logo search
С

3.2. Педагогическое взаимодействие

Педагогическое взаимодействие - одно из ключевых понятий педагогики и научный принцип, лежащий в основе воспитания. Оно является универсальной характеристикой педагогического процесса и по своему содержанию значительно шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс лишь к субъект-объектным отношениям. Педагогическое взаимодействие присутствует во всех видах деятельности - познавательной, трудовой, творческой. В его основе лежит конструктивный диалог, сотрудничество.

Педагогическое взаимодействие реализуется, в основном, посредством общения как с помощью языка (вербальное общение), так и посредством мимики и жестов (невербальное общение).

В педагогической практике встречается широкий спектр различного рода взаимодействий: "ученик - ученик", "ученик - коллектив", "ученик - учитель" и т.д. Однако, основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность - деятельность воспитанника". Педагогический процесс выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное содержанием образования.

Воспитательные взаимодействия возникают даже тогда, когда воспитанники без участия воспитателей в повседневной жизни вступают в контакт с окружающими людьми и предметами. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления, по наличию или отсутствию цели, характеру обратной связи (управляемые, неуправляемые) и т.д. Столь же многообразны и ответные реакции воспитанников: активное восприятие, переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональное переживание или безразличие, действия, поступки, деятельность и т.д.

Результат педагогического взаимодействия должен соответствовать цели воспитания – гармоничному развитию личности.