Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
Аспект | Содержание аспекта педагогического процесса |
Целевой | Единство функций обучения, воспитания и развития личности |
Содержательный | Отражение в содержании образования элементов (в их взаимосвязи): знаний, в том числе умений и навыков; опыта творческой деятельности; опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру |
Процессуальный (организационный) | Единство процессов педагогического, взаимного, предметного и личного взаимодействия, образования и самообразования |
Операционально-технологический | Внутренняя целостность всех относительно самостоятельных компонентов педагогического процесса, единство преподавания и учения, учения и других видов деятельности |
Объектом усвоения является содержание образования, на которое направлена деятельность (взаимодействие) субъектов. Эта деятельность осуществляется с помощью методов, средств и организационных форм (схема 11).
Результаты педагогического процесса анализируются его субъектами и сверяются с поставленной целью. При необходимости вносятся соответствующие коррективы, и педагогическое взаимодействие продолжается. Таким образом, педагогический процесс является самонастраивающейся системой. Относительно стабильными элементами этой системы являются цель, деятельность субъектов и содержание образования, а наиболее подвижными — методы, средства и организационные формы, с помощью которых в основном осуществляется управление педагогическим процессом.
Как уже отмечалось ранее, основным исходным отношением в педагогическом процессе является собственно педагогическое отношение с позиций субъект-субъектного подхода в системе «педагог — воспитанник». В ходе взаимодействия педагоги и воспитанники решают определенную педагогическую задачу.
Целостность педагогического процесса объективно заложена в целостности содержания образования, целостности педагогической деятельности и деятельности обучающихся. Целостность содержания образования заключается в единстве его четырех компонентов: знаний (в том числе о способах выполнения действий), умений и навыков, опыта творческой деятельности, опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру (к учению, труду, человеку, природе, обществу, самому себе).
Целостная педагогическая деятельность имеет два основных аспекта — организаторский и коммуникативный. Организаторская функция педагога является ведущей, но нельзя недооценивать роли коммуникативного обеспечения предметного взаимодействия, позволяющего создать одухотворенный эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, без которого невозможна ни одна продуктивная деятельность. Целостная педагогическая деятельность способствует реализации всех компонентов содержания образования.
Целостная деятельность обучающихся — это единство учения и других видов деятельности.
«Реализация в единстве всех компонентов содержания образования, а они отражают образовательные, развивающие и воспитательные задачи, при условии целостности деятельности педагога и целостности деятельности воспитанника, и есть сущностная характеристика педагогического процесса как целостного явления».
Условия построения целостного педагогического процесса:
• преобладание субъект-субъектных отношений между педагогами и воспитанниками;
• осуществление в педагогическом процессе деятельности педагогов и воспитанников по алгоритму: анализ ситуации, планирование, выполнение учебных действий, коррекция, анализ эффективности;
• осуществление субъектами педагогического процесса целостной деятельности, направленной одновременно на освоение содержания образования и преобразование своей личности как в учебное, так и во внеурочное время;
• комплексное планирование образовательных, развивающих и воспитательных задач;
• направленность целостной деятельности педагогов на организацию содержательной в социальном и нравственном отношении развивающей жизнедеятельности обучающихся.
Соблюдение этих условий способствует формированию базовой культуры личности, ее интеллектуальному, нравственно-эстетическому и физическому развитию.
Охарактеризовать процесс обучения как систему можно только проследив эту систему в ее динамике, т.е выявив каким образом изменяется ее состав (элементы), структура (связи между ними) в соответствии с ее функциями. При этом следует помнить, что речь идет не просто о любой системе, а о системе особой — системе деятельности и формирующихся, складывающихся в рамках этой системы отношениях (например, преобразовательно-активных или созерцательно-исполнительных, потребительско-иждивенческих или действенно-созидательных и других) Эта система создается самими людьми и существует не отдельно от них, а реализуется ими и через них
Что же следует понимать под целостностью, системностью и комплексностью процесса обучения?
В педагогической науке пока нет однозначной трактовки этих понятий. В общефилософском понимании целостность трактуется как внутреннее единство объекта, его относительная автономность, независимость от окружающей среды. (См Энциклопедический словарь. М, 1984. с.148). Это объективное свойство объектов, процессов. Однако оно может и не быть постоянно им присуще. Целостность может возникнуть на одном этапе их развития и исчезнуть на другом.
Это положение весьма существенно для педагогики как науки и педагогической практики Целостность педагогических объектов, из которых наиболее значимым и комплексным является учебный процесс, целенаправленно конструируется Диалектика сущего, как данное, и конструируемого в реальной педагогической действительности проявляется в двух аспектах целостности педагогических объектов.
В одном — целостность является как закономерное свойство учебного процесса. Она объективно существует постольку, поскольку существует в обществе школа, сам процесс обучения. Этот аспект находит отражение в инвариантных характеристиках учебного процесса. Например, для процесса обучения взятого в его абстрактном понимании, такими характеристиками являются единство преподавания и учения, единство содержательной и процессуальной стороны этого процесса.
В другом аспекте, а именно, в реальной педагогической практике, целостность процесса обучения специально и целенаправленно формируется, конструируется. Вариативной, конструируемой характеристикой процесса обучения в данной ситуации выступает уже единство образовательной, развивающей и воспитательной функции. Все эти три функции находятся в сложных переплетающихся связях.
Принцип целостности обучения отражает это единство. Оно реализуется на практике комплексом задач урока, содержанием обучения, т.е. деятельностью учителя и учащихся, сочетанием различных форм, методов и средств обучения и той коррекцией и самокоррекцией его результатов, которая привносится и в деятельность учителя и в деятельность ученика на основе контроля и самоконтроля за ходом движения процесса обучения от цели к результату.
В педагогической практике, как и в педагогической теории, целостность процесса обучения как комплексность его задач и средств их реализации, находит выражение в определении правильного соотношения знаний, умений и навыков; в согласовании процесса обучения и развития; в объединении знаний, умений и навыков в единую систему представлений о мире и способах его изменения.
Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с понятием системности и комплексности. Можно утверждать, что в некотором роде понятие целостности перекрывает системность и комплексность. Система — это множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями, — так определяет это понятие один из видных ученых — специалистов В.П Кузьмин в своей книге "Принципы системности в теории и методологии К.Маркса "(М., 1986. с.111).
Изображая обучение в свете такой трактовки системы, легко заметить, что обучение как целостная система содержит в себе множество взаимосвязанных элементов, цель, учебную информацию, средства педагогической коммуникации педагога и учащихся, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся.
Системообразующими понятиями процесса обучения как системы выступают цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и результат. Переменными составляющими этого процесса выступают средства управления. Они включают содержание учебного материала, методы обучения, материальные средства обучения (наглядные, технические, учебники, учебные пособия и др.), организационные формы обучения как процесса и учебной деятельности учащихся Связь и взаимообусловленность средств «обучения, как переменных компонентов с постоянными смыслообразующими компонентами, зависит от цели обучения и его конечного результата. Они образуют устойчивое, единство и целостность, которое обладает интегративными свойствами и подчинено общим целям воспитания, т.н. глобальным целям в подготовке подрастающих поколений к жизни и деятельности в существующем обществе. Цементирующим началом функционирующего единства всех этих компонентов является совместная предметная деятельность преподавания и учения, включающая и процессы общения. Благодаря ей, т.е. совместной деятельности преподавания и учения — их единству, множественность и разнотипность, разнокачественность элементов и их связей, образующих целостную систему обучения, и придают ей упорядоченность и организованность, без чего она как таковая вообще лишена способности функционировать.
Процесс обучения рассматривается в дидактике, о чем шла речь в изложенном выше, как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:
- анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;
- планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели — предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие;
-исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников(организация и самоорганизация учащихся при применении нового учебного материала до оптимального его уровня в данных условиях);
- организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
- анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
- подготовка и работа учащихся вне школы.
Такова структура процесса обучения в его теоретической представленности. В реальной педагогической действительности процесс обучения носит цикличный характер. Каждый дидактический цикл процесса обучения представляет собой функциональную систему, основанную на совместной работе всех его звеньев и служащую для предъявления учащимся учебного материала. Остановимся подробнее на цикличном анализе учебного процесса. Такой анализ позволит четче обозначить структурные связи компонентов процесса обучения как целостной системы и высветить процессуальные особенности этой системы.
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория обучения»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1.Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4.Организация учебного процесса
- Раздел 2. Содержание дисциплины
- Тематический план учебной дисциплины
- 2.2.Содержание отдельных тем учебной дисциплины
- Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины
- 3.1. Перечень вопросов для итогового контроля
- 3.2. Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория обучения»
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.5.Советы по подготовке к экзамену
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы
- Сущностные характеристики процесса обучения: закономерности, движущие силы, мотивация учения
- Отношение
- 1.3. Этапы процесса обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Принципы обучения
- 2.1. Сущность понятия «дидактический принцип»
- Система принципов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Базовые дидактические теории
- 3.1. Теория развития личности в различных образовательных системах
- 3.2. Теория целеполагания и таксономии целей образования
- Конкретизация целей
- Контрольные вопросы
- 1. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? Обоснуйте свой выбор.
- 2. О чем свидетельствует частичное совпадение целей во всех дидактических системах? Докажите свою правоту.
- Тема 4. Теория развивающего обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий.
- 4.1. Основы теории и моделей развивающего обучения
- 4.2. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и ее значение для развития личности учащегося
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности.
- 5.1. Основы теории учебной деятельности
- 5.2. Ассоциативная теория обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного и программированного обучения
- 6.1. Основные виды обучения, традиционные и новые
- 6.2. Проблемное и программированное обучение
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Единство функций обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения
- 9.1. Сущность преподавания как деятельности
- 9.2. Учение как познавательная деятельность в процессе обучения
- 9.3. Взаимодействие как сотворчество в процессе обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Сущность содержания образования
- 10.1. Понятие и сущность содержания образования
- 10.2. Источники и факторы содержания школьного образования
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, его образовательные области
- 11.1. Стандартизация образования в основной школе
- 11.2. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Методы обучения
- 13.1. Понятие о методах и приемах обучения
- 13.2. Выбор методов обучения на основе их классификации
- Классификация методов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Формы организации обучения
- 14.1. Понятие о формах организации обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- 15.1. Становление современной системы образования в России
- 15.2. Характеристика образовательных учреждений
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- 17.1. Понятие о средствах обучения
- 17.3. Сочетание средств обучения на уроке
- Контрольные вопросы
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения: компьютерное и дистантное обучение
- 18.1. Аудиовизуальные технические средства обучения
- 18.2. Информационные технологии в обучении
- Контрольные вопросы
- Материалы тестовой системы
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы и логика обучения
- Тема 2. Принципы обучения
- Тема 3. Базовые дидактические теории: теория развития личности; теория целеполагания и таксономии целей образования.
- Тема 4. Теория развивающего обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного обучения
- Тема 7. Обучение как дидактическая система целостного педагогического процесса
- Тема 8. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер учения. Сотворчество в обучении
- Тема 10. Сущность содержания образования.
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана.
- Тема 13. Методы обучения
- Тема 14. Модели (формы) организации обучения.
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения; компьютерное и дистантное обучение
- Глоссарий