Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике
Психодиагностика - область психологии, в рамках которой создаются и используются в практической деятельности методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей человека. Она сформировалась как самостоятельное направление психологии лишь к началу XX столетия. В ее развитие внесли большой вклад такие известные ученые, как А. Бине, Ф. Гальтон, Дж. Кеттелл, Э. Крепелин, Г. Эббингауз, которые по праву могут считаться ее основоположниками. В арсенале медицинского психолога на сегодняшний день имеется широкий набор методов диагностики состояния психики и поведения человека.
Самым распространенным психологическим методом является наблюдение. Несколько условно можно говорить об общем и целенаправленном наблюдении. Все специалисты, для которых объектом профессиональной деятельности является другой человек, используют оба вида наблюдения. Общее наблюдение позволяет выявлять закономерности поведения пациента, по которым складывается общее впечатление о нем. К невербальному (неречевому) поведению относят:
1) позу;
2) мимику;
3) направление взгляда;
4) жестикуляцию;
5) особенности движений.
Пионером в изучении внешних проявлений эмоций стал Ч. Дарвин, которому принадлежит классическое исследование сигнального значения пантомимики. В современной психологии существует раздел - социальная перцепция, который изучает невербальное поведение человека.
Поза. Поза, осанка могут много сказать о самооценке, эмоциональности, жизненной позиции, состоянии здоровья человека. Так, контролирующий ситуацию, уверенный в своих силах человек держится прямо, высоко подняв голову. Человек, который хочет быть предельно точно понятым, как правило, невольно подается всем телом вперед, перенося центр тяжести тела на пальцы ног. Аналогичная поза характерна и для людей в состоянии большой заинтересованности, особой сосредоточенности на предмете беседы.
В противоположность состоянию сосредоточенного внимания, когда мы вынуждены обороняться или испытываем страх, центр тяжести тела переносится на пятки. В таких случаях говорят, что человек «отпрянул назад», а про сидящего человека могут сказать, что он «врос в спинку кресла».
Несколько наклоненным вперед туловищем, позой, схожей с легким поклоном, передается особое уважение человека к собеседнику. Такая поза встречается у людей, говорящих с лицами, которые, как им кажется, явно их в чем-то превосходят, например, при разговоре с высоким начальством. Рукопожатие или иной телесный контакт при сохранении такой позы осуществляется на значительном расстоянии и указывает на существование психологического барьера между общающимися людьми.
«Вжатая в туловище» голова, возникшая при этом сутулость, указывают на стеснительность человека, его неуверенность в своих силах, желание быть незаметным. Свободная походка «от бедра» у женщины может быть интерпретирована как кокетство, а у мужчины - как чувство неуверенности, смущения. Выпяченная вперед грудь мужчины, так называемая «грудь колесом», указывает на желание подчеркнуть свою значимость или на существование психологических проблем, связанных с низким ростом.
Приподнятые плечи и разведенные в стороны руки указывают на чувство удивления, недоумения, некоторую растерянность из-за отсутствия возможности предпринять эффективные действия. Приподнятые плечи и руки, засунутые в карманы, воспринимаются как состояние недоумения, смешанное с чувством превосходства.
Руки, скрещенные на груди, являются признаком оборонительной позиции собеседника. Руки, сжатые в кулаки, указывают на нарастающее у человека раздражение, решимость действовать, на его
авторитарность. Пальцы, сложенные в замок - признак внутренней закрытости для общения.
Экспрессия яйца. Важным коммуникативным каналом является экспрессия лица. Однако всегда следует помнить о существовании значительных половых и культуральных отличий в экспрессии человеческого лица. В целом у женщин более выразительная мимика. У представителей «западных» культур более богатая мимика, чем у представителей «восточных» культур. У многих народов востока не принято внешне бурно проявлять свои эмоции. У жителей южных регионов более выразительные экспрессия лица и жестикуляция, чем у северян.
Например, у японца (не следующего «западным» нормам поведения) улыбка может быть проявлением состояния крайнего психологического дискомфорта. У россиян тоже могут возникать сходные мимические реакции. Например, ребенок, застигнутый взрослыми в момент явного нарушения каких-либо правил поведения, не знающий как выйти из затруднительного положения, может от неудобства начать улыбаться. У россиян внешние проявления такого психического состояния называют «жалкой улыбкой».
Следует отметить, что последние двадцать лет, в связи с развитием средств телекоммуникации, у представителей различных народов невербальные проявления психических состояний, в том числе экспрессия лица, стали различаться меньше.
Для россиян, находившихся длительное время под влиянием как «западной», так и «восточной» цивилизации, характерна сдержанность в проявлении эмоций. Для нас не типично демонстративное проявление эмоций (особенно положительных), что, например, является нормативной формой невербального поведения североамериканцев. Если проявлением доброжелательности у североамериканцев считается широкая открытая улыбка, то у россиян знаком позитивного расположения к собеседнику являются экспрессивные признаки внимания. Улыбка в этом случае допустима, но очень сдержанная и непродолжительная. Очень широкая улыбка, особенно в сочетании с поднятыми бровями, у россиянина скорее всего вызовет ощущение притворства, неискренности, возможно, оставит неприятное впечатление.
Приподнятые брови, широко раскрытые глаза, сдержанная улыбка интерпретируются как удивление, простодушная радость. Асимметричная улыбка, когда один угол рта приподнят, а другой опущен, особенно в сочетании с приподнятой одной бровью, воспринимается как надменность или скептическое отношение к словам собеседника, граничащее с неуважением к его мнению. Высоко поднятая голова, поднятые брови, широко раскрытые глаза и рот опознаются как проявления удивления. Приподнятый подбородок, поднятые брови, пристальный взгляд могут означать раздражение из-за необходимости повторять одно и то же множество раз.
Человек не рождается с широкой палитрой эмоциональных реакций и экспрессивных выражений лица, характерных для взрослых людей. У грудного ребенка (конечно, в случае отсутствия повреждений иннервации мышц лица) нельзя наблюдать экспрессивные проявления таких эмоций, как, например, ирония или надменность. Раньше других на лице ребенка можно наблюдать проявления отрицательных, слабо дифференцированных по модальности эмоций, сопровождающих плачь. Несколько позже появляется улыбка. Все богатство экспрессивных проявлений формируется постепенно, в процессе социализации ребенка. Индивидуальные различия могут варьировать в очень широком диапазоне.
Взгляд. Другой важной составляющей невербального поведения человека является выражение глаз, направление взгляда. Существуют значительные культуральные различия в интерпретации прямого визуального контакта. У ряда народов востока пристальный взгляд является проявлением агрессивности. В свою очередь, россиянин может почувствовать себя дискомфортно во время публичного выступления перед группой японцев, так как большинство присутствующих будет слушать докладчика потупив взгляд. Для россиянина отсутствие визуального контакта со слушателем является признаком невнимательности, несогласия, скрытого сопротивления, неодобрения. Взгляд в сторону интерпретируется нами как внешнее проявление сомнения.
Напротив, прямой визуальный контакт с собеседником способствует взаимопониманию, создает впечатление открытости собеседника, добавляет убедительности произносимым им словам. В русском языке есть выражения: «глаза - зеркало души»; «правдивый взгляд»; «честные глаза»; «пронизывающий взгляд». В случае явного обмана говорят: «бесстыжие глаза»; «врет, глядя в глаза» и т.д. Однако слишком длительный визуальный контакт может разрушить коммуникативный акт, вызвать негативную эмоциональную реакцию или даже раздражение. Продолжительный по времени взгляд может интерпретироваться как признак недоверия, попытки уличить в нечестности, желание обнаружить недостатки, признак интеллектуальной ограниченности. В этих случаях говорят: «разглядывает», «пялится», «таращится»; «уставился как удав на кролика»; «тупо уставился» и т.д. Особенно чувствительными к длительному визуальному контакту бывают лица с высокой тревожностью, которых длительным взглядом можно вывести из состояния эмоционального равновесия. В целом, откровенное разглядывание партнера по беседе считается невежливым поведением. (Конечно, речь не идет об исследовании симптомов заболевания).
Жестикуляция. Моторика в целом и жестикуляция человека в частности существенно дополняют картину индивидуальных особенностей пациента. По локомоциям можно судить о культуральной идентификации собеседника, полученном им воспитании, функциональном, психическом состоянии, иногда даже о характере профессиональной деятельности. Во время беседы двигательные реакции партнеров выполняют функцию обратной связи. Интерпретация психического состояния по двигательным реакциям возможна даже в случаях, когда собеседник старается тщательно скрыть свои мысли и эмоции. Именно в таких случаях наблюдатель обращает особое внимание на невербальные реакции. Язык тела опознается нами как сознательно, так и бессознательно.
Так, рукопожатие теплой сухой рукой, развернутой ладонью вверх, производит впечатление желания достичь позитивного взаимоприемлемого соглашения, открытости. Движения руками с раскрытыми ладонями подкрепляют эффект доброжелательного отношения к собеседнику. Прищуривание глаз, потирание подбородка, пощипывание переносицы с закрытыми глазами служат признаком поиска решения проблемы, припоминания. Несколько наклоненная набок голова указывает на интерес к словам говорящего человека. Неподвижная поза в сочетании с поворотом головы в сторону собеседника и прямым визуальным контактом являются признаками внимания к получаемой информации. Неподвижная поза, иногда в сочетании с манипуляциями мелким предметом и его внимательным разглядыванием, указывает на желание скрыть свой интерес к обсуждаемой проблеме. Манипуляции с очками (их снятие, тщательное протирание, медленное одевание), с сигаретой (медленное извлечение пачки из кармана, извлечение сигареты и сосредоточенное ее разминание, поиск зажигалки, раскуривание сигареты) и т.д. - признаки дефицита времени, его растягивание для принятия важного решения. Теребление платка или одежды является признаком волнения и неуверенности. Стряхивание пылинок с одежды, поглядывание на часы означает желание как можно быстрее прекратить беседу. Подпирание подбородка указывает на сомнение, критическое отношение к словам говорящего, скуку.
Некоторые типичные поведенческие реакции. Как и у животных, в человеческом сообществе имеет большое значение дистанция и расположение относительно друг друга партнеров по общению. Различают расстояние интимного общения (до 50 см); дистанцию неформального общения хорошо знакомых людей (от 50 см до 1 м 20 см); расстояние формальных контактов (от 1 м 20 см до 4 м); дистанцию публичного выступления (свыше 4 м). Указанные значения носят относительный характер и могут изменяться в зависимости от места проживания разговаривающих людей. У лиц, проживающих в мегаполисах и привыкших к перемещению на общественном транспорте в часы «пик», значения дистанций всех указанных форм контактов могут быть меньше. У лиц, проживающих в местах с меньшей плотностью населения, эти показатели гораздо больше.
Когда человек заводит разговор на личную тему или пытается наладить дружеские отношения, он неосознанно сокращает дистанцию между собой и собеседником. В случае если человек старается сохранить отношения формальными или официальными, он увеличивает эту дистанцию. Такие особенности поведения получили свое отражение в выражениях «быть накоротке с кем-либо»; «соблюдать дистанцию» и т.д.
Нарушение дистанции между людьми, вступающими в социальные контакты, может приводить к нежелательным, иногда серьезным конфликтам. Так, внедрение визитера в зону интимного пространства служащего, например при подаче документов на подпись, может быть истолковано как явная бесцеремонность. При разговоре с сидящим собеседником не рекомендуется подходить к нему очень близко. Это может вызвать у него ощущение униженности, психологического давления. Не следует подходить к собеседнику сзади и (или) стоять у него за спиной. Это может его раздражать.
Во время официального разговора собеседникам лучше размещаться за столом друг против друга. Во время сложного разговора лучше садиться за смежные стороны стола. Расположение друг к другу в пол-оборота позволяет реже смотреть друг другу в глаза. Неформальные беседы лучше проводить, сидя с одной стороны стола.
Информативными являются особенности перемещения людей по комнате. Так, быстрая ходьба «туда—сюда» указывает на явное волнение человека. Медленное хождение по помещению с «застыванием на месте» означает, что человек обдумывает какой-либо вопрос, находится в состоянии принятия решения. И в том, и в другом случае его не стоит прерывать. Следует подождать, когда он сам начнет говорить.
Студентам следует помнить о некоторых особенностях психологии преподавателя. Учащиеся, сидящие за первой партой, перед преподавателем, воспринимаются как очень старательные. Учащиеся, занимающие места в задних рядах или у двери, воспринимаются как плохие студенты. В действительности человек, занимающий место за первой партой, может искусно имитировать заинтересованность предметом, а предпочтение места в последнем ряду и у двери часто является признаком повышенной тревожности человека, неуверенности в себе.
Речевое (вербальное) поведение. Не меньшее значение имеют особенности и содержание вербального поведения (речи) человека. Наиболее информативными его характеристиками являются:
1) громкость и темп, плавность речи;
2) особенности использования глагольных форм, личных местоимений, существительных, прилагательных и наречий;
3) словарный запас, паузы, повторения, заикание, оговорки;
4) четкость изложения мысли, уверенность в ответе;
5) стереотипность мыслей, шаблонность (оригинальность) суждений;
6) предпочитаемые темы беседы: успех, крушение надежд, агрессивность, тревога, конфликт, наказание, оказание и принятие помощи, эскейпизм (избегание), сенсорное удовольствие, пассивность, чувство неполноценности и т.д.
Доминирование в речи долженствований (я обязан..., мне необходимо..., мне нужно...) обычно означает неосознанную защиту от психической травмы, желание следовать принятым нормам и приказам. Частое использование сравнительной степени («чаще-реже», «больше-меньше») указывает на затрудненное, недостаточно дифференцированное восприятие проблемной ситуации. Использование широких обобщений («все», «многие») является признаком защиты патопсихологического симптома. Паузы в речи человека или задержки с ответом обычно вызваны припоминанием, продумыванием ответа и формулировки, проявлением сопротивления, негативизма, желанием скрыть или обмануть, попыткой угадать «правильный» ответ на вопрос. Семантические неточности в речи, как правило, вызваны алекситимией (неспособностью высказать свою мысль) или желанием что-либо скрыть. Паузы часто являются признаком сильных душевных переживаний. Уточнить причину паузы и затруднений в ответе можно по изменившейся экспрессии лица, пантомимике, направлению взгляда, ритму и глубине дыхания, моторике и т.д.
Педагогов, врачей, а также медицинских психологов могут особо интересовать некоторые детали психического состояния пациента, сохранность краткосрочной и долговременной памяти, адекватность интеллектуального развития и т.д. Уточнение указанных особенностей поведения называется целенаправленным наблюдением.
Другим важным методом исследования является интервью. Его можно определить как процесс получения информации при устном опросе, который проводится с целью уточнения значимых проблем, личностных черт, особенностей протекания заболевания, приемов социальной адаптации пациента. Такая информация может существенно повлиять на выбор методов лечения.
Интервью может проводиться в свободной или стандартизированной форме. Свободное интервью является хорошим способом достижения релаксации, которая возникает в результате откровенного разговора с врачом. Недостатком свободного интервью является его продолжительность и частая противоречивость высказываний пациента. Свободное интервью, как правило, занимает много времени и нередко имеет низкую информативность из-за перегруженности эмоциональными переживаниями. Однако это эффективный способ снятия стресса, достижения чувства удовлетворенности визитом к врачу.
Напротив, стандартизированное интервью по времени может быть очень кратким, но информативным. Его недостатками являются: частое нарушение эмоционального контакта с пациентом, включение у пациента механизмов психологической защиты, осложняющих доверительное общение с врачом, чувство неудовлетворенности после визита к врачу.
Проведение интервью требует навыков составления планов встречи, постановки и тщательного подбора выражений и формулировок, модуляций голоса, пауз, широкой палитры ответных поведенческих реакций врача.
При этом должны учитываться: образовательный уровень и профессиональная принадлежность, знание возрастных, половых, культуральных, социальных особенностей людей, с которыми пациент себя идентифицирует. Помимо получения информации, интервью может проводиться с целью уточнения и проверки гипотезы, с целью информирования пациента.
При постановке вопросов следует избегать оценочных суждений.
Важно подмечать, легко ли пациент говорит, легко ли переходит от предложения к предложению, от мысли к мысли, от одной темы к другой, следить за характером возникающих ассоциаций.
Пациенту может быть оказана психологическая помощь в виде вопроса, уточняющего причины затруднений. Ему может быть предоставлено дополнительное время для обдумывания ответа. Очень важно создать ситуацию безопасности для пациента.
Если вербальный контакт установить не получается, можно попытаться установить письменный, жестовый или тактильный контакт (например, положить руку на плечо пациента).
При проведении интервью решаются следующие задачи:
1) уточняются симптомы заболевания;
2) уточняется круг значимых психологических проблем;
3) анализируется жизненная ситуация и жизненный путь;
4) анализируются ожидания пациента;
5) проводится контент-анализ речи;
6) исследуются невербальные формы поведения;
7) формируется и проверяется гипотеза о психическом состоянии пациента;
8) совместно с пациентом обсуждаются пути социальной адаптации;
9) проводится психотерапевтическое воздействие.
При проведении беседы возможны нарушения контакта с пациентом. Причинами этого могут быть фиксация беседующих на личных отношениях, а не на обсуждаемом вопросе; несовпадение репрезентативных систем врача и пациента; оценочная позиция врача, осознанная или бессознательная попытка навязать собственную систему ценностей; пессимистический прогноз исхода заболевания; демонстрация превосходства; формальное участие, объектный подход к пациенту (отношение к человеку как к объекту профессионального воздействия, а не как к личности); нарушение коммуникативных норм и дистанции в общении с пациентом; наличие у врача «синдрома эмоционального выгорания». Все эти причины могут приводить к конфликтам с пациентом.
Нарушения межличностных контактов могут быть ликвидированы психологическими методами. Начинать надо с анализа ошибок собственного поведения, уточнения причин, вызвавших потребность в самоутверждении и манифестаций собственных моральных ценностей. Восстановить профессиональные взаимоотношения с пациентом иногда можно, сменив способ взаимодействия с пациентом, использовав более удобные для него формы коммуникации.
Существуют и другие психологические методы исследования.
Анкетирование - составление письменного самоотчета по предложенной врачом программе.
Исследование продуктов психической деятельности человека и его разновидность - психобиографический метод. Указанный метод позволяет воссоздать некоторые психические характеристики индивида, судя по результатам его деятельности. Например, воссоздать личностный портрет человека можно по его письмам, книгам, картинам, изделиям и т.д. Данный метод широко применяется в профессиографии, психологической и психофизиологической экспертизе. Для более точного понимания внутренней картины болезни пациента, его представлений об окружающем мире и самом себе психиатры часто организуют выставки живописи своих пациентов.
Эксперимент - способ сбора фактов в специально организованных условиях. Различают лабораторный и естественный эксперимент.
Тест является методом, который сформировался в рамках психологии. Слово «тест» имеет английское происхождения (test) и переводится как задача, задание. Обычно тест - это система нескольких заданий, позволяющих измерять уровень развития определенного психического качества, состояния, процесса или свойства.
Полиграфия - одновременная регистрация вербальных (словесных) ответов и безусловно рефлекторных физиологических реакций, сопровождающих эти ответы.
Компьютерная диагностика - методы прогнозирования функционирования и развития психических процессов, состояний и свойств.
Поговорим подробнее о психологических тестах. Важной особенностью профессионального теста является его валидность, а также существование хорошо проверенных норм.
Валидность отражает степень информативности теста в отношении исследуемого психического свойства. Другими словами, валидность указывает, в какой степени результаты теста отражают состояние изучаемой психической функции.
