся кучителям. Само представление об интересности предмета у юноши иное, чем у подростка: если шестиклассники ценят внешнюю занимательность, то девятиклассникам интересно то, что требует самостоя-

60

тельного обдумывания. Для них характерны тяга к обобщениям, поиск общих принципов и законов, стоящих за частичными фактами.

Важнейший психологический процесс юношеского возраста - становле­ние самосознания и устойчивого образа «Я». Ценнейшее психологическоеприобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего в*гутреннего мира - очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» еще неопределенно,расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении.

Взаимоотношения со взрослыми - одна из важнейших проблем юношеского возраста, имеющая как социальный, так и психологический аспект. Чтобы правильно поставить ее, необходимо прежде всего строго разграничить возрастные различия и различия между людьми, находящимися на разных стадиях жизненного пути. Различия эти универсальны и затрагивают самый широкий круг свойств и отношений. Юноша шестнадцати лет всегда и везде отличается от 36-летнего мужчины и по биологическим возможностям, по интересам,по общественному положению.

Половое созревание - центральный, стержневой процесс переходного возраста.

Изучение юношеской сексуальности имеет три главных предмета: половое поведение, т. е. постушки, в которых проявляется и реализуется половое влечение; психосексуальные установки и ориентации, то есть отношение людей к вопросам пола, нормам половой морали.

Половое созревание мальчиков происходит позже, но протекает более бурно, чем у девочек. Для мальчиков характерна фаза так называемой юношеской гиперсексуальности. Период гиперсексуальности характеризуется повышенной половой возбудимостью и ростом эротических интересов ифантазий. Девочки развиваются иначе. Хоть они созревают раньше мальчиков, оргазмическая активность нарастает у них не резко, как у мальчиков, а медленно и постепенно, достигая апогея много лет спустя после соревнования. Женская сексуальность отличается от мужской и психологически. У девочки сначалапоявляется потребность в психологической близости с юношей и только потом - эротические чувства. Соотношение чувственности и нежности у женщин принципиально иное, чему мужчин.

Жизненная позиция неотделима от мировоззрения личности. Мировоз­зрение - это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех знаний.

61

Личностный подход в воспитании - не просто учет индивидуальных особенностей учащихся, отличающих их друг от друга. Это прежде всего последовательное всегда и во всем отношение к ученику как к личности, как к ответственному и самосознательному субъекту деятельности. Юность -период завершения формирования личности. Но нельзя забывать, что старшеклассники уже являются личностями, часто весьма яркими и своеобразными.

Ведущая педагогическая идея в работе со старшеклассниками: создание условий для мобилизации и реализации потенциальных возможностей личности в соответствии с ее реальными притязаниями; помощь в социально-значимом определении на будущее.

Важнейшей функцией воспитания на этом этапе является оказание учащимся помощи в выборе профессий, в подготовке к созданию собственной семьи, по формированию социальной активности, определенной своей гражданской позицией.

У учащихся определяются жизненные перспективы и планы, формируются основы мировоззрения, складываются свои взгляды на жизнь и на свое место в жизни. Хотя и на этом этапе целенаправленное воспитание, осуществляемое воспитателями, является, несомненно, определяющим, именно здесь наиболее ярко проявляются активность самой личности, ее избирательное отношение к восприятию различных воздействий, выработка умения противостоять асоциальным влияниям, находить правильный выход из сложных ситуаций, в которые ставит их жизнь и которые неизбежно появляются в силу значительного расширения их социальных контактов.

Таким образом, школьный возраст делится на младший (I-IVклассы), средний (V-IXклассы) и старший (Х-XIIклассы) периоды.

Индивидуальные особенности личности и их учет в педагогическом процессе. Каждый школьник обладает индивидуальными качествами - только ему присущими особенностями познавательной деятельности, эмоциональной жизни, воли, характера, поведения. Такимобразом, индивидуальность - - это своеобразное сочетание индивидных свойств человека, отличающее его от других людей. Каждый проходит свой путьиндивидуального развития, которое зависит от природных задатков и условий жизни. Школьников можно объединить по их индивидуальным особенностям в группы, то есть можно провести типологию (это группировка объектов с помощью общепринятой модели или типа). Особыми в типологии детей являются два направления:

интеллектуальных возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности. Способности - это потенциальные возможности человека,

62

которые обеспечивают ему более высокие, чем у других людей, показатели в деятельности при равных затратах сил и времени.

Под психологической запущенностью подразумеваются стойкое, отчетливо выраженное искажение нравственных представлений, невоспитанность чувств, навыков общественного поведения, обусловленные неблагоприятными влияниями микросреды и недостатками педагогического процесса. Таких детей называют девиантами.

Индивидуальность школьника - сложное образование, органически связанное с его возрастом, половым и нравственным развитием, становлением целостной личности. В связи с этим индивидуальная работа является важной частью педагогического процесса. Индивидуальная работа - это средство преодоления, предупреждения формализма в педагогическом процессе.

Учет индивидуальных особенностей - это использование всего арсенала педагогических средств, методов и форм, исходя из интересов, наклонностей, качеств, свойств, притязаний и возможностей каждой отдельной личности и сводя до минимума неудачи и ошибки в процессе социального становленияподрастающего поколения. В учете индивидуальных особенностей школьников часто забывается различие в типе нервной деятельности, в темпераменте человека. Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его психической деятельности и поведения (сангвиник — живой; флегматик - медленный, спокойный; холерик -энергичный, страстный; меланхолик - задумчивый, с глубокими переживаниями).

Важное положение -- учет индивидуальных способностей. Педагогу необходимо избегать крайностей в этом вопросе, так как и переоценка, и недооценка равнозначно наносят вред в развитии личности ребенка.

Таким образом, очень важен индивидуальный подход в воспитании и обучении, так как в каждом ученике ярко проявляется индивидуальность, отражающая его духовные потребности, области личного интереса, определившиеся на основе использования условий, предоставляемых обществом для всестороннего развития каждого. Индивидуальный подход при этом важен как для создания лучших условий для развития индивидуальных задатков и способностей, так и для оказания помощи тем, кто испытывает затруднения в выполнении требований учебных программ.

Вопросы для самоконтроля

  1. Определите понятия «развитие», «воспитание» и «формирование личности» школьника.

  2. Дайте характеристику возрастных этапов школьников.

3) Каковы особенности учета закономерностей возрастного и индивидуального развития детей в процессе обучения и воспитания?

63

  1. Определите понятия «индивид», «вундеркинд», «акселерация».

  2. Как понимать термины «одаренные» и «педагогически запущенные» дети?

6)Укажите особенности учета индивидуальных особенностей в педагогическом процессе.

Литература

1.Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А.В. Петровского. М., 1984.

2.Керимов Л.К. Педагогические основы индивидуализации и перевоспитания трудных подростков. Алматы, 1994.

  1. Ковалев СВ. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М., 1992.

  1. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. М., 1972.

  1. Эльконин А.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1974.

  1. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. М., 1980.