6.1. Словесные методы.
Рассказ — яркое, эмоциональное изложение учителем событий, явлений. Он непродолжителен во времени, воздействует на мысль учащегося, его чувства.
Рассказы делятся на педагогические и художественные. Педагогический отличается от художественного тем, что в нем используются только отдельные приемы художественного рассказа. Рассказы делятся на группы с учетом использования в конкретной педагогической ситуации: рассказ-описание, рассказ-изложение, рассказ- вступление.
Слово является источником знаний. К речи учителя предъявляется ряд требований:
безукоризненность с фонетической и логической стороны;
яркость, выразительность, четкость;
четкое произношение окончаний, правильность ударений;
замедленность темпа;
доступность для понимания учащихся.
Беседа - метод, при помощи которого учащиеся отвечают на вопросы учителя. Беседы делятся на вводную, беседу-сообщение и заключительную. Беседы используются на разных этапах урока с различными целями. Беседа часто сопровождается демонстрацией предметов, самостоятельной работой учащихся. К проведению беседы учитель должен серьезно готовиться. Необходимо определить тему урока, его цели; подобрать материал; затем определить вид беседы; продумать вопросы.
Особое внимание учитель должен уделять построению учащимся ответа на поставленный вопрос, формулировке вопросов самими учащимися.
Наглядные методы (демонстрация, экскурсия, наблюдение) имеют исключительное значение, так как в процессе их использования овладение учебным материалом происходит с опорой на непосредственное чувственное восприятие учащимися действительности. Определяя объекты для наблюдения, учитель должен продумать:
последовательность их предъявления учащимся;
организацию изучения каждого объекта.
Демонстрация заключается в наглядно-чувственном ознакомлении учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. Данный метод является уникальным, так как служит для раскрытия динамики изучаемых явлений, их внутренних свойств. Выделяется демонстрация натуральных объектов, символических, схематических изображений и т.д.
Наблюдение организуется на основе перцептивного опыта учащихся и представляет собой процесс развернутого целенаправленного восприятия, осуществляемый по определенному плану в различной обстановке (на пришкольном участке, в кабинете, живом уголке, на экскурсии). Ученики видят предмет в естественных условиях. В этом случае наглядность как бы сливается с практическими действиями ученика, побуждает его к размышлению, описанию, обсуждению.
К выбору и использованию наглядности в учебном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида предъявляется ряд требований:
демонстрируемый объект должен быть определенных размеров, цвета, соответствующей формы, виден учащимся со всех сторон;
учитель должен определить, какой вид наглядности необходимо подобрать на урок, на каком этапе урока его лучше использовать;
необходимо выбирать определенное количество наглядных средств, так как надо не только предъявить учащимся наглядность, но и работать с предъявленной наглядностью.
следует демонстрировать наглядность последовательно;
важно использовать словесное описание, что поможет учащимся определить отдельные свойства предмета.
К методам наглядного обучения относится использование технических средств обучения (ТСО): показ кино, диафильмов и видеозаписей, работа за компьютером с дисплейным отражением информации. С помощью кино, диафильма можно показать учащимся динамику развития явлений (извержение вулканов, распускание почек, созревание плодов и т.д.).
Требования к использованию ТСО:
целесообразно использовать ТСО, когда невозможно наблюдать изучаемый предмет;
необходимо учитывать особенность умственного развития и уровень знаний учащихся;
фильмы лучше показывать после изучения темы с целью закрепления знаний учащихся;
целесообразно показывать фрагменты фильмов, выключив звук, комментарии проводит учитель;
можно частично познакомить учащихся с содержанием фильма, указав, на что обратить особое внимание.
Практические методы. К практическим методам относятся устные и письменные упражнения, лабораторные работы, работа в мастерских, на пришкольном участке, элементы программированного обучения.
Практические методы помогают учащимся глубже понять и осмыслить изучаемый материал, сформировать умения и навыки. Источником знаний является сама деятельность учащихся.
Использование данной группы методов происходит в основном после изучения большой темы или отдельных ее разделов на повторительно-обобщающих и контрольно-учетных уроках.
Выполнение упражнений способствует повторению изученного материала, его закреплению.
Упражнения (письменные, устные) - это метод обучения, представляющий собой организованное повторение действий с целью более успешного их запоминания, повышения качества знаний. Достоинство этого метода в том, что он обеспечивает успешное формирование умений и навыков. Различают специальные, производные и комментированные упражнения. Упражнения могут быть устные и письменные.
Чтобы использование упражнений было эффективным, они должны отвечать определенным требованиям:
быть посильными и доступными для учащихся;
быть небольшими по объему и содержанию;
учитывать особенности познавательной деятельности учащихся и степень сформированности у них умений и навыков;
должны предлагаться в определенной последовательности с постепенным повышением уровня трудности.
Лабораторно-практические работы как метод направлены на приобретение учащимися новых знаний. Учащиеся выполняют задания творческого характера в условиях проведения конкретных опытов, закрепляют практические навыки, измеряют, вычисляют, сравнивают полученные результаты с уже имеющимся. Практические работы направлены на применение полученных знаний при решении практических задач, на осуществление связи теории и практики.
Самостоятельные работы — это особый вид деятельности учащихся. Учащийся должен быть готовым к выполнению предстоящей работы.