Тестовые нормы - это статистически обоснованные количественные границы качественных различий исследуемого психического образования. Они являются основаниями для содержательной характеристики количественных результатов тестирования, критериями, позволяющими отнести полученный результат к той или иной описательной категории. Например, признать психическое развитие ребенка соответствующим его возрасту или нет.
Нормы проверяются на больших группах людей с применением статистических методов обработки значительных массивов данных. В профессиональной психологической практике могут применяться лишь тесты, прошедшие тщательную проверку и признанные надежными.
Существуют различные типы тестов. Их уже так много, что возникла необходимость создания специального справочника [13]. Тесты могут быть классифицированы по нескольким принципам, например: по принципу построения теста {вопросники, тесты-задания, проективные тесты); по способу сбора информации {индивидуальные и групповые); по времени, которое необходимо для сбора информации {экспресс-тесты и тесты для стационаров); по степени информированности испытуемого {для неосведомленных и осведомленных испытуемых); по количеству возможных применений {применимые один или несколько раз) и т.д.
Тесты, применяемые в медицинской психологии, можно распределить по нескольким группам.
Критериально-ориентированные тесты - испытания соответствия человека или группы людей определенному условию, например выявление годности или негодности состояния здоровья призывника для прохождения службы в армии.
Тесты достижений позволяют определять степень выраженности того или иного симптома или синдрома. Строго говоря, данный тип тестов может рассматриваться как развитие, уточнение испытаний первого типа. В этих тестах не только констатируется факт наличия того или иного синдрома или личностной черты, но и устанавливается степень его (ее) выраженности.
Тесты измерения интеллекта (в зависимости от того, что мы понимаем под интеллектом) позволяют определять умственное развитие, уровень осведомленности пациента, компетентности в социальных контактах (социальный интеллект), умение устанавливать причинно-следственные связи и т.д.
Данный тип тестов широко применяется для оценки степени соответствия умственного развития возрастным нормам, уточнения степени опережения (акселерации) или задержки психического развития, характера имеющихся отклонений от нормы, например в результате черепно-мозговых травм и т.д.
Процедуру измерения интеллекта целесообразно повторять многократно. Особое значение это имеет в дошкольный и школьный периоды, при определении готовности ребенка к школе. Подобная процедура в старческом возрасте проводится для оценки динамики возрастных изменений в психике человека, степени его социальной компетентности, способности позаботиться о себе.
Указанные измерения в зрелом возрасте могут иметь значение при профотборе, при проведении судебной экспертизы и ряде других случаев.
Данный тип тестов не вскрывает причин достижения того или иного уровня умственного развития. Для их уточнения проводятся дополнительные исследования.
Личностные тесты предназначены для изучения устойчивых особенностей индивида, сформированных в результате взаимовлияния анатомо-физиологических особенностей человека и устойчивых свойств, сложившихся под воздействием социальной среды. Так как в современной психологии отсутствует общепринятая теория личности, можно встретить тесты, которые позволяют измерять самые разные психические образования. Однако независимо от того, какие характеристики измеряются, они могут быть представлены в виде личностного профиля (факторный подход) или устойчивого синдрома (синдромальный подход).
Личностный профиль - это график, на котором представлены значения по всем измеренным переменным (рис. 1). На одном графике могут быть представлены личностные профили нескольких человек. Такие личностные профили позволяют достаточно точно описать индивидуальность пациента.
Определенное прогностическое значение имеют показатели по каждому личностному фактору в отдельности, однако наиболее информативно соотношение значений по нескольким или даже по всем измеренным переменным. Например, в тесте Кеттелла 16PF -это значения по шестнадцати первичным шкалам и четырем вторичным факторам, а в тесте MMPI - это значения по трем-восьми оценочным шкалам, а также по десяти-тринадцати (и более) клиническим характеристикам.
Некоторые личностные тесты применяются в психологической и клинической практике особенно часто. К ним относятся тест Кеттелла 16PF, тест MMPI, тест Айзенка, ПДО Личко и ряд других методик.
Результаты, которые получены при помощи разных тестов, могут быть сопоставлены, т.к. данные в них представлены в значениях, пригодных для статистической обработки (баллах, стенах и т.д.).
Проективные тесты - методы изучения индивидуальных особенностей пациента, основанные на анализе продуктов деятельности испытуемого при интерпретации многозначных по содержанию сенсорных стимулов. Свободные ассоциации возникают по определенным законам и отражают личный опыт человека, состояние его психического и соматического здоровья. Эти свободные ассоциации анализируются по определенной схеме: учитывается лексический состав, объем и темп речевой продукции пациента. По этой информации делается вывод о его личностных особенностях и особенностях имеющегося у него заболевания. Наиболее известными методиками, относящимися к данной группе, являются: Пятна Роршаха [6]; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), ассоциативный эксперимент, рисуночный тест «Несуществующее животное» [7] и др.
Возникает вопрос о том, какая метрика пригодна для измерения психических свойств, и как сопоставлять результаты, полученные при помощи различных тестов. Так как измеряемые психические характеристики не являются наименованными, наиболее распространенной единицей измерений, принятой в психологии, является балл. В тестах также иногда применяются производные баллов - стены.
Естественно, что если при измерениях применяются оценки в каких-то условных единицах (по отдельным тестам можно набрать 10, 100 баллов), то должна существовать определенная шкала (или система шкал), на которой откладываются эти баллы при количественном описании психического качества или симптома.
Существует несколько классификаций психометрических шкал.
1. Шкалы можно разделить на монополярные и биполярные. На монополярных (однополюсных) шкалах измеряется только одна психическая переменная, чаще всего от нуля до какой-то условной величины, как это делается при измерении интеллекта. В психологии значительно чаще применяются биполярные шкалы (двухполюсные). С их помощью одновременно измеряется два психических образования. В этом случае один полюс соответствует максимальной выраженности одного" качества, а второй, противоположный ему, полюс соответствует максимальной выраженности какого-то иного качества. Так, в тесте Айзенка личность пациента, наряду с прочими характеристиками, описывается по биполярной шкале «Эмоциональная стабильность - нейротизм».
2. Шкалы можно разделить на ортогональные и сопряженные. По характеру связи между собой шкалы могут быть рядоположенными, не связанными между собой. В этом случае принято их называть ортогональными шкалами. Так, шкала оценки эстетической привлекательности зубного ряда не имеет значимой корреляционной связи со шкалой выраженности гипоманиакального синдрома. Однако бывают случаи, когда шкалы связаны некоторой корреляционной зависимостью, т.е. изменение значения измеряемого свойства по одной шкале означает изменение другого психического свойства и, соответственно, проявляется в виде сдвигов значения по другой шкале. В этом случае шкалы называются сопряженными. Так, образовательный уровень пациента связан отрицательной корреляционной связью с его вербальной внушаемостью [40].
3. Психометрические шкалы могут быть разделены на нольмерные, одномерные и многомерные. Нольмерным шкалированием называется процедура определения самого факта присутствия того или иного симптома или значимой личностной черты (например, имеют место дефекты речи в результате перенесенного инсульта или нет). При одномерном шкалировании измеряется только одна отдельно взятая характеристика (например, степень экстравертированности-интровертированности больного). Многомерное шкалирование предполагает описание индивидуальных особенностей пациента одновременно по нескольким шкалам, как это делается, например, в тесте MMPI.
4. Известный психофизик С.С. Стивене, предложил свою классификацию, включающую четыре типа психометрических шкал: наименования, порядка, интервалов, пропорциональности.
4.1. Если данные удовлетворяют шкале наименования (номинальные данные), то это означает, что их можно распределить по нескольким качественно отличным группам. Обычно такие шкалы применяются в критериально-ориентированных тестах. Например, у одной группы пациентов наблюдаются определенные синдромы (симптомы), а у другой - нет.
4.2. Если полученная информация удовлетворяет требованиям шкалы порядка (ординальные данные), то выраженность отмеченных синдромов (симптомов) может быть описана не только качественно, но и количественно. Например, у одного пациента симптом выражен в большей степени, а у другого - в меньшей.
4.3. Соответствие данных требованиям шкалы интервалов (интервальные данные) предъявляет к ним еще более строгие требования: на шкале вводится некоторая метрика. Например, интервал между 36,6 и 36,7°С равен интервалу между 37,2 и 37,3°С.
4.4. Данные, соответствующие свойствам шкалы отношений (пропорциональности), связаны системой более или менее сложных взаимосвязей, которые и определяют харак тер качественных и количественных изменений свойств исследуемых объектов.
Наиболее известным методом измерения личностных черт является тест MMPI: Миннесотский многокритериальный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory) [98]. MMPI продолжительное время остается одним из основых инструментов исследования личности в норме и патологии. В настоящее время развиваются и детально проверяются его новые версии: MMPI-2 и MMPI-A (подростковый вариант). Русскоязычный вариант теста получил название СМИЛ (Стандартизированное многокритериальное исследование личности). Имеется несколько русскоязычных вариантов этого теста. Наиболее полная версия состоит из 550 утверждений. Широкое распространение получила и более короткая версия, состоящая из 384 утверждений [7]. Более краткие варианты теста, например Mini-Mult, содержат только 71 утверждение и могут использоваться для решения ограниченного ряда прикладных задач. Структура теста MMPI. MMPI начали использовать в 40-х -начале 50-х годов. В среде медиков в то время нарастала неудовлетворенность субъективизмом описания пациентами внутренней картины заболевания. И тогда у специалистов Миннесотского университета возникла идея формализовать и максимально стандартизировать описание пациентом своего состояния и, вместе с тем, обеспечить максимально подробное описание личностных особенностей и нюансов психического состояния.
Для создания теста был применен принцип алфавита. Суть его состоит в том, чтобы использовать очень ограниченный набор исходных единиц. Полнота и богатство описания синдрома достигаются за счет составления комбинаций из ограниченного числа исходных элементов. Аналоги использования этого принципа можно встретить, например, в европейских языках. Так, в русском алфавите 33 буквы, а в английском - только 26 букв. Однако это не мешает составлять очень точные и подробные описания внутреннего мира человека. Доказательством тому является мировая литература.
Приступая к реализации идеи составления минимального, но исчерпывающего набора симптомов, из которых можно было бы составить любые по сложности синдромы психических состояний в норме и патологии, сотрудники Миннесотского университета обратились к большой группе ведущих врачей и психологов - специалистов в различных областях медицины. Их попросили прислать список наиболее часто встречающихся жалоб, с которыми обращаются к ним пациенты. Причем эти типичные симптомы требовалось указать без использования научной терминологии, в тех выражениях, в которых их описывают сами пациенты. В результате авторами теста была собрана обширная база данных, которые затем подверглись проверке на синонимичность. После тщательного анализа и отбора симптомов для теста было оставлено минимальное, но исчерпывающее их число. От испытуемого требуется указать, имеются ли эти симптомы у него (ответить на каждое утверждение да/нет).
Современные версии теста вполне соответствуют поставленной задаче. Они проверены во многих клинических исследованиях и могут использоваться для диагностики личностных черт и синдромов как в норме, так и в патологии.
Наиболее полные русскоязычные варианты теста состоят из 550 и 377 утверждений - наиболее часто встречающихся высказываний пациентов относительно своего состояния, сведений из авторитетных клинических руководств и ранее использовавшихся диагностических опросников. Индексы рассчитываются по оценочным шкалам, предназначенным, в первую очередь, для проверки достоверности полученных данных, и нескольким клиническим шкалам. Все эти индексы могут быть представлены в виде личностного профиля (рис. 1). Вариант теста из 377 утверждений [7] состоит из трех оценочных шкал (L, F К) и десяти основных диагностических шкал (1-0).
Оценочные шкалы. Эти шкалы используются для установления достоверности собранной информации.
Шкала L. Образована из утверждений, в которых декларируются социально одобряемые, но часто не соблюдаемые этические или иные нормы поведения. Например: «Я всегда говорю только правду». Положительный ответ на такие утверждения расценивается как стремление испытуемого выглядеть в глазах врача максимально благоприятным образом, так как демонстрирует строгое следование принятым в обществе социальным нормам.
Шкала F. Высокие значения по данной шкале встречаются при случайных ответах испытуемого или намеренном искажении результатов. Такие данные обычно признаются недостоверными и выбраковываются.
Шкала К. Данная шкала позволяет отделить скрытных пациентов, старающихся не обнаружить патопсихологические симптомы, от людей демонстративно откровенных, обнажающих свои проблемы. Данные этой шкалы учитываются, т.е. являются поправочными коэффициентами для пяти основных клинических шкал.
Клинические шкалы.
Первая шкала (ипохондрии, Hs) - предназначена для выявления пациентов, склонных проявлять повышенное беспокойство в отношении своего здоровья. Иногда такая мнительность может принимать болезненный характер. Высокие показатели по данной шкале обычно имеют люди с астеноневротическим типом личности.
Вторая шкала (депрессии, D) - позволяет идентифицировать людей с гипотимическим типом личности, для которых характерны депрессивные тенденции.
Третья шкала (конверсионной истерии, Ну) - предназначена для выявления людей, для которых характерно использование симптомов соматического нарушения как способ выхода из сложных социальных ситуаций.
Четвертая шкала (асоциальной психопатии, Pd) - позволяет установить лиц с психопатоподобным поведением. Они могут нарушать принятые нормы поведения. Причем личный негативный опыт не корригирует поведение.
Пятая шкала (шкала мужских и женских черт характера, MJ) - отражает степень соответствия психических и поведенческих реакций биологическому полу, эталонам поведения, принятым в данной социальной среде.
Шестая шкала (шкала паранояльности, Ра) - выявляет людей с паранояльным типом личности, характеризующимся, наряду с различными формами «сверхценных» идей, более или менее выраженной подозрительностью и ригидностью мышления.
Седьмая шкала (шкала психастении, Pi) - выявляет лиц тревожно-мнительного типа, для которых характерны разнообразные страхи и подозрительность.
Восьмая шкала (шкала шизоидности, Sc) - позволяет выявлять лиц шизоидного склада, личностей, для которых характерны аутистические реакции.
Девятая шкала (шкала гипомании, Ма) - позволяет идентифицировать лиц с гипертимным типом личности, для которых характерно отрицание тревоги, существования каких-либо затруднений и импунитивное поведение (признание собственной или чьей-либо вины).
Нулевая шкала (шкала социальной интроверсии, Si) - выявляет две группы лиц. Первая группа объединяет людей, стремящихся к широкому кругу социальных контактов (экстравертов). Вторая включает людей, предпочитающих одиночество, сосредоточенных больше на собственных переживаниях и внутреннем мире (интровертов).
Помимо перечисленного основного набора шкал, в MMPI предусмотрено большое число дополнительных шкал, предназначенных для самых различных диагностических целей в патопсихологии, психиатрии, профориентации и профотборе.
MMPI-2 представляет собой дальнейшее развитие базового варианта теста. На данном этапе осуществляется сопоставление диагностических возможностей MMPI и MMPI-2. По имеющимся данным (Svanum, Mcgrew, 1996), прогностическая точность обеих версий данного теста достаточно высока, т.е. обе версии теста являются эффективными методами диагностики личностных особенностей и функциональных состояний.
Диагностика посттравматических стрессовых нарушений (ПТСН) является одной из областей эффективного применения теста. В MMPI-2 для этого существуют специальные шкалы: шкала ПТСН Шленгера и шкала ПТСН Кина. Первая из них предназначена для дифференциации людей здоровых от людей с синдромом ПТСН, вторая - для дифференциации лиц с ПТСН от людей, страдающих психиатрической патологией.
В последнее время разработан еще один вариант данного теста, получивший название MMPI-A, предназначенный для подростков [93]. Для данной версии теста разработаны дифференцированные возрастные нормы отдельно для юношей и девушек младшего возраста, а также 14, 15, 16, 17 и 18 лет, имеющих образование не менее шести классов. Помимо базовых шкал, MMPI-A также включает большое число дополнительных субшкал, пригодных для решения узких диагностических задач.
MMPI-A обладает как диагностическими возможностями основного варианта (например, показатели валидности и клинические шкалы), так и совершенно новыми специфическими характеристиками, учитывающими особенности современных подростков. Он состоит из 478 утверждений и требует 60 минут для заполнения. Значения по основным оценочным и клиническим шкалам могут быть получены при заполнении первых 350 утверждений.
Данная версия теста предназначена для уточнения диагноза в особо сложных случаях, планирования лечения в условиях стационара, специализированных клиник, школьных консультаций, частной практики, для разработки индивидуальных коррекционных программ на дому.
MMPI-A учитывает язык и возрастные особенности подростков. Например, новые шкалы позволяют вскрывать такие специфические подростковые проблемы, как отношения в семье, школе, характер химической зависимости. Так, шкала «Потенциальной склонности к наркомании» (Addiction Potential Scale) состоит из 39 утверждений, в которых рассматриваются типичные жизненные ситуации, ассоциирующиеся с употреблением средств, которые приводят к наркотической зависимости.
Существует возможность двусторонней конвертации значений Т-показателей MMPI и MMPI-2, а также MMPI и MMPI-A.
Основы интерпретации. В данном контексте не могут быть подробно рассмотрены все имеющиеся в литературе варианты психологических профилей. Ограничимся указанием на следующие правила, несоблюдение которых приводит к ошибочным выводам.
1. Диагностический профиль следует рассматривать как единое целое. При этом особое внимание следует уделять соотношению показателей по нескольким шкалам, тогда как абсолютные значения по отдельным шкалам играют меньшую роль.
2. Значения по отдельным шкалам следует интерпретировать не столько на основе средних значений, сколько с учетом существующих культуральных, возрастных, половых и профессиональных норм.
3. Психологический профиль не может рассматриваться в качестве основания постановки окончательного диагноза. Он лишь позволяет уточнить личностные особенности и психическое состояние человека.
Сложившееся психическое состояние и синдром личностных качеств не являются неизменными и претерпевают постоянные изменения.
Полученные в экспериментальнных условиях индивидуальные профили обладают уникальностью, поэтому описанные в литературе «типичные» психологические профили могут рассматриваться лишь как ориентиры, с которыми в большей или меньшей степени схожи профили конкретных людей.
Приведенные выше принципы содержательной интерпретации личностных профилей можно показать на следующем примере. MMPI позволяет измерять функциональное состояние и личностные особенности людей с хроническим болевым синдромом [94]. различают следующие четыре типа таких личностных изменений: 1) Р; 2) А; 3) I; 4) N; возможны случаи отсутствия таких изменений (тип 0). Тип Р является наиболее выраженным. Он проявляется в значительном подъеме значений профиля по всем шкалам. Пациенты, относящиеся к данному типу, обычно имеют минимальный уровень образования, часто являются безработными, имеют низкий уровень доходов, жалуются на тяжелый стресс, который проявляется на физиологическом, психологическом и социальном уровнях.
Для личностного профиля людей типа А по шкалам Hs, D и Ну характерна аркообразная кривая с вершиной на шкале D. У лиц данного типа не отмечаются какие-либо особенности в социальном положении. Для личностного профиля типа I характерно значительное повышение по шкалам Hs, D и Ну («невротическая триада»). Для этой группы людей характерна длительная история хирургического лечения и госпитализации. Личностный профиль типа N характеризуется отсутствием значимых отклонений по клиническим шкалам. В ряде случаев отмечается подъем на шкале достоверности данных К. Для них не характерны настойчивые жалобы на свое состояние. Как правило, у лиц данной группы более высокий уровень образования. Коррекция болевого синдрома поддается лечению, которое дает хороший результат.
В литературе [97] сопоставляются результаты комплексного исследования личности по MMPI, MMPI-2 с известным проективным тестом Роршаха [6]. Авторами подчеркивается, что оба теста хорошо дополняют друг друга на концептуальном и эмпирическом уровнях. Их совместное применение позволяет существенно повысить достоверность результатов исследования личностного профиля, поведения, эмоциональных проявлений, межличностных контактов, самооценки, механизмов психологической защиты, картины имеющихся патопсихологических нарушений.
Другим широко используемым в клинической практике тестом является личностный тест Кеттелла (16PF). Данный тест состоит из 16 первичных шкал: 15 биполярных и 1 монополярной шкалы, а также четырех производных вторичных шкал. Каждая шкала имеет название и буквенный индекс. Методика позволяет оценивать следующие личностные характеристики:
(фактор А) «скрытность, обособленность - доброта, беспечность»;
(фактор В) «уровень интеллекта»; (фактор С) «эмоциональная неустойчивость - эмоциональная устойчивость»;
(фактор Е) «конформность - авторитарность»;
(фактор F) «сдержанность, озабоченность — экспрессивность, беззаботность»;
(фактор G) «несогласие с общепринятыми моральными нормами - добросовестность»;
(фактор Н) «застенчивость - смелость, тяга к риску»;
(фактор I) «низкая чувствительность - сензитивность»;
(фактор L) «доверчивость - подозрительность»;
(фактор М) «практичность - мечтательность»;
(фактор N) «прямолинейность - дипломатичность»;
(фактор О) «самоуверенность - чувство вины»;
(фактор Q1) «консерватизм - радикализм»;
(фактор Q2) «зависимость от группы - самодостаточность»;
(фактор Q3) «низкое самомнение - высокое самомнение»;
(фактор Q4) «отсутствие побуждений и желаний - неудовлетворенность стремлений»;
(фактор F1) «низкая тревожность — высокая тревожность»;
(фактор F2) «интроверсия - экстраверсия»;
(фактор F3) «сензитивность - реактивная уравновешенность»;
(фактор F4) «конформность - независимость».
В момент проведения исследования пациенту предлагается брошюра с вопросами и тремя вариантами ответа (А, Б, В) на каждый из вопросов. Испытуемому нужно выбрать только один ответ, который в большей степени соответствует его личным особенностям. При обработке результатов тестирования данные из индивидуального бланка ответов сопоставляются с ключом по каждой шкале. За каждый совпавший с ключом ответ испытуемому приписывается один балл. Баллы по каждой из шкал суммируются.
В эти предварительные оценки вносится поправочный коэффициент (для мужчин и женщин различный). Таким образом, формальный результат теста Кеттелла представляет собой числовые значения по набору личностных факторов, которые могут колебаться в диапазоне от 0 до 10 стенов. В случае необходимости может быть дана вербальная (словесная) характеристика результатов по каждой шкале в отдельности и группам шкал, построен личностный профиль, на котором представлены значения всех личностных характеристик.
За последнее время было проведено достаточно большое число исследований, в которых изучались особенности поведения, особенности клинической картины протекания тех или иных заболеваний у людей с различными психологическими профилями, полученными по тесту Кеттелла. Так, установлена значимая положительная корреляционная связь между выраженностью таких личностных черт, как экстраверсия, беззаботность, открытость к изменениям, и продолжительностью жизни. Имеются указания на связь некоторых особенностей эмоциональности как устойчивой личностной черты с заболеваемостью и смертностью.
Эмоциональная сфера личности в тесте 16PF характеризуется прежде всего факторами С («эмоциональная устойчивость» или «сила Я») и Q4 («напряженность, фрустрированность - расслабленность, отсутствие желаний»). В литературе [47] имеются указания на существование отрицательной корреляционной связи между этими двумя факторами: более низкому баллу по фактору С соответствует более высокий балл по фактору Q4 и наоборот. Другими словами, большей эмоциональной устойчивости соответствует большая расслабленность и наоборот - эмоциональная неустойчивость сопровождается большей напряженностью. По имеющимся данным [51], низкая эмоциональная устойчивость часто сопутствует неврозам, психопатии, алкоголизму.
Значения по фактору G («следование общепринятым нормам») у полюса более высокой сознательности, самоконтроля и аккуратности сопряжены отрицательной корреляционной связью с числом правонарушений, типом поведения, характерным для асоциальных психопатов. В то же время больший балл по данному показателю коррелирует с лучшей академической успеваемостью и направленностью на кооперацию в группе. Указанная тенденция ведет также к снижению вероятности возникновения психосоматических заболеваний и положительно коррелирует с продолжительностью жизни [96].
В связи со значительным влиянием на здоровье и продолжительность жизни личностных черт человека актуальным является проведение мониторинга изменений устойчивых особенностей индивидуальности под влиянием социальной среды.
Фактор F отражает степень ингибации (давления) на человека культурных и семейных норм и указывает на степень обеспокоенности человека своим будущим. Высокий уровень обеспокоенности ведет к большей продолжительности периода холостой жизни, более позднему вступлению в брак, желанию жить вне мегаполисов, стремлению к большей стабильности [51].
Фактор L («подозрительность-доверчивость») раскрывает индивидуальные механизмы психологической защиты в ответ на воздействия стрессора, тип компенсирующего поведения, готовность на большую или меньшую кооперацию с группой, расчет на поддержку группы при решении проблемных ситуаций, готовность к открытой конкуренции в борьбе за лидерство, завистливость. Данный фактор указывает на связь между определенными особенностями поведения и вероятностью психосоматических заболеваний.
Фактор N («проницательность-наивность») указывает на степень рациональности поведения или на излишнюю эмоциональность, что также снижает вероятность возникновения психосоматических заболеваний.
Ускорению процесса старения способствуют социальная изоляция, состояние депрессии, отсутствие социальной поддержки и ориентации на сотрудничество. Установлена отрицательная корреляционная связь между степенью включенности человека в социальную среду (числом социальных контактов) и вероятностью госпитализации как индикатором обострения психосоматических заболеваний [95].
Под влиянием возникшего соматического заболевания личностные черты могут претерпеть существенные изменения. Так, например, установлены значимые изменения по фактору G (склонность игнорировать общепринятые социальные нормы) и по фактору L («подозрительность-доверчивость»). Кроме того, установлены изменения личностного профиля по 16PF при алкоголизме.
Эффективность лечения также находится в прямой зависимости от личностных особенностей больного. Так, эффект психотерапевтического воздействия при аффективных нарушениях оказывается тем меньшим, чем больше выражена такая личностная черта, как самодостаточность (фактор Q2). Объясняется это взаимосвязью личностных особенностей с характером протекания ряда важнейших физиологических процессов [47].
Тест Кеттелла имеет несколько вариантов. Его можно встретить с буквенными индексами А, В, С, D, F. Все они рассчитаны на людей разного возраста и образовательного уровня. Именно поэтому в модифицированных вариантах теста разное количество вопросов и имеются различия в формулировках. Так, например, вариант теста, рассчитанный на взрослых образованных людей, состоит из 187 вопросов, вариант, рассчитанный на детей, состоит из 60 вопросов.
При помощи личностных тестов MMPI и Кеттелла с успехом выявляются группы людей («группы риска»), у которых особенно часто развиваются определенные психосоматические реакции.
В завершение следует указать на взаимодействие и распределение функций между врачом и медицинским психологом при проведении психодиагностики. Само проведение психологического обследования пациента и обработка результатов являются прямыми обязанностями психолога. Этому его обучают пять лет в университете. Врач должен уметь содержательно интерпретировать личностные профили и эффективно использовать эту информацию при лечении пациента.
- Н.В. Кудрявая, е.М. Уколова,
- Isbn 5-89004-144-4
- Оглавление
- Глава 5. Формы организации педагогического процесса в медицинском вузе....................... 99
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей..... 128
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике 163
- Глава 9. Педагогическое общение............................................... 207
- Глава 10. Личность врача-педагога............................................ 252
- Слово редактора
- Введение
- Глава 1. Психолого-педагогическая компетентность врача-педагога: традиции и новации
- 1.1. Психологическая концепция «я - врач-педагог».
- 1.2. Профессионально - деятельностное сознание врача-педагога.
- 1.3. Информационно-инструментальная готовность к профессиональной (врачебной и педагогической) деятельности.
- Глава 2. Философско-антропологические основы психолого-педагогической компетентности врача-педагога
- Глава 3.
- 3.2. Операциональные модели обучения.
- 3.3. Личностно-ориентированный подход.
- Глава 4. Педагогический процесс в медицинском вузе
- 4.1. Проектирование образовательного пространства. Основные понятия, описывающие педагогический процесс. Управление процессом усвоения.
- 4.2. Принципы организации педагогического процесса в медицинском вузе.
- 4.3. Разработка учебных программ.
- 4.4. Основные понятия теории деятельности.
- 4.5. Разработка методик обучения деятельности.
- 4.6. Проектирование образовательного пространства.
- 4.7. Организация процесса обучения по разработанным методикам.
- 4.8. Управление процессом овладения деятельностью.
- 4.9. Оценка результатов обучения.
- Глава 5.
- 5.2. Лекция в инновационном обучении.
- 5.2.1. Проблемная лекция.
- 5.2.2. Лекция-визуализация.
- 5.2.3. Лекция вдвоем.
- 5.2.4. Лекция с заранее запланированными ошибками.
- 5.2.5. Лекция-консилиум, или конференция.
- 5.2.6. Ораторское мастерство лектора.
- 5.3. Психолого-педагогические основы
- 5.3.2. Определение цели занятия.
- 5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (адс).
- 5.3.4. Составление схемы ориентировочной основы действий.
- 5.3.5. Составление учебных задач.
- 5.3.6. Составление контрольных задач.
- 5.3.7. Задачи для контроля исходных знаний.
- 5.3.8. Задачи для контроля результатов усвоения.
- 5.3.9. Психологические задачи.
- 5.3.10. Последовательность расположения материала в методических указаниях.
- 5.3.11. Методика проведения практического занятия на клинической кафедре.
- Глава 6. Методы обучения в подготовке будущих врачей
- Активные методы подготовки специалиста-медика
- 6.1. Беседа.
- 6.2. Групповые методы обучения.
- 6.2.1. Групповое решение задач.
- 3) Игровое решение задачи как коллективно-ролевую форму работы (в наиболее полном виде реализуется в деловой или организационно-деятельностной игре, о чем мы расскажем ниже).
- 6.2.2. Групповая дискуссия.
- 1. Начало обсуждения.
- 4. Подведение итогов обсуждения в группе:
- 6.3. Ситуационно-ролевые, или деловые, игры в высшем медицинском образовании.
- 6.4. Технологии рефлексивного обучения в подготовке специалистов-медиков (интерактивные методы).
- 6.4.1. Педагогическая рефлексия.
- 6.4.2. Структура рефлексивных представлений
- 6.4.3. Технологии рефлексивного обучения.
- 6.4.4. Педагогические задачи как средство развития
- 6.5. Организационно-деятельностная игра.
- Глава 7. Психодиагностика в педагогической и медицинской практике
- 7.1. Практические задания. Исследование ситуативной и личностной тревожности (опросник Спилбергера).
- Глава 8. Проблемы деонтологического воспитания и нравственного развития студентов-медиков
- 8.1. Деэтизация и дегуманизация профессионального сознания и деятельности врача.
- 8.2. Цели, задачи и содержание деонтологического воспитания как формы нравственного развития студентов-медиков.
- 8.3. Вопросы для совместного обсуждения со студентами по теме «Мы и наши пациенты».
- Глава 9. Педагогическое общение
- 9.1. Роль общения в образовании.
- 9.2. Закономерности общения.
- 9.3. Стили руководства группой.
- 9.4. Виды и причины конфликтов.
- Тест «Конфликтная ли Вы личность?»
- 9.5. Стратегии разрешения конфликтных ситуаций.
- 9.6. Способы анализа конфликтных ситуаций.
- Глава 10.
- 10.2. Личностное отношение преподавателя к предлагаемым решениям.
- 10.2.1. Фактор новизны.
- 10.2.2. Эффект ореола.
- 10.2.3. Психологическая дистанция.
- 10.2.4. Свобода выбора.
- 1. Если кто-то в студенческой группе отвлекается, меня это раздражает настолько, что я не могу вести занятие:
- 1. Приоритетные ценности преподавателя (столбец а).
- 2. Психоэмоциональное состояние (столбец б).
- 3. Самооценка (столбец в).
- 4. Стиль преподавания (столбец г).
- 5. Достоверность ответов (столбец д).
- Приложение 1. Общие указания по составлению методического пособия
- Ориентировочная основа действий врача по диагностике острого периостита челюсти
- Опыт разработки
- 1. Реакция ротовой жидкости кислая, если ее рН:
- Приложение 3. К проблеме «врач-пациент» в стоматологической клинике1
- Приложение 4.
- Анкета самодиагностики
- Готовности к творчеству
- В педагогической деятельности
- Приложение 5. Медико-деонтологические задачи на смысл для обсуждения со студентами1
- Словарь терминов