logo
вовк 2 Обученние и воспитание УО

3. Факторы, определяющие выбор методов воспитания.

1. Цель и задачи воспитательного процесса.

2. Возрастные особенности школьников с интеллектуальной недостаточностью (уровень развития психической сферы и нравственных качеств и т.д.)

3. Уровень сформированности коллектива школьников.

4. Индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка.

5. Уровень педагогической квалификации воспитателя.

6. Ожидаемый результат воспитания.

Общим принципом выбора методов воспитания является гуманный подход к ребенку.

Задание

1. В предлагаемых ситуациях определить, какими методами воспитания пользовался педагог, их корректность и целесообразность.

СитуацияN1

В класс пришла врач и велела после уроков повести всех детей в кабинет для прививки. Дети испугались.

-Вот хороший случай проверить, кто из наших мальчиков бесстрашный, а кто - трусишка,- сказал детям учитель.

-Давайте выберем комиссию в составе трех девочек. Пусть они находятся в кабинете врача, когда мальчикам будут делать прививку.

В кабинет врача пришли Марина, Элла и Ия. Все мальчики оказались мужественными, бесстрашными.

СитуацияN2

В пятом классе пришел новый учитель русского языка. Он внимательно присматривался к ученикам. Бросилось в глаза, что ученица Нина чувствует себя как-то неуверенно. На уроках отвечает боязливо. Дети посмеиваются над ней.

Нина имела слабое зрение, еле вытягивала на тройку. Однажды она хорошо выучила стихотворение, и учитель поставил ей пятерку и похвалил. Ученики как-то настороженно загудели.

Учитель, поинтересовавшись прошлым Нины, узнал, что ей учиться трудно. В этот коллектив она пришла только в прошлом учебном году. Ее уличили в мелком воровстве в начале прошлого учебного года. В свой коллектив ребята ее не принимали.

Учитель не упускал случая отметить любое достижение ученицы. Нина прилагала много усилий, чтобы хорошо учить материал по русскому языку и чтению. Учитель замечал это и обращал внимание других учеников. Постепенно начал укрепляться авторитет Нины в коллективе. Ее приняли к себе. Дети уже вместе играли, помогали ей в учебе.

Ситуация N3

Ученик пятого класса часто забывал свои учебные принадлежности. Учитель вынужден был несколько раз давать ему свою ручку и лист бумаги. Мальчик принимал это как должное, ему и в голову не приходило поблагодарить учителя. Однажды, проходя мимо ученика, учитель как бы невзначай уронил футляр от очков. Ученик поднял его и подал учителю. Тот вежливо и громко сказал: "Спасибо, Саша". После этого случая мальчик стал всегда благодарить за услугу.

2. Предложить собственное решение педагогических ситуаций:

Самостоятельная работа:

1. Заполните пропуски.

Методы воспитания - это ......... достижения заданной ......... воспитания.

Прием воспитания - это .......... общего метода воспитания, .......... воздействие,

.......... улучшение.

Средство воспитания - это ......... приемов воспитания.

В структуре метода выделяются ......... и .......... .

2.Чтобы выбрать оптимальные методы воспитания нужно:

а) выяснить сущность каждого метода и выбрать из имеющегося множества путей методы, отвечающие заданным требованиям;

б) установить какой метод позволяет быстрей других достигнуть намеченной цели;

в) проанализировать ситуацию и подобрать соответствующий метод;

3.Классный руководитель хотел, чтобы его ученики умели себя вести в различных ситуациях. С этой целью он провел в классе несколько бесед о внешнем виде и хороших манерах. Ребята с большим вниманием слушали своего классного руководителя, задавали много вопросов. Но вскоре педагог с огорчением отметил, что никаких изменений в поведении учеников не произошло. Почему?

а) ребята не все поняли и запомнили;

б) жизнь, поведение других людей не вызывали у школьников желания улучшить свое поведение;

в) не было наглядного примера;

г) в классе нет примеров для подражания, они не были выделены и указаны.

4.Выделите методы, относящиеся к группе методов организации деятельности и формирования общественного поведения:

а) лекция;

б) беседа;

в) упражнения;

г) педагогическое требование;

д) приучение;

е) пример;

ж) воспитывающие ситуации;

з) наказание.

5.В какой группе перечислены методы стимулирования:

А) рассказ поощрение

Б) объяснение наказание

В) беседа соревнование

Г) личный пример субъективно прагматический метод наказание

6.Что такое наказание?

а) это метод воспитания, проявляющийся в форме требования;

б) это решающий фактор торможения отрицательных действий воспитанников, с целью формирования у них боязни за совершенные действия;

в) это способ воздействия на воспитанника с позиции интересов коллектива с целью прекратить его отрицательные действия.

Литература

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. /Под ред. В.В. Воронковой. М. 1994.

  2. Воспитательная работа во вспомогательной школе. /Под ред. В.П. Мачихиной. М. 1980.

  3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. М. 1981.

  4. Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. Киев, 1985.

  5. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в современной школе. М., Ростов-на-Дону, 2000.

  6. Коррекционная роль обучения во вспомогательной школе. М. 1971.

  7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. М. 2000.

  8. Щуркова Н.Е. Воспитание детей в школе. М.1998.

  9. Эк З.Б. Особенности обучения и воспитания умственно отсталых детей. Ташкент, 1985.