logo
Кудрявая__врач__педагог

Глава 5.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ

В медицинских вузах России существуют следующие наиболее распространенные формы обучения: лекция, практическое занятие, семинары, лабораторные работы и практикумы, самостоятельная работа студентов под контролем преподавателя, производственная практика.

5.1. Вузовская лекция: традиции и новации.

Лекция в медицинском вузе остается одной из ведущих форм обучения в век новейших информационных технологий. Секрет ее «долголетия» в том, что заменить живое общение лектора со сту­дентами не удается даже ставшему столь популярным среди моло­дежи Интернету. Выражение древних «viva vox docet» («живой го­лос учит») остается верным в тех случаях, когда лектор использует живой язык, а не академический язык диссертаций, теоретизированный и не затрагивающий внутренний мир студентов.

Поэтому долголетние споры о том, эффективна ли лекция или нет (а аргументов для критики предостаточно, например конфор­мизм, некритичность, несамостоятельность мышления студентов как результат слепого доверия лектору, невозможность точно запи­сать основные мысли лектора и затем воспроизвести, потеря боль­шого количества информации и т.д.) свидетельствуют о том, что в дискуссиях об эффективности лекций мы обычно не связываем лекцию с той или иной моделью обучения, в которую она вписыва­ется, или судим о лекции вообще на основе негативных отзывов студентов о конкретном лекторе.

Особое место в медицинском вузе занимает клиническая лек­ция, которая всегда использовалась лекторами-клиницистами как особая форма развития клинического мышления, соучастия студен­тов в постановке диагноза, установления атмосферы доверия, парт­нерских отношений, соблюдении" принципов этики и деонтологии. В истории медицины навсегда останутся памятные имена лучших лек­торов: Н.И. Пирогов, Н.В. Склифосовский, В.А. Оппель, СП. Боткин, В.И. Воячек, В.Ф. Войно-Ясеницкий, М.Д. Мудров, Н.Н. Еланский, И. Давыдовский, А.В. Вишневский, В.П. Покровский и др.

Несколько слов о предыстории вопроса.

Впервые лекции появились в Древней Греции, они получили развитие в Древнем Риме и уже широко использовались как основ­ная форма обучения в Средние века, что продолжалось вплоть до середины XX столетия. Слово «лекция» происходит от латинского корня «lection» («чтение»), что и отражало первоначальную мето­дику ее проведения как чтения текстов первоисточников, иногда с небольшими комментариями.

В России благодаря М.В. Ломоносову лекции в XXVIII веке на­чали читать на русском языке (а не на латыни). Постепенно лекция стала использоваться для систематического изложения научных зна­ний и влияния на студенческую аудиторию с целью формирования мировоззрения, отражая нравственную позицию автора. Назовем имена наиболее выдающихся лекторов отечественной школы: М.В. Остроградский, В.О. Ключевский, Т.Н. Грановский, Н.И. Пирогов.

В настоящее время в медицинском вузе складывается ряд си­туаций, когда нельзя отказаться от лекций, например:

—> при появлении новых направлений в науке, которые не ус­пели войти в учебники;

> когда требуется известная коррекция уже описанного в учебниках материала;

—> при наличии разноречивых подходов, в которых студентам трудно разобраться самостоятельно.

Лекция всегда считалась наиболее действенной формой эмо­ционального воздействия, способствующего формированию про­фессионального самосознания и профессиональной позиции, деон-

скому воспитанию, появлению осмысленного отношения к профессиональной подготовке.

Подчеркнем следующие преимущества лекции: творческое непосредственное общение лектора с аудиторией, сотворчество, эмоциональное взаимодействие, экономный способ приобщения студенческой аудитории к новым достижениям науки, способ мощней­шей мотивации к последующей самостоятельной работе.

При оценке и самооценке лектором качества лекции возникает вопрос о критериях так называемой «хорошей лекции». Мы бы сле­дующим образом отразили их применительно к высшему медицин­скому образованию:

> наличие в содержании гуманитарных целей и ценностей,

нравственный потенциал;

> научность, информативность, доказательность, аргументи­рованность содержания; наличие ярких, убедительных при­меров, фактов;

> преимущественное использование проблемной формы чте­ния лекций;

> четкая структура и логика раскрытия материала;

> методическая грамотность: постановка цели и актуализация проблемы, выделение главного и второстепенного, подведе­ние к выводам, использование обратной связи, разъяснение, запись новых терминов, использование средств наглядности;

> эмоциональность формы чтения лекции, создание условий для активизации мышления, использование парадоксальной формы, эффекта новизны, занимательности, элементов спо­ра, постановка вопросов исследовательского характера и во­влечение студентов в лабораторию клинического мышления.