logo
Кудрявая__врач__педагог

5.3.3. Составление логико-дидактической структуры (адс).

Цель занятия позволяет избирательно подойти к отбору содер­жания занятия и выделить главные его моменты. В традиционных методических указаниях материал обычно излагается в виде кон­спекта-аннотации темы. Несомненно, такой способ может использо­ваться, однако представление материала темы в виде схемы облада­ет значительным преимуществом, позволяя быстро применять необ­ходимые данные при решении задач и курации больных. Более того, схематизация предполагает обязательное выделение существующих в материале компонентов и установление связей между ними, что помогает усвоению данного материала в более короткое время.

В медицинских вузах широко используются графологические схемы, построенные по принципу «дерева решения», предложен­ные В.П. Беспалько (1970). Мы рекомендуем несколько отличные от этих схем логико-дидактические структуры. Данное название объясняется не видом, а функцией, а именно: «логико» - означает логическое представление темы, «дидактические» - означает пред­назначение для учебных целей.1

Они строятся следующим образом: с левой стороны выписыва­ются основные вопросы темы в соответствии с последовательно­стью их анализа, а с правой - раскрывается их содержание, линия­ми указывается соподчинение понятий. Такие схемы позволяют в наглядной форме представить основные вопросы и понятия темы, выделить внутренние логические связи предмета. Содержание этих вопросов должно соответствовать программе и степени подготовки студентов к изучению конкретной темы. При определении их по­следовательности целесообразно начинать с более общих вопросов и постепенно раскрывать их содержание (см. приложение).

ЛДС служат для организации подготовки студентов к занятию при изучении сложных и новых тем, неполно изложенных в учеб­никах. Они нашли широкое применение на лекциях, а также на тео­ретических и вводных занятиях, замещающих лекцию. Преподава­тели быстро овладевают методом построения таких схем и могут широко использовать их в методической работе кафедры.