11.1. Стандартизация образования в основной школе
Образовательный стандарт — это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
- владение базовыми понятиями, те умениями а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания, о) давать им определения, в) раскрывать содержание понятия, его объем, г) устанавливать межпонятийные связи с выше, ниже, рядом стоящими понятиями, д) давать практическую интерпретацию понятия:
- знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
- умения применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;
- иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;
- знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении социальных, политических, экономических, экологических, нравственных, производственных, управленческих, национальных, международных, культурных, семейных и др .
- владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.
Изложенное представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам. Разумеется, в условиях реформы образования постоянно происходит смена образовательных стандартов. С одной стороны, они должны соответствовать мировым тенденциям совершенствования обучения и развития учащихся на тех или иных исторических этапах общественного развития, с другой — не утратить федеративные прогрессивные черты, какими являются, например, для нашей отечественной школы проблемность изложения содержания курсов, сочетания теории и практики при их изучении и др.
Зарубежный опыт стандартизации образования показывает, что стандарт должен иметь необходимый и достаточный минимум требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательной школы Необходимый уровень таких требований соответствует минимальной подготовке по предметам учебного плана, без которой невозможно дальнейшее самостоятельное продолжение образования освоение культуры и общечеловеческих ценностей Достаточный уровень требований гарантирует достижение международного стандарта и педагогических задач развития учащихся, сформулированных в учебных программах.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает
- описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки.
- требования к минимально необходимой подготовке учащихся в рамках указанного объема содержания,
- максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения
Введение образовательных стандартов ставит вопрос о гарантированном достижении каждым учеником определенного, заранее заданного уровня базовой подготовки, позволяет каждому ученику обучаться на максимально посильном уровне, формирует положительные мотивы учения
В настоящее время требования к уровню подготовки выпускников основной школы, а в будущем предполагается, что именно это звено системы общего образования будет ведущим в нашем обществе, к сожалению, ориентированы только на минимальный уровень, который не является достаточным основанием достижения международного стандарта
Как же выглядит государственный стандарт применительно к конкретному учебному предмету, каким конкретным требованиям — необходимым и достаточным он должен соответствовать?
Для примера приведем государственный стандарт исторического образования учащихся в средней школе, разработанный авторским коллективом Л.Н.Алексашина (рук.), Е.А. Гевуркова, Г.В.Клокова (см.ж. "Преподавание истории в школе'' М . 1993. № 4-5).
1. Пояснительная записка: цели исторического образования:
- овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте, накопленном людьми;
- развитие способностей учащихся на основе исторического анализа осмысливать события и явления действительности в их уникальности;
- формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремление сохранять и умножать культурное наследие своей страны и всего человечества.
Объект изучения истории — прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек — природа — общество) Основные системные характеристики объекта — историческое время, историческое пространство, историческое движение. Основные содержательные доминанты школьного курса — история отечества и всеобщая история
Единицами исторического знания являются (в типологических рядах):
А) Исторический факт, событие, явление, процесс;
Б) Исторический факт, понятие, идея, теория;
В) Исторический факт, его описание, оценка;
Требования к содержанию предметного цикла включают три компонента:
1.Базовое содержание исторического материала. Оно изложено в форме перечней по четырем историческим эпохам: первобытность и история древнего мира; история средних веков; история нового времени; новейшая история
2.Требования к уровню представления учебного материала, которые исходят из единства содержания предмета (уровень программ и учебников), обучающей деятельности учителя и учебной деятельности ученика. Диапазон требований между предъявляемым школой и обязательным для усвоения учеником содержанием предусматривает поле индивидуальных возможностей в учебной деятельности школьников.
Принята следующая формула требований к предъявлению учебного материала школой: процесс обучения обеспечивает учащимся возможность "знать…", «представлять…», «понимать…». Речь идет о широком определении знаний, имеющих общее познавательное и мировоззренческое значение. При этом термин "знать" чаще относится к конкретным датам, фактам, событиям, именам. Термин «представлять» — к общим характеристикам, понятиям, идеям. Термин "понимать" предполагает, помимо названных, и оценочные знания. Трактовка трех названных терминов носит условный характер (понимание чего-либо предполагает и знания и представления) и определяется, исходя из конкретной познавательной ситуации.
3. Требования к минимально необходимой, обязательной подготовке учащихся выражается формулой "ученик должен", за которой следует перечень действий школьников в единстве содержательной и деятельностной сторон назвать, сравнить, давать оценку, объяснять причины и т.д.
На основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика, разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня исторической подготовки школьников
Разумеется, изложенные под ходы к стандартизации образования со временем будут претерпевать изменения, уточнения, корректироваться в ходе перестройки системы школьного образования по ходу накопления опыта использования стандарта как нормативного документа.
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория обучения»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1.Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4.Организация учебного процесса
- Раздел 2. Содержание дисциплины
- Тематический план учебной дисциплины
- 2.2.Содержание отдельных тем учебной дисциплины
- Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины
- 3.1. Перечень вопросов для итогового контроля
- 3.2. Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория обучения»
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.5.Советы по подготовке к экзамену
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы
- Сущностные характеристики процесса обучения: закономерности, движущие силы, мотивация учения
- Отношение
- 1.3. Этапы процесса обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Принципы обучения
- 2.1. Сущность понятия «дидактический принцип»
- Система принципов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Базовые дидактические теории
- 3.1. Теория развития личности в различных образовательных системах
- 3.2. Теория целеполагания и таксономии целей образования
- Конкретизация целей
- Контрольные вопросы
- 1. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? Обоснуйте свой выбор.
- 2. О чем свидетельствует частичное совпадение целей во всех дидактических системах? Докажите свою правоту.
- Тема 4. Теория развивающего обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий.
- 4.1. Основы теории и моделей развивающего обучения
- 4.2. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и ее значение для развития личности учащегося
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности.
- 5.1. Основы теории учебной деятельности
- 5.2. Ассоциативная теория обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного и программированного обучения
- 6.1. Основные виды обучения, традиционные и новые
- 6.2. Проблемное и программированное обучение
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Единство функций обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения
- 9.1. Сущность преподавания как деятельности
- 9.2. Учение как познавательная деятельность в процессе обучения
- 9.3. Взаимодействие как сотворчество в процессе обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Сущность содержания образования
- 10.1. Понятие и сущность содержания образования
- 10.2. Источники и факторы содержания школьного образования
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, его образовательные области
- 11.1. Стандартизация образования в основной школе
- 11.2. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Методы обучения
- 13.1. Понятие о методах и приемах обучения
- 13.2. Выбор методов обучения на основе их классификации
- Классификация методов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Формы организации обучения
- 14.1. Понятие о формах организации обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- 15.1. Становление современной системы образования в России
- 15.2. Характеристика образовательных учреждений
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- 17.1. Понятие о средствах обучения
- 17.3. Сочетание средств обучения на уроке
- Контрольные вопросы
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения: компьютерное и дистантное обучение
- 18.1. Аудиовизуальные технические средства обучения
- 18.2. Информационные технологии в обучении
- Контрольные вопросы
- Материалы тестовой системы
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы и логика обучения
- Тема 2. Принципы обучения
- Тема 3. Базовые дидактические теории: теория развития личности; теория целеполагания и таксономии целей образования.
- Тема 4. Теория развивающего обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного обучения
- Тема 7. Обучение как дидактическая система целостного педагогического процесса
- Тема 8. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер учения. Сотворчество в обучении
- Тема 10. Сущность содержания образования.
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана.
- Тема 13. Методы обучения
- Тема 14. Модели (формы) организации обучения.
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения; компьютерное и дистантное обучение
- Глоссарий