Различают следующие типы самостоятельных работ: самостоятельные работы по образцу, репродуктивные, вариативные и творческие работы. Использование конкретной формы заданий обусловлено двумя основными факторами:
готовностью детей к самостоятельной работе;
уровнем знаний учащихся по конкретному содержанию самостоятельной работы.
Задание
1. Заполнить таблицу: «Регламентация сторон процесса обучения его принципами».
Принцип обучения | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Содержание образования |
Принцип научности |
|
|
|
Принцип доступности |
|
|
|
Принцип сознательности и активности |
|
|
|
Принцип единства чувственного и абстрактного (наглядности) |
|
|
|
Принцип прочности |
|
|
|
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода |
|
|
|
Принцип развивающего характера обучения |
|
|
|
Принцип систематичности и последовательности |
|
|
|
2. Задания по карточкам. Студентам предлагаются фрагменты уроков, по которым необходимо определить, какие принципы обучения реализуются в этих фрагментах.
3. Групповая работа: заполнение таблицы «Подходы к классификации методов обучения».
Основание для классификации | Группы методов | Характеристика методов (содержание метода, деятельность учителя, деятельность учащихся) |
1. Источник знаний |
|
|
2.Характер познавательной деятельности |
|
|
3.Способ педагогического руководства |
|
|
4. Этапы обучения |
|
|
5.Дидактические цели и соответствующие виды деятельности |
|
|
6. Целостный подход к обучению |
|
|
Самостоятельная работа:
1. Раскрыть психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов: наглядности, сознательности и активности, прочности, доступности, индивидуального и дифференцированного подхода, научности, развивающего характера обучения.
Анализ фрагмента урока в специальной (коррекционной) школе с точки зрения реализации принципов и методов обучения (по предлагаемому плану).
Анализ урока
(в аспекте реализации принципов и методов обучения)
1. Реализация на уроке принципа развивающего и воспитывающего характера обучения.
2. Является ли содержание материала элементом целостной системы знаний по данному предмету (принцип систематичности и системности).
3. На сколько знания, формируемые у учащихся на уроке, научны и достоверны.
4. Особенности реализации принципа наглядности на уроке (виды используемой наглядности, ее качество, место, необходимость использования на разных этапах урока).
5. Реализация принципа сознательности и активности на уроке (действия учителя для более сознательного усвоения знаний учащимися, насколько активны школьники, способны ли они применить полученные знания в ходе самостоятельной работы и т.д.).
6. Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода на уроке.
7. Какие словесные методы применялись учителем на уроке, на сколько эффективно?
8. Использование наглядных методов обучения. Зависит ли эффективность обучения от разнообразия наглядности? Соблюдались ли требования к наглядности?
9. Особенности использования практических методов обучения на уроке. Оценить уровень подготовленности учителя к организации практической деятельности, возможности детей при выполнении практических заданий.
3. Законспектировать статью (в списке литературы № 9) и провести сравнительный анализ предложенной автором классификации методов обучения с уже известными.
Литература
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.
Голуб В.А. Основы общей дидактики. М. 1999.
Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М. 2005.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев. 1985.
Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. М. 2001.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики. М. 2006.
Обучение детей с нарушением интеллекта /Под ред. Б.П. Пузанова М. 2000.
Рудакова И.А. Дидактика. Ростов-на-Дону. 2005.
Сидоркин А.М. Методы воспитания// Магистр. – 1991. – Ноябрь. Стр. 55-62.
Сластенин В.А. Педагогика. М. 2000.
Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. Т.А. Власовой. М. 1981.
- Учебно-методический комплекс Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Программа учебной дисциплины
- Основное содержание
- Раздел I. Теоретико-методологические основы педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью
- Тема 1. Информационное поле коррекционной педагогики.
- Тема 2. Терминологический аппарат педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 3. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- Раздел II. Теоретические проблемы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4. Системы воспитания детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Раздел III. Теоретические проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как система.
- Тема 7. Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 9. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Требования к уровню усвоения программы дисциплины.
- Методические рекомендации для преподавателя
- Тематическое планирование преподавания дисциплины.
- Средства и методы обучения.
- Рекомендации к организации самостоятельной работы.
- Примерные темы рефератов:
- Примерные темы курсовых работ.
- Оценивание текущей и промежуточной аттестации аудиторной и внеаудиторной работы студента
- Вопросы к зачету.
- Тесты и контрольные задания.
- 5. Распределить направления воспитания по значимости и возможности осуществления в условиях специальной школы, начиная с самого важного:
- 6. Соотнести конкретные закономерности процесса воспитания с соответствующими группами:
- 1. Что является предметом коррекционной педагогики?
- 8. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр органо-церебрального генеза (ммд).
- 9. Дополнить определение: Информация – это…
- 10. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр по типу эмоционально-волевого инфантилизма.
- 23. Объяснительная записка к программе обучения любому предмету содержит:
- Методические рекомендации к практическим занятиям
- Раздел I. Теоретико-методологические основы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 1
- Понятие педагогической информации.
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Занятие 2
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Занятие 3
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 4
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 5
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 7
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 8
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Занятие 9
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Занятие 10
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 11
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 12
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Занятие 13
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Занятие 14
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Занятие 15
- Библиография: