4.1. Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс. Управление процессом усвоения.
Продуктивная педагогическая деятельность врача-педагога становится возможной тогда, когда он обнаруживает понимание теоретических основ профессии.
Педагогика является не фундаментальной, а прикладной наукой. В ее задачи входит использование фундаментальных знаний психологии, общественных наук применительно к решению проблем воспитания, обучения, развития человека. Теоретической основой педагогики, ее научным контекстом является психологическое знание.
Проблема практики обучения и воспитания обнаруживает слитность педагогического и психологического знания. И профессионал для ее решения опирается на научное психологическое знание, а не ограничивается самоочевидными истинами, рассуждениями, основанными на логике здравого смысла. Однако существует специфика психологического и педагогического взглядов на человека и его воспитание. Психология изучает человека реального, каков он есть, а педагогика раскрывает, каким может стать человек в процессе воспитания и как этого добиться.
Все эти замечания были необходимы для того, чтобы предложить систему понятий, описывающих педагогический процесс, помогающих его осмыслению и теоретическому обоснованию.
Педагогический процесс можно представить целостно - как триединство воспитания, обучения и развития, взаимосвязь потребностей, норм и способов деятельности, а также ее целей, содержания и методов (схема 4).
ОБУЧЕНИЕ
Нормы деятельности
Содержание деятельности
↓ ↓
ВОСПИТАНИЕ РАЗВИТИЕ
Потребности Способности
Цели деятельности Методы деятельности
Хочу! Могу!
Схема 4. Педагогический процесс.
Воспитание характеризуется как воздействие на потребности и ценности человека, процесс присвоения внешних целей и превращение их во внутренние. Воспитание определяет направленность процесса на личность, ее интересы.
Обучение, понимаемое как процесс присвоения человеком норм и способов деятельности, социально значимого опыта, осуществляется посредством самостоятельной деятельности обучаемого, организованной преподавателем.
Развитие выступает как процесс становления фундаментальных способностей человека: мыслительных способностей (умение думать), рефлексивных способностей (умение действовать осознанно), коммуникативных способностей (умение общаться).
Таким образом, по своему назначению педагогический процесс является целенаправленным процессом передачи предшествующими поколениями последующим социального опыта, который обеспечивает становление фундаментальных способностей человека.
На технологическом уровне педагогический процесс можно описать через следующие понятия.
• Цели обучения - для чего учиться (учить)?
• Содержание обучения - чему учить?
• Методы и средства обучения - как учить?
Связь этих понятий может быть представлена схематично (см. схему 5).
Потребности Норма Способности
(хочу) (могу)
↓ ↓ ↓ ↓
Для чего? Что? Как? Результат
Цель Содержание Метод
Схема 5. Педагогический процесс (технологический уровень).
Что дает использование этих понятий врачом-педагогом на практике?
Во-первых, позволяет описывать и анализировать свою собственную деятельность по обучению студентов, «узнавать» и «видеть» в педагогическом процессе феномены, описываемые этими понятиями, систематизировать их, осознавать свою деятельность.
Во-вторых, дает возможность расшифровывать, понимать и обобщать опыт других педагогов (и практиков) по воспитанию и обучению, концептуализировать его для последующего изучения, сопоставления со своим опытом и дальнейшего совершенствования педагогического мастерства.
Изучение педагогического опыта не означает механического перенесения («копирования») отдельных методов и приемов в свою работу (даже самых лучших и продуктивных), а предполагает умение «вычерпывать» идеи, на которых строится этот опыт, и на их основе строить собственную модель педагогического процесса, организовывать собственную деятельность, отвечающую индивидуальным профессиональным потребностям и целям.
- Н.В. Кудрявая, е.М. Уколова,
- Isbn 5-89004-144-4
- Оглавление
- Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике 163
- Глава 9. Педагогическое общение............................................... 207
- Глава 10. Личность врача-педагога............................................ 252
- Слово редактора
- Введение
- Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации
- 1.1. Психологическая концепция «я - врач-педагог».
- 1.2. Профессионально - деятельностное сознание врача-педагога.
- 1.3. Информационно-инструментальная готовность к профессиональной (врачебной и педагогической) деятельности.
- Глава 2. Философско-антропологические основы психолого-педагогической компетентности врача-педагога
- Глава 3.
- 3.2. Операциональные модели обучения.
- 3.3. Личностно-ориентированный подход.
- Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе
- 4.1. Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс. Управление процессом усвоения.
- 4.2. Принципы организации педагогического процесса в медицинском вузе.
- 4.3. Разработка учебных программ.
- 4.4. Основные понятия теории деятельности.
- 4.5. Разработка методик обучения деятельности.
- 4.6. Проектирование образовательного пространства.
- 4.7. Организация процесса обучения по разработанным методикам.
- 4.8. Управление процессом овладения деятельностью.
- 4.9. Оценка результатов обучения.
- Глава 5.
- 5.2. Лекция в инновационном обучении.
- 5.2.1. Проблемная лекция.
- 5.2.2. Лекция-визуализация.
- 5.2.3. Лекция вдвоем.
- 5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками.
- 5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция.
- 5.2.6. Ораторское мастерство лектора.
- 5.3. Психолого-педагогические основы
- 5.3.2. Определение цели занятия.
- 5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (адс).
- 5.3.4. Составление схемы ориентировочной основы действий.
- 5.3.5. Составление учебных задач.
- 5.3.6. Составление контрольных задач.
- 5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний.
- 5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.
- 5.3.9. Психологические задачи.
- 5.3.10. Последовательность расположения материала в методических указаниях.
- 5.3.11. Методика проведения практического занятия на клинической кафедре.
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей
- Активные методы подготовки специалиста-медика
- 6.1. Беседа.
- 6.2. Групповые методы обучения.
- 6.2.1. Групповое решение задач.
- 3) Игровое решение задачи как коллективно-ролевую форму работы (в наиболее полном виде реализуется в деловой или организационно-деятельностной игре, о чем мы расскажем ниже).
- 6.2.2. Групповая дискуссия.
- 1. Начало обсуждения.
- 4. Подведение итогов обсуждения в группе:
- 6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем медицинском образовании.
- 6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке специалистов-медиков (интерактивные методы).
- 6.4.1. Педагогическая рефлексия.
- 6.4.2. Структура рефлексивных представлений
- 6.4.3. Технологии рефлексивного обучения.
- 6.4.4. Педагогические задачи как средство развития
- 6.5. Организационно-деятельностная игра.
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике
- 7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).
- Глава 8. Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков
- 8.1. Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врача.
- 8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков.
- 8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты».
- Глава 9. Педагогическое общение
- 9.1. Роль общения в образовании.
- 9.2. Закономерности общения.
- 9.3. Стили руководства группой.
- 9.4. Виды и причины конфликтов.
- Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
- 9.5. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
- 9.6. Способы анализа конфликтных ситуаций.
- Глава 10.
- 10.2. Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям.
- 10.2.1. Фактор новизны.
- 10.2.2. Эффект ореола.
- 10.2.3. Психологическая дистанция.
- 10.2.4. Свобода выбора.
- 1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие:
- 1. Приоритетные ценности преподавателя (столбец а).
- 2. Психоэмоциональное состояние (столбец б).
- 3. Самооценка (столбец в).
- 4. Стиль преподавания (столбец г).
- 5. Достоверность ответов (столбец д).
- Приложение 1. Общие указания по составлению методического пособия
- Ориентировочная основа действий врача по диагностике острого периостита челюсти
- Опыт разработки
- 1. Реакция ротовой жидкости кислая, если ее рН:
- Приложение 3. К проблеме «врач-пациент» в стоматологической клинике1
- Приложение 4.
- Анкета самодиагностики
- Готовности к творчеству
- В педагогической деятельности
- Приложение 5. Медико-деонтологические задачи на смысл для обсуждения со студентами1
- Словарь терминов