7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).
Данный тест используется для измерения тревожности как психического состояния (ситуативная тревожность), которое может возникать при определенных условиях и сменяться другими состояниями, и тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики (личностной черты). Соответственно этим двум измеряемым переменным в тесте предусмотрены две шкалы.
Инструкция. «Прочитайте утверждение и выберите наиболее подходящий Вам ответ. В таблице указано количество баллов, которое присваивается за выбранный ответ».
| Выбираемые ответы |
| ||||
| Нет, это не верно | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно |
| |
Шкала ситуативной тревожности |
| |||||
I. Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
2. Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
3. Я нахожусь в состоянии напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
4. Я внутренне спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
5. Я чувствую себя спокойно | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
6. Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
7. Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
8. Я чувствую душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
9. Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
11. Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
12.Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
13. Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
14. Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
15. Я не чувствую скованности и напряжения | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
16. Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
17. Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
18. Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
19. Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
20. Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
Шкала личностной тревожности | ||||||
21. У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
22. Мне ничто не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
23.Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
24. Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
25. Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
26. Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
27. Я спокоен, хладнокровен и собран |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|
28. Меня тревожат возможные трудности |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|
29. Я слишком переживаю из-за пустяков |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|
30. Я бываю вполне счастлив |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|
31. Я все принимаю близко к сердцу |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|
32. Мне не хватает уверенности в себе |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|
33. Я чувствую себя беззащитным |
| 1 | 2 | 3 | 4 |
|
34. Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
35. У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
36. Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
37. Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
38. Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
39. Я - уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
| |
40. Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
|
Оценка результатов.
По приведенной ниже таблице определяется количество набранных испытуемым баллов по каждой шкале в отдельности, которые делятся на число 20. Полученные два индекса рассматриваются как показатели ситуативной и личностной тревожности соответственно. По Moor (1995) шкала ситуативной тревожности может использоваться для измерения дентофобии.
Ключ для оценки выраженности ситуативной и личностной тревожности (по Немову) приводится ниже.
-
Номер суждения
Ситуативная тревожность (ответы)
Номер суждения
Личностная тревожность (ответы)
1
4321
21
4321
2
4321
22
1234
3
1234
23
1234
4
1234
24
1234
5
4321
25
1234
6
1234
26
4321
7
1234
27
4321
8
4321
28
1234
9
1234
29
1234
10
4321
30
4321
11
4321
31
1234
12
1234
32
1234
13
1234
33
1234
14
1234
34
1234
15
4321
35
1234
16
4321
36
4321
17
1234
37
1234
18
1234
38
1234
19
4321
39
4321
20
4321
40
1234
Выводы об уровне развития.
3,5-4,0 балла- очень высокая тревожность.
3,0-3,4 балла - высокая тревожность.
2,0-2,9 балла - средняя тревожность.
1,5-1,9 балла - низкая тревожность.
0,0-1,4 балла - очень низкая тревожность.
Вопросы к главе
1. Какие проблемы решает психодиагностика?
2. Какие существуют методы психодиагностики?
3. Какие существуют типы тестов? Дайте им характеристику.
4. Какие требования предъявляются к психологическим тестам?
5. Какие особенности невербального поведения следует учитывать при наблюдении?
6. Укажите основные правила проведения интервью.
7. Укажите основные правила проведения клинической беседы.
8. Какие существуют типы психометрических шкал?
9. Дайте характеристику личностного теста MMPI.
10. Дайте характеристику личностного теста Кеттелла 16PF.
- Н.В. Кудрявая, е.М. Уколова,
- Isbn 5-89004-144-4
- Оглавление
- Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике 163
- Глава 9. Педагогическое общение............................................... 207
- Глава 10. Личность врача-педагога............................................ 252
- Слово редактора
- Введение
- Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации
- 1.1. Психологическая концепция «я - врач-педагог».
- 1.2. Профессионально - деятельностное сознание врача-педагога.
- 1.3. Информационно-инструментальная готовность к профессиональной (врачебной и педагогической) деятельности.
- Глава 2. Философско-антропологические основы психолого-педагогической компетентности врача-педагога
- Глава 3.
- 3.2. Операциональные модели обучения.
- 3.3. Личностно-ориентированный подход.
- Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе
- 4.1. Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс. Управление процессом усвоения.
- 4.2. Принципы организации педагогического процесса в медицинском вузе.
- 4.3. Разработка учебных программ.
- 4.4. Основные понятия теории деятельности.
- 4.5. Разработка методик обучения деятельности.
- 4.6. Проектирование образовательного пространства.
- 4.7. Организация процесса обучения по разработанным методикам.
- 4.8. Управление процессом овладения деятельностью.
- 4.9. Оценка результатов обучения.
- Глава 5.
- 5.2. Лекция в инновационном обучении.
- 5.2.1. Проблемная лекция.
- 5.2.2. Лекция-визуализация.
- 5.2.3. Лекция вдвоем.
- 5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками.
- 5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция.
- 5.2.6. Ораторское мастерство лектора.
- 5.3. Психолого-педагогические основы
- 5.3.2. Определение цели занятия.
- 5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (адс).
- 5.3.4. Составление схемы ориентировочной основы действий.
- 5.3.5. Составление учебных задач.
- 5.3.6. Составление контрольных задач.
- 5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний.
- 5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.
- 5.3.9. Психологические задачи.
- 5.3.10. Последовательность расположения материала в методических указаниях.
- 5.3.11. Методика проведения практического занятия на клинической кафедре.
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей
- Активные методы подготовки специалиста-медика
- 6.1. Беседа.
- 6.2. Групповые методы обучения.
- 6.2.1. Групповое решение задач.
- 3) Игровое решение задачи как коллективно-ролевую форму работы (в наиболее полном виде реализуется в деловой или организационно-деятельностной игре, о чем мы расскажем ниже).
- 6.2.2. Групповая дискуссия.
- 1. Начало обсуждения.
- 4. Подведение итогов обсуждения в группе:
- 6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем медицинском образовании.
- 6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке специалистов-медиков (интерактивные методы).
- 6.4.1. Педагогическая рефлексия.
- 6.4.2. Структура рефлексивных представлений
- 6.4.3. Технологии рефлексивного обучения.
- 6.4.4. Педагогические задачи как средство развития
- 6.5. Организационно-деятельностная игра.
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике
- 7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).
- Глава 8. Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков
- 8.1. Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врача.
- 8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков.
- 8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты».
- Глава 9. Педагогическое общение
- 9.1. Роль общения в образовании.
- 9.2. Закономерности общения.
- 9.3. Стили руководства группой.
- 9.4. Виды и причины конфликтов.
- Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
- 9.5. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
- 9.6. Способы анализа конфликтных ситуаций.
- Глава 10.
- 10.2. Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям.
- 10.2.1. Фактор новизны.
- 10.2.2. Эффект ореола.
- 10.2.3. Психологическая дистанция.
- 10.2.4. Свобода выбора.
- 1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие:
- 1. Приоритетные ценности преподавателя (столбец а).
- 2. Психоэмоциональное состояние (столбец б).
- 3. Самооценка (столбец в).
- 4. Стиль преподавания (столбец г).
- 5. Достоверность ответов (столбец д).
- Приложение 1. Общие указания по составлению методического пособия
- Ориентировочная основа действий врача по диагностике острого периостита челюсти
- Опыт разработки
- 1. Реакция ротовой жидкости кислая, если ее рН:
- Приложение 3. К проблеме «врач-пациент» в стоматологической клинике1
- Приложение 4.
- Анкета самодиагностики
- Готовности к творчеству
- В педагогической деятельности
- Приложение 5. Медико-деонтологические задачи на смысл для обсуждения со студентами1
- Словарь терминов