logo search
С

26.4. Элементы тестологии

Тестирование - это стандартизированный метод, используемый для измерения различных характеристик отдельных лиц. Часто оно является наименее трудоемким способом получить сведения об объективных данных или субъективных позициях. Из всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой перспективной считается тестирование. Цель тестирования — дать точные и достоверные сведения о количестве и качестве усвоения учащимися изучаемого материала.

Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения.

Тестирование проводится как с отдельными лицами, так и в группах. В педагогике доминируют групповые тесты, проводимые в школьных классах, так как они являются наиболее экономными для преподавателя. Использование индивидуальных тестов рекомендуется только тогда, когда исследуемое поведение (чтение вслух, произношение и т.п.) невозможно измерить в условиях групповой проверки.

Тесты можно классифицировать по разным основаниям. По форме — это индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые и предметные, вербальные и невербальные, аппаратурные и компьютерные. По содержанию выделяют несколько групп тестов:

1. Тесты общих умственных способностей, умственного развития.

2. Тесты специальных способностей в различных областях деятельности.

3. Тесты обученности, успеваемости, академических достижений.

4. Тесты для определения отдельных качеств личности.

5. Тесты для определения уровня воспитанности (сформированности общечеловеческих, нравственных, социальных и других качеств).

Одним из достоинств тестирования по общему мнению является объективность полученной оценки, ее независимость от того, кто проводит тестирование. Однако имеются достаточно многочисленные категории учащихся, которые в силу некоторых психических особенностей плохо соответствуют тестовой методике и получают заниженные оценки (соответственно, есть и такие, чьи тестовые оценки завышены). Сюда относятся, прежде всего, нередкая в России категория "тугодумов", а также так называемые "тестофобы", испытывающие панический страх перед самой процедурой тестирования. По оценкам экспертов ( Е. Б. Федоров) не более 50% российских учащихся попадают в "область адекватности" тестовых технологий.

Кроме того, есть предметы, содержание которых плохо охватывается системой тестов. Да и внутри самого предмета одни разделы и умения легко проверяются с помощью тестирования, а другие - с трудом. Почти нет тестов, проверяющих умение рассуждать, логически мыслить.

Вывод очевиден: введение тестирования в качестве основного инструмента для итоговой оценки знаний школьников, для отбора при поступлении в различные учебные заведения, создание специализированных центров (компаний) по производству тестов, пользующихся официальной поддержкой, резко ухудшит качество нашего образования. Об этом красноречиво свидетельствует опыт американских школ.