Глоссарий
Автоматизированная обучающая система — система, включающая комплекс учебно-методических материалов (демонстрационных, теоретических, практических, контролирующих) и компьютерные программы, управляющие процессом обучения.
Активность — способность проявлять усилия, стремиться к достижению цели.
Алгоритмизация — использование в обучении алгоритмов: набора правил и предписаний, позволяющих гарантированно и наиболее рационально решать задачи определенного класса.
База данных — единая система данных, организованная по определенным правилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработки данных.
База знаний — формализованная система сведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствах объектов, закономерностях процессов и правила использования в задаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений.
Безотметочное обучение — обучение, предполагающее оценку деятельности учащихся без выставления отметок (баллов).
Воспитание — целенаправленный, организованный процесс создания условий и стимулирования развития личности.
Гармония — соразмерность частей, их взаимодействие и взаимообогащение в едином целом; выступает как одно из условий и целей образования.
Генерализация — превращение отдельных актов поведения, ситуативно проявляемых черт поведения и отношений в общие черты личности.
Гипотеза — предположение, требующее научного доказательства, проверки, подтверждения.
Деятельность — целенаправленная и мотивированная система действий, направленная на преобразование объектов.
Диалог учебный — устное общение, разговор, обмен информацией педагога и учащихся или учащихся друг с другом.
Дидактика — общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; часть общей педагогики.
Дистанционное обучение — форма обучения на расстоянии, в котором «доставка» учебного материала и учебное взаимодействие педагога и обучающегося обеспечиваются с помощью современных технических средств (телевидение, радио, компьютерная сеть).
Догматическое обучение — обучение, направленное на запоминание изучаемого материала без его обязательного осмысления.
Задача дидактическая — конкретная цель деятельности педагога по обучению знаниям, умениям и навыкам, воспитанию и развитию учащихся.
Задача познавательная — учебная конструкция, содержащая условие и требование и стимулирующая познавательную деятельность учащихся.
Закон педагогический — необходимая, существенная, повторяющаяся связь между элементами, факторами педагогического процесса или явлениями.
Знания — достоверный результат познания действительности, адекватное отражение качеств и свойств объекта в сознании человека.
Зона ближайшего развития (Л. С. Выготский) — уровень знаний и развития, к овладению которым обучающийся уже подготовлен, но, для того чтобы овладеть им, он нуждается в педагогической помощи; отзывчивость к помощи — признак того, что педагог работает с учеником в зоне его ближайшего развития.
Идея — форма развития мысли, отражающая связь прошлого, настоящего и будущего, предполагаемого преобразования объекта.
Иерархия — определенная система соподчинения понятий, качеств, реальных объектов.
Императив — общезначимое предписание, безусловный принцип поведения (например, нравственный, экологический и т. д.).
Индивидуализация обучения — такая организация обучения, которая позволяет наиболее полно учитывать индивидуальные особенности каждого обучаемого.
Индивидуальное обучение — форма организации обучения, предусматривающая работу педагога с каждым учеником отдельно.
Индивидуальность педагога — совокупность самобытных, неповторимых, особенных качеств личности педагога, отличающая его от других и выражающаяся в особом стиле деятельности.
Инновации педагогические — введение в практику образования новшеств, позволяющих более эффективно решать назревающие проблемы.
Интеграция в образовании — объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, содержания образовательных программ разных предметов или предметных областей.
Интерактивная программа — компьютерная программа, которая работает в режиме диалога с пользователем.
Интериоризация — переход внешних действий человека во внутренний план, усвоение личностных смыслов и ценностей, содержащихся в учебном материале, изучаемой действительности.
Информационная технология обучения — педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