logo
вовк 2 Обученние и воспитание УО

Факторы, определяющие успешность адаптации.

Эффективность процесса адаптации зависит от ряда условий.

Прежде всего, существует определенная зависимость характера адаптационных процессов от стадии онтогенеза (Божович Л.И.).

На ранних этапах психические способности и качества возникают путем приспособления ребенка к требованиям окружающей среды. Но, возникнув таким образом, они затем приобретают самостоятельное значение и в порядке обратного влияния начинают определять последующее развитие.

Необходимо отметить, что возможности адаптации зависят также и от особенностей самой психики человека и его личности. Например, Лазурский А.Ф. в своей концепции психических уровней, отмечает, «если низший психологический уровень дает нам, по преимуществу, индивидуумов недостаточно приспособленных, средний уровень - приспособившихся, то представителей высшего уровня можно назвать... приспособляющими» (Лазурский А.Ф., 1924).

Развивающиеся в течение жизни особенности личности, объем и характер приобретенных знаний, направленность интересов, своеобразие эмоционально-волевых качеств, моральные установки также создают ту или иную степень свободы реагирования человека в определенных условиях и основу индивидуальной адаптации к неблагоприятным психическим факторам, позволяют активно и целенаправленно их преобразовывать.

Возможности адаптации конкретного человека обусловлены также его наследственностью, состоянием здоровья и степенью тренированности, которая приобретает особенное значение («Российская педагогическая энциклопедия»). Например, у работников умственного труда, ведущих обычно малоподвижный образ жизни, возможности адаптации к физическим нагрузкам используются недостаточно. Поэтому даже небольшие нагрузки быстро утомляют. Расширить возможности адаптации можно с помощью регулярных тренировок, закаливания и т.д. При этом важно учитывать индивидуальные особенности организма, т.к. неадекватные нагрузки могут оказаться либо бесполезными (при их недостаточности), либо вредными (при их чрезмерности) для здоровья».

Процесс адаптации ускоряется, если человек предварительно ознакомлен с возможными ситуациями предстоящей деятельности, получил знания и сведения, необходимые для правильной ориентировки. Для успешной адаптации необходимо учиться управлять своим поведением, уметь вырабатывать готовность к целесообразным действиям в новых обстоятельствах жизни

В зависимости от сочетания данных факторов адаптация может происходить более или менее успешно.