logo
Кудрявая__врач__педагог

7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).

Данный тест используется для измерения тревожности как психического состояния (ситуативная тревожность), которое может возникать при определенных условиях и сменяться другими со­стояниями, и тревожности как устойчивой индивидуальной харак­теристики (личностной черты). Соответственно этим двум измеряе­мым переменным в тесте предусмотрены две шкалы.

Инструкция. «Прочитайте утверждение и выберите наиболее подходящий Вам ответ. В таблице указано количество баллов, ко­торое присваивается за выбранный ответ».

Выбираемые ответы

Нет, это не верно

Пожа­луй, так

Верно

Совер­шенно верно

Шкала ситуативной тревожности

I. Я спокоен

1

2

3

4

2. Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3. Я нахожусь в состоянии напряжения

1

2

3

4

4. Я внутренне спокоен

1

2

3

4

5. Я чувствую себя спокойно

1

2

3

4

6. Я расстроен

1

2

3

4

7. Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8. Я чувствую душевный покой

1

2

3

4

9. Я встревожен

1

2

3

4

10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11. Я уверен в себе

1

2

3

4

12.Я нервничаю

1

2

3

4

13. Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14. Я взвинчен

1

2

3

4

15. Я не чувствую скованности и напряжения

1

2

3

4

16. Я доволен

1

2

3

4

17. Я озабочен

1

2

3

4

18. Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19. Мне радостно

1

2

3

4

20. Мне приятно

1

2

3

4

Шкала личностной тревожности

21. У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

22. Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

23.Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

26. Я чувствую прилив сил, желание рабо­тать

1

2

3

4

27. Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

28. Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

29. Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

30. Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

31. Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

32. Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

33. Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

34. Я стараюсь избегать критических си­туаций и трудностей

1

2

3

4

35. У меня бывает хандра

1

2

3

4

36. Я бываю доволен

1

2

3

4

37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

38. Бывает, что я чувствую себя неудачни­ком

1

2

3

4

39. Я - уравновешенный человек

1

2

3

4

40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Оценка результатов.

По приведенной ниже таблице определяется количество на­бранных испытуемым баллов по каждой шкале в отдельности, ко­торые делятся на число 20. Полученные два индекса рассматрива­ются как показатели ситуативной и личностной тревожности соот­ветственно. По Moor (1995) шкала ситуативной тревожности может использоваться для измерения дентофобии.

Ключ для оценки выраженности ситуативной и личностной тревожности (по Немову) приводится ниже.

Номер су­ждения

Ситуативная тревожность (ответы)

Номер суждения

Личностная тревожность (ответы)

1

4321

21

4321

2

4321

22

1234

3

1234

23

1234

4

1234

24

1234

5

4321

25

1234

6

1234

26

4321

7

1234

27

4321

8

4321

28

1234

9

1234

29

1234

10

4321

30

4321

11

4321

31

1234

12

1234

32

1234

13

1234

33

1234

14

1234

34

1234

15

4321

35

1234

16

4321

36

4321

17

1234

37

1234

18

1234

38

1234

19

4321

39

4321

20

4321

40

1234

Выводы об уровне развития.

3,5-4,0 балла- очень высокая тревожность.

3,0-3,4 балла - высокая тревожность.

2,0-2,9 балла - средняя тревожность.

1,5-1,9 балла - низкая тревожность.

0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.

Вопросы к главе

1. Какие проблемы решает психодиагностика?

2. Какие существуют методы психодиагностики?

3. Какие существуют типы тестов? Дайте им характеристику.

4. Какие требования предъявляются к психологическим тестам?

5. Какие особенности невербального поведения следует учи­тывать при наблюдении?

6. Укажите основные правила проведения интервью.

7. Укажите основные правила проведения клинической беседы.

8. Какие существуют типы психометрических шкал?

9. Дайте характеристику личностного теста MMPI.

10. Дайте характеристику личностного теста Кеттелла 16PF.