Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
Педагогика детей с интеллектуальной недостаточность развивается в тесной связи с рядом смежных наук.
Совокупность специальной (педагогической, медицинской) информации, являющейся результатом изучения ребенка (как объекта) комплексом социальных наук, составляет предметное поле коррекционной педагогики.
Коррекционная педагогика связана со многими науками, которые оказывали и оказывают неоднозначное влияние на ее становление и развитие. Некоторые из этих связей возникли давно, еще на этапах выделения и оформления педагогики как науки, другие являются более поздними образованиями.
В числе первых сложились связи с философией и психологией. Именно философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, служили ее методологическим основанием. Методологическая функция философии состоит в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания.
Связь с психологией - наиболее традиционная. Требование понимать свойства человеческой природы, ее естественные потребности и возможности, учитывать механизмы, законы психической деятельности и развития личности, строить обучение в соответствии с этими законами, свойствами - выдвигали все выдающиеся педагоги. Психологические науки (общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология и др.) позволяют выявить закономерности развития детей с интеллектуальной недостаточностью, особенности развития психических процессов, дать научное обоснование используемым педагогическим методам и приемам.
Педагогика тесно связана с другими науками, изучающими человека как индивида (анатомия, физиология, нейрофизиология, невропатология, психопатология, генетика, педиатрия и др.). Науки медицинского цикла помогают увидеть биологические причины возникновения интеллектуальной недостаточности, понять сущность произошедших в организме ребенка изменений, правильно выбрать его общеобразовательный маршрут.
Педагогические науки (общая педагогика, социальная педагогика, специальная педагогика, дидактика, методика воспитательной работы и др.) определяют специфику целей, задач, принципов, содержания обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью, особенности использования методов, приемов и средств педагогики применительно к данной категории учащихся.
Развитие педагогики связано с изучением человека в обществе, в системе его социальных связей (социология, экономика, политология и др.). Важным фактором развития коррекционной педагогики является экономическое стимулирование научных исследований, планирование образования, выявление тенденций развития слоев и групп населения и т.д.
В целом можно выделить несколько вариантов связи коррекционной педагогики с другими науками:
Формы связи педагогики с другими науками:
Использование коррекционной педагогикой основных идей, теоретических положений, обобщающих выводов других наук;
Творческое заимствование методов исследования, применяемых в этих науках;
Применение конкретных результатов исследований, полученных в психологии, физиологии ВНД, социологии и др.
Участие коррекционной педагогики в комплексных исследованиях человека.
Таким образом, педагогика детей с интеллектуальной недостаточностью - наука, изучающая вопросы воспитания, образования и обучения, а также последующей реабилитации и социальной адаптации ребенка с различными нарушениями интеллектуального развития.
Задание
Проанализировать этапы становления информационного поля на примере 2-3 категорий коррекционной педагогики.
Составить схему информационного поля педагогики, охарактеризовать его составные части.
Определить, какие науки составляют предметную область олигофренопедагогики и составить схему: «Связь олигофренопедагогики с другими науками».
Охарактеризовать цель, задачи и актуальные проблемы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
Самостоятельная работа:
Законспектировать статью (в списке литературы № 8).
Литература
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону. 2004.
Гинецинский В.А. Основы теоретической педагогики. СПб. 1991.
Гонеева А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М. 1999.
Дефектология. Словарь – справочник. /Автор-составитель С.С. Степанов. Под ред. Б.П. Пузанова. М. 2005.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев 1985.
Жданов Г.Б. Информация и сознание. //Вопросы философии. 2000. - №11.
Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни. Дубна. – 2000.
Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. – 1996. - №1. – с. 3-10.
Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. – М. 1999.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.
Подчукаев В.А. Теория информационных процессов и систем. М. 2007.
Юркевич Е.В. Введение в теорию информационных систем. М. 2004.
- Учебно-методический комплекс Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Программа учебной дисциплины
- Основное содержание
- Раздел I. Теоретико-методологические основы педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью
- Тема 1. Информационное поле коррекционной педагогики.
- Тема 2. Терминологический аппарат педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 3. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- Раздел II. Теоретические проблемы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4. Системы воспитания детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Раздел III. Теоретические проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как система.
- Тема 7. Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 9. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Требования к уровню усвоения программы дисциплины.
- Методические рекомендации для преподавателя
- Тематическое планирование преподавания дисциплины.
- Средства и методы обучения.
- Рекомендации к организации самостоятельной работы.
- Примерные темы рефератов:
- Примерные темы курсовых работ.
- Оценивание текущей и промежуточной аттестации аудиторной и внеаудиторной работы студента
- Вопросы к зачету.
- Тесты и контрольные задания.
- 5. Распределить направления воспитания по значимости и возможности осуществления в условиях специальной школы, начиная с самого важного:
- 6. Соотнести конкретные закономерности процесса воспитания с соответствующими группами:
- 1. Что является предметом коррекционной педагогики?
- 8. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр органо-церебрального генеза (ммд).
- 9. Дополнить определение: Информация – это…
- 10. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр по типу эмоционально-волевого инфантилизма.
- 23. Объяснительная записка к программе обучения любому предмету содержит:
- Методические рекомендации к практическим занятиям
- Раздел I. Теоретико-методологические основы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 1
- Понятие педагогической информации.
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Занятие 2
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Занятие 3
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 4
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 5
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 7
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 8
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Занятие 9
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Занятие 10
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 11
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 12
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Занятие 13
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Занятие 14
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Занятие 15
- Библиография: