5.3.9. Психологические задачи.
Для высшего медицинского образования представляет определенный интерес классификация задач, предложенная известным психологом Н.Н. Нечаевым. Используя ее, мы приводим примеры из стоматологической и терапевтической практики.
Классификация учебных задач (по Нечаеву).
I. Типы задач по их условию (формально-логическая характеристика):
1) задачи, в условии которых есть все необходимое и достаточное для решения;
2) задачи с недостающими сведениями в условии (задачи с неопределенностью условия по И.М. Фейгенбергу, 1982);
3) задачи с избыточными и (или) частично неверными сведениями в условии;
4) задачи, в которых наряду с недостающими сведениями имеются избыточные и (или) частично неверные сведения.
II. Психологические типы задач:
1) полное соответствие данных условия задачи ее решению (условное обозначение ≈ / = - «похоже и то»);
2) данные условия задачи не соответствуют ее решению (условное обозначение ≈ I ≠ - «похоже, но не то);
3) решение (ответ) задачи не согласуется с данными условия (условное обозначение ≠ I = - «непохоже, но то»);
4) полное несоответствие данных условия и решения (условное обозначение ≠ I ≠ — «непохоже и не то»).
Каждый из формально-логических типов задач может существовать в одном из 4 психологических типов. Следовательно, полная классификация охватывает 16 различных типов задач.
Для разработки различных вариантов проблемно-ситуационного метода целесообразно использовать 2-4 типы задач по их формально-логической характеристике, гибко варьируя их различные
психологические типы. Эти типы задач наиболее полно способны имитировать реальную профессиональную деятельность.
Рассмотрим пример клинической задачи 2-го формально-логического типа (с недостающими сведениями в условии), представленной в различных психологических типах.
Условие задачи (общее для всех психологических типов).
Больной 50 лет внезапно вечером после работы почувствовал резкую боль в груди. Жена вызвала скорую помощь. Вы - врач скорой помощи. Ваша задача - как можно скорее диагностировать заболевание и оказать больному соответствующую помощь. Действуйте!
Ход решения, получаемые студентами недостающие сведения, а следовательно, диагноз и необходимые лечебные мероприятия для различных психологических типов задач будут отличаться.
1. Первый психологический тип (≈ / =).
В банке данных по задаче (содержащихся в методической разработке, на отдельных карточках или в компьютерной программе) все сведения соответствуют определенному диагнозу, например острому инфаркту миокарда. Если студент запросит необходимые сведения (например: боль локализуется в нижней трети грудины, не купируется нитратами, длится более получаса, в прошлом были приступы кратковременных болей при физической нагрузке и т.д.), он получает возможность установить диагноз инфаркта миокарда.
2. Второй психологический тип (≈ / ≠).
Резкую боль в груди могут дать самые разнообразные заболевания разных органов и систем, например аортальные пороки сердца. Если составитель задачи хочет смоделировать аортальный порок сердца, то в условии задачи можно предусмотреть ряд симптомов, которые наблюдаются и при инфаркте миокарда, и при аортальных пороках. Если студент не запросит данных, позволяющих установить аортальный порок (анамнестические данные, результаты аускультации сердца, данные АД и т.д.), диагноз будет установлен неверно.
3. Третий психологический тип (≠ I =).
Инфаркт миокарда может протекать под маской других заболеваний, не связанных с патологией сердца, например, различной патологии желудочно-кишечного тракта (острый панкреатит и др.). Для обучения решению задач подобного типа в условии можно предусмотреть сведения, наталкивающие студента на эту патологию (например, возникновения болей после погрешностей в диете, употребление алкоголя, напряженный живот и т.д.). Однако если студент правильно соберет необходимую клиническую информацию, диагноз может быть установлен правильно.
4. Четвертый психологический тип (≠ / =).
Используя сведения, приведенные в третьем психологическом типе, и исключив симптоматику, характерную для инфаркта миокарда, можно показать студентам, как наличие или отсутствие 1-2 решающих симптомов влияет на установление совершенно различных диагнозов.
Задание. Попытайтесь смоделировать различные психологические типы задач по своей специальности: 1) для задач с недостающими сведениями в условии; 2) для задач с избыточными сведениями; 3) для задач с частично неверными сведениями и т.д.
- Н.В. Кудрявая, е.М. Уколова,
- Isbn 5-89004-144-4
- Оглавление
- Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике 163
- Глава 9. Педагогическое общение............................................... 207
- Глава 10. Личность врача-педагога............................................ 252
- Слово редактора
- Введение
- Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации
- 1.1. Психологическая концепция «я - врач-педагог».
- 1.2. Профессионально - деятельностное сознание врача-педагога.
- 1.3. Информационно-инструментальная готовность к профессиональной (врачебной и педагогической) деятельности.
- Глава 2. Философско-антропологические основы психолого-педагогической компетентности врача-педагога
- Глава 3.
- 3.2. Операциональные модели обучения.
- 3.3. Личностно-ориентированный подход.
- Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе
- 4.1. Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс. Управление процессом усвоения.
- 4.2. Принципы организации педагогического процесса в медицинском вузе.
- 4.3. Разработка учебных программ.
- 4.4. Основные понятия теории деятельности.
- 4.5. Разработка методик обучения деятельности.
- 4.6. Проектирование образовательного пространства.
- 4.7. Организация процесса обучения по разработанным методикам.
- 4.8. Управление процессом овладения деятельностью.
- 4.9. Оценка результатов обучения.
- Глава 5.
- 5.2. Лекция в инновационном обучении.
- 5.2.1. Проблемная лекция.
- 5.2.2. Лекция-визуализация.
- 5.2.3. Лекция вдвоем.
- 5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками.
- 5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция.
- 5.2.6. Ораторское мастерство лектора.
- 5.3. Психолого-педагогические основы
- 5.3.2. Определение цели занятия.
- 5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (адс).
- 5.3.4. Составление схемы ориентировочной основы действий.
- 5.3.5. Составление учебных задач.
- 5.3.6. Составление контрольных задач.
- 5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний.
- 5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.
- 5.3.9. Психологические задачи.
- 5.3.10. Последовательность расположения материала в методических указаниях.
- 5.3.11. Методика проведения практического занятия на клинической кафедре.
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей
- Активные методы подготовки специалиста-медика
- 6.1. Беседа.
- 6.2. Групповые методы обучения.
- 6.2.1. Групповое решение задач.
- 3) Игровое решение задачи как коллективно-ролевую форму работы (в наиболее полном виде реализуется в деловой или организационно-деятельностной игре, о чем мы расскажем ниже).
- 6.2.2. Групповая дискуссия.
- 1. Начало обсуждения.
- 4. Подведение итогов обсуждения в группе:
- 6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем медицинском образовании.
- 6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке специалистов-медиков (интерактивные методы).
- 6.4.1. Педагогическая рефлексия.
- 6.4.2. Структура рефлексивных представлений
- 6.4.3. Технологии рефлексивного обучения.
- 6.4.4. Педагогические задачи как средство развития
- 6.5. Организационно-деятельностная игра.
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике
- 7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).
- Глава 8. Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков
- 8.1. Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врача.
- 8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков.
- 8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты».
- Глава 9. Педагогическое общение
- 9.1. Роль общения в образовании.
- 9.2. Закономерности общения.
- 9.3. Стили руководства группой.
- 9.4. Виды и причины конфликтов.
- Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
- 9.5. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
- 9.6. Способы анализа конфликтных ситуаций.
- Глава 10.
- 10.2. Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям.
- 10.2.1. Фактор новизны.
- 10.2.2. Эффект ореола.
- 10.2.3. Психологическая дистанция.
- 10.2.4. Свобода выбора.
- 1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие:
- 1. Приоритетные ценности преподавателя (столбец а).
- 2. Психоэмоциональное состояние (столбец б).
- 3. Самооценка (столбец в).
- 4. Стиль преподавания (столбец г).
- 5. Достоверность ответов (столбец д).
- Приложение 1. Общие указания по составлению методического пособия
- Ориентировочная основа действий врача по диагностике острого периостита челюсти
- Опыт разработки
- 1. Реакция ротовой жидкости кислая, если ее рН:
- Приложение 3. К проблеме «врач-пациент» в стоматологической клинике1
- Приложение 4.
- Анкета самодиагностики
- Готовности к творчеству
- В педагогической деятельности
- Приложение 5. Медико-деонтологические задачи на смысл для обсуждения со студентами1
- Словарь терминов