9.3. Взаимодействие как сотворчество в процессе обучения
В дидактике имеется ряд теорий обучения, которые по-разному объясняют сущность дидактического процесса и, следовательно, различным образом предлагают его строить.
Виды обучения различаются по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения. В дидактике сложились сообщающее (объяснительно-иллюстративное), проблемное, программированное обучение.
Наряду с этими общеизвестными моделями обучения, имеются и другие, которые чаще называют дидактическими концепциями, системами. Общая характеристика дидактических концепций будет дана в последующих разделах. Теперь представим более детальное описание существующих видов обучения.
Сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение характерно тем, что учитель излагает знания в обработанном, "готовом" виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Этапы деятельности преподавателя и учащихся в этом дидактическом процессе выглядят так:
Действия учителя
1.Информирует о новых знаниях, объясняет.
2.Организует осмысливание учебной информации.
3.Организует обобщение знаний.
4.Организует закрепление учебного материала.
5.Организует применение знаний и оценивает степень усвоения.
Действия ученика
1.Воспринимает информацию, обнаруживает первичное понимание.
2.Осмысливает, углубляет понимание учебного материала.
3.Обобщает усвоенный материал.
4.Закрепляет изученное путем повторения.
5.Применяет изученное в упражнениях, заданиях и пр..
Достоинства сообщающего обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.
Недостатки слабо реализуется развивающая функция обучения — деятельность ученика репродуктивна.Тем не менее так происходит обучение в большинстве случаев. Это традиционное обучение по И. Гербарту.
При проблемном обучении преподаватель не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск, понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности. Процесс обучения, учебная деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.
Этапы проблемного обучения таковы:
Действия ученика
1.Осознает противоречия в изучаемом явлении.
2.Формулирует проблему.
З.Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
4. Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т.д.
5. Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания.
Действия учителя
1.Создает проблемную ситуацию.
2.Организует размышления над проблемой и ее формулировкой.
3.Организует поиск гипотезы – предположительного объяснения обнаруженных противоречий.
4.Организует проверку гипотезы.
5.Организует обобщение результатов и применение полученных знаний.
Достоинства проблемного обучения: развивает мыслительные способности, вызывает интерес к учению, пробуждает творческие силы.
Недостатки: не всегда можно применять из-за характера изучаемой материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя. Требует много времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется не часто. Как видно, такая модель обучения восходит к методам системы Д.Дьюи — обучение через делание. В 60-е годы ее вариант — обучение через исследование — разрабатывал Дж.Брунер В России это делали И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин, М.Л. Махмутов.
В программированном обучении учение осуществляется как четко управляемый процесс, так как изучаемый материал разбивается на мелкие, легко усваиваемые дозы. Они последовательно предъявляются ученику для усвоения. После изучения каждой дозы следует проверка степени усвоения. Доза усвоена — переходят к следующей. Этой есть "шаг" обучения, предъявление, усвоение, проверка.
Структура программированного обучения выглядит так:
Учитель (учебник, компьютер)
1. Предъявляет первую дозу материала.
2. Объясняет первую дозу материала и действия с ним.
3. Ставит контрольные вопросы.
4. Если ответ верный, предъявляет вторую дозу материала, если нет — объясняет ошибку, возвращает к работе с первой дозой.
Ученик
1. Воспринимает информацию.
2. Выполняет операции по усвоению первой дозы.
3. Отвечает на вопросы.
4. Переходит к следующей дозе материала. Если ответ неверный, возвращается к изучению первой дозы.
Достоинства программированного обучения: мелкие дозы усваиваются легко, темп усвоения выбирается учеником, обеспечивается высокий результат.
Недостатки: не всякий материал поддается пошаговой обработке, ограничивается умственное развитие ученика репродуктивными операциями, дефицит общения и эмоций в обучении.
Идеи и принципы программированного обучения породили ряд новых технологий. Например, блочно-модульное обучение, при котором материал группируют в блоки-модули целевой, информационный, методический, контрольный. Обучаемые следуют указаниям и учатся с большой долей самостоятельности. Кроме того, в дидактике используется обучение по алгоритму; большое будущее имеет применение электронных средств со сложными обучающими программами.
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория обучения»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1.Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4.Организация учебного процесса
- Раздел 2. Содержание дисциплины
- Тематический план учебной дисциплины
- 2.2.Содержание отдельных тем учебной дисциплины
- Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины
- 3.1. Перечень вопросов для итогового контроля
- 3.2. Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория обучения»
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.5.Советы по подготовке к экзамену
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы
- Сущностные характеристики процесса обучения: закономерности, движущие силы, мотивация учения
- Отношение
- 1.3. Этапы процесса обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Принципы обучения
- 2.1. Сущность понятия «дидактический принцип»
- Система принципов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Базовые дидактические теории
- 3.1. Теория развития личности в различных образовательных системах
- 3.2. Теория целеполагания и таксономии целей образования
- Конкретизация целей
- Контрольные вопросы
- 1. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? Обоснуйте свой выбор.
- 2. О чем свидетельствует частичное совпадение целей во всех дидактических системах? Докажите свою правоту.
- Тема 4. Теория развивающего обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий.
- 4.1. Основы теории и моделей развивающего обучения
- 4.2. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и ее значение для развития личности учащегося
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности.
- 5.1. Основы теории учебной деятельности
- 5.2. Ассоциативная теория обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного и программированного обучения
- 6.1. Основные виды обучения, традиционные и новые
- 6.2. Проблемное и программированное обучение
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Единство функций обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения
- 9.1. Сущность преподавания как деятельности
- 9.2. Учение как познавательная деятельность в процессе обучения
- 9.3. Взаимодействие как сотворчество в процессе обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Сущность содержания образования
- 10.1. Понятие и сущность содержания образования
- 10.2. Источники и факторы содержания школьного образования
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, его образовательные области
- 11.1. Стандартизация образования в основной школе
- 11.2. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Методы обучения
- 13.1. Понятие о методах и приемах обучения
- 13.2. Выбор методов обучения на основе их классификации
- Классификация методов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Формы организации обучения
- 14.1. Понятие о формах организации обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- 15.1. Становление современной системы образования в России
- 15.2. Характеристика образовательных учреждений
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- 17.1. Понятие о средствах обучения
- 17.3. Сочетание средств обучения на уроке
- Контрольные вопросы
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения: компьютерное и дистантное обучение
- 18.1. Аудиовизуальные технические средства обучения
- 18.2. Информационные технологии в обучении
- Контрольные вопросы
- Материалы тестовой системы
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы и логика обучения
- Тема 2. Принципы обучения
- Тема 3. Базовые дидактические теории: теория развития личности; теория целеполагания и таксономии целей образования.
- Тема 4. Теория развивающего обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного обучения
- Тема 7. Обучение как дидактическая система целостного педагогического процесса
- Тема 8. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер учения. Сотворчество в обучении
- Тема 10. Сущность содержания образования.
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана.
- Тема 13. Методы обучения
- Тема 14. Модели (формы) организации обучения.
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения; компьютерное и дистантное обучение
- Глоссарий