Библиография:
Актуальные проблемы диагностики ЗПР. /Под ред. К.С. Лебединской. М. 1982.
Бабанский Ю.К. Педагогика М. 1988.
Белкин А.С. Сравнительная характеристика структуры и содержания общения учащихся массовых и вспомогательных школ.//Коррекционно-воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. Белкина А.С. - Свердловск, 1973.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с ЗПР. М. 2006.
Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. Ростов-на-Дону, 2004.
Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. - М. 1960.
Винник М.О. ЗПР у детей: методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. Ростов-на-Дону. 2007.
Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В. Воронкова М. 1994.
Воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. В.П. Мачихиной. М. 1980.
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М. 1981.
Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М. 1982.
Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников. М. 2005.
Гинецинский В.С. Основы теоретической педагогики. С-Петербург. 1991.
Головина Т.Н. Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы. - М. 1974.
Голуб В.Ф. Основы общей дидактики. М. 1998.
Гонеева А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. М. 1999.
Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики. М. 2005.
Дети с временными задержками развития /Под ред. Власовой Т.А., Певзнер М.С. М. 1971.
Дети с ЗПР / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского. М. 1984.
Дети с нарушениями развития. Хрестоматия. /Авт.-сост. В.М. Астапов. М., 1995.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. /сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. М. 2005.
Дефектология. Словарь – справочник. /Автор-составитель С.С. Степанов. /Под ред. Б.П. Пузанова. М. 2005.
Дошкольное воспитание аномальных детей. /Под ред. Л.П. Носковой, М.1993.
Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с ЗПР и методы ее коррекции. М., 1980.
Дульнев Г.М. К вопросу о дифференциации обучения учащихся вспомогательной школы. // Дефектология.- 1970.- N 1.- C. 8-13.
Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. 1981.
Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса. - М., 1989.
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. - М. 1973.
Еременко И.Г. О дифференцированном обучении учащихся вспомогательной школы. // Дефектология.- 1983.- N 2.- C.3-13.
Еременко И.Г. Научные основы коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе Киев 1970.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.
Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе, М. 1993
Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. М. 2001.
Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века. М. 1995.
Исаев И. Ф. Школа как педагогическая система: Основы управления. - М.; Белгород, 1997
Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. М. 1998.
Кащенко В.П. Педагогическая коррекция М. 1994
Коберник Г.Н., Синев В.Н. Введение в специальность «Дефектология». - М. 1984.
Коломинский Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы. Киев, 1978.
Коркунов В.В., Лернер Д. Основные понятия и термины в специальном образовании. //Понятийный аппарат педагогики и образования /Под ред. Е.В. Ткаченко Екатеринбург, 1995, вып.1
Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. /Под ред. Н.П. Долгобородовой. М. 1973.
Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Социализация и воспитание. Ростов-на-Дону, 1997.
Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. Ростов-на-Дону. 2002.
Лебединская К.А. и пр. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М. 1988.
Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М.1969.
Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. М. 1962.
Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М. 2003.
Малофеев Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями. //Дефектология. – 2001. - №5. – с. 3 – 11.
Малофеев Н.Н. Современное состояние коррекционной педагогики. // Дефектология. – 1996. - №1. – с. 3-10.
Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1999. – ч. 2.
Методика воспитательной работы: Учеб. пособие / Под ред. Л.И. Рувинского. М. 1989.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы олигофренопедагогики М. 2006.
Моргулис И.С. Некоторые вопросы теории специального обучения. // Дефектология – 1989. - №5.
Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М. 1969.
Новоторцева Н.В. Коррекционная педагогика и специальная психология. Словарь. СПб. 2006
Обучение во вспомогательной школе /Лекции по олигофренопедагогике/. – М. 1973.
Обучение детей с ЗПР /Под ред. В.И. Лубовского. Смоленск, 1994
Общая стратегия воспитания в образовательной системе России / Под ред. И. А. Зимней. - М. 2001
Основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Опыт словаря-справочника. Екатеринбург. 1997.
Основы ортопедагогики /Под ред. Э Брукарта М. 1990.
Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы. Под ред. Ж.И. Шиф. М. 1965.
Отстающие в учении школьники (проблемы психического развития). / Под ред. Калмыковой З.И., Кулагиной И.Ю. М. 1986.
Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.,1959.
Педагогика: теории, системы, технологии. /Под ред. С.А. Смирнова. М. 2006.
Петрова В.Г. Практическая деятельность детей-олигофренов. М. 1959.
Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. М. 2002.
Пидкасистый П.И. Педагогика М. 2003
Пинский Б.И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы. М. 1969.
Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников. М. 1962.
Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей. М. 1964.
Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. Под ред. Шиф Ж.И. М. 1980.
Пузанов Б.П. и др. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика) /Под. ред. Б.П. Пузанова. – М. 2003.
Рожков М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе. М. 2000
Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого ребенка. М. 1986.
Селиванов В. С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М. 2000
Сластенин В.А. и др. Педагогика. М. 2000.
Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. СПб. 2002.
Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. - М.1966.
Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой М. 2000.
Теоретические основы процесса обучения. /Под ред. В.В. Краевского. М. 1989.
Турчинская К.М. Профоориентация во вспомогательной школе. Киев, 1976.
Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. М. 1990.
Усанова О.Н. Специальная психология. М. 1990.
Учащиеся вспомогательной школы: (Клинико-психологическое изучение) /Под ред. М.С.Певзнер, К.С.Лебединской - М. 1970
Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) (проект).
Хейссерман Э. Потенциальные возможности психического развития нормального и аномального ребенка. М.1964.
Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь 1971.
Шпек О. Люди с умственной отсталостью: Обучение и воспитание. М. 2003.
Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. М. 2004.
Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998.
Эк З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Ташкент, 1985.
- Учебно-методический комплекс Обучение и воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью
- Содержание
- Программа учебной дисциплины
- Основное содержание
- Раздел I. Теоретико-методологические основы педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью
- Тема 1. Информационное поле коррекционной педагогики.
- Тема 2. Терминологический аппарат педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 3. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью как объект и субъект педагогического воздействия.
- Раздел II. Теоретические проблемы воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 4. Системы воспитания детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 5. Содержание воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью как педагогическая система.
- Раздел III. Теоретические проблемы обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 6. Процесс обучения детей с интеллектуальной недостаточностью как система.
- Тема 7. Содержание образования детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 8. Система принципов и методов обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Тема 9. Система форм организации обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Требования к уровню усвоения программы дисциплины.
- Методические рекомендации для преподавателя
- Тематическое планирование преподавания дисциплины.
- Средства и методы обучения.
- Рекомендации к организации самостоятельной работы.
- Примерные темы рефератов:
- Примерные темы курсовых работ.
- Оценивание текущей и промежуточной аттестации аудиторной и внеаудиторной работы студента
- Вопросы к зачету.
- Тесты и контрольные задания.
- 5. Распределить направления воспитания по значимости и возможности осуществления в условиях специальной школы, начиная с самого важного:
- 6. Соотнести конкретные закономерности процесса воспитания с соответствующими группами:
- 1. Что является предметом коррекционной педагогики?
- 8. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр органо-церебрального генеза (ммд).
- 9. Дополнить определение: Информация – это…
- 10. Из приведенных «формул» познавательной деятельности выбрать ту, которая характеризует зпр по типу эмоционально-волевого инфантилизма.
- 23. Объяснительная записка к программе обучения любому предмету содержит:
- Методические рекомендации к практическим занятиям
- Раздел I. Теоретико-методологические основы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 1
- Понятие педагогической информации.
- Структура информационного поля коррекционной педагогики.
- Аспекты реализации педагогической информации.
- Предмет педагогики детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Реализация внутрипредметных и межпредметных связей коррекционной педагогики с другими науками.
- Занятие 2
- Изменение категориального аппарата науки как показатель ее естественного развития.
- Этапы развития терминологического аппарата коррекционной педагогики.
- Направления уточнения понятий в специальной педагогике.
- Структура категориального аппарата коррекционной педагогики.
- Занятие 3
- Понимание коррекции в психолого-педагогических исследованиях
- Механизмы коррекции
- Предметность и результативность коррекции
- Организация коррекционно-развивающего обучения школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 4
- Определение понятия «адаптация».
- Факторы, определяющие успешность адаптации.
- Виды адаптации
- Возможности социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 5
- 1. Понятие «умственная отсталость»
- Классификация умственной отсталости по степени выраженности дефекта.
- Характеристика основных форм олигофрении по классификации м.С. Певзнер.
- Понятие «задержка психического развития».
- Классификация зпр к.С. Лебединской.
- Особенности управления познавательной деятельностью и эмоционально-волевой сферой школьников с интеллектуальной недостаточностью.
- Отграничение умственной отсталости от задержки психического развития.
- Занятие 6
- Понятие « педагогическая система», ее основные характеристики.
- 2. История создания педагогической системы обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 3. Классификация педагогических систем
- Для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2 Слой: увп 2 слой: увп
- 6. Система психолого-педагогического сопровождения воспитания, обучения детей.
- 4. Проблема раннего вмешательства в развитие ребенка с интеллектуальной недостаточностью.
- 5. Психолого-медико-педагогическая консультационная служба: структура, функции.
- 6. Система дошкольных образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7. Система школьных коррекционно-образовательных учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 7.1. Школа для детей с недоразвитием интеллекта.
- 7.2. Школа для детей с зпр (или класс для детей с зпр).
- Психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью школьного возраста.
- Абилитационные и реабилитационные услуги лицам с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 7
- 1. Проблема соотношения дифференциации и интеграции в воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью
- Педагогическое понимание интеграции.
- Этапы развития интеграции.
- Виды и модели интеграции
- Комбинация 2 типов интеграции:
- Модели интегрированного обучения школьников с проблемами в развитии.
- Уровни интеграции.
- 5. Плюсы и минусы интегрированного обучения
- Актуальные проблемы интегрированного обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел II. Воспитание детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 8
- 1. Подходы к определению понятия «воспитание».
- Цели и задачи воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью
- Особенности воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Понятие «принцип» воспитания
- 5. Общепедагогические и специальные принципы процесса воспитания.
- Занятие 9
- 1. Определение метода воспитания.
- 2. Классификация методов воспитания и особенности их реализации в специальной школе.
- 2.1. Методы формирования сознания личности
- 2.2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения личности
- 2.3. Методы стимулирования деятельности и поведения личности
- 2.4. Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании
- 3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.
- Занятие 10
- Задачи и содержание физического воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Задачи, содержание трудового воспитания умственно отсталых и детей с зпр.
- Цель, задачи и содержание нравственного воспитания и формирования личности ребенка.
- Задачи, содержание, методы эстетического воспитания.
- Система умственного воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Раздел III. Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью. Занятие 11
- 1. Соотношение процесса познания и процесса обучения
- 2. Системный характер процесса обучения.
- 3. Функции процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 4. Применение различных стратегий обучения в организации учебного процесса в специальной (коррекционной) школе.
- 5. Особенности процесса обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
- Занятие 12
- Понятие «содержание образования».
- 2. Государственный образовательный стандарт
- 3. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования
- 3.1. Учебный план.
- Особенности коррекционно-образовательных программ для специальных (коррекционных) школ.
- Занятие 13
- Понятие « принцип обучения» детей с интеллектуальной недостаточностью.
- 2. Особенности реализации принципов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 3. Психологический, педагогический и методический аспекты реализации принципов обучения.
- 4. Понятие « метод» обучения.
- 5. Классификация методов обучения.
- 6. Особенности реализации методов обучения в специальной (коррекционной) школе.
- 6.1. Словесные методы.
- Занятие 14
- 1. Понятие «формы организации обучения».
- 2. Урок как основная форма обучения
- 3. Типы и структура уроков
- Подготовка учителя к уроку.
- 5. Другие формы организации обучения.
- Занятие 15
- Библиография: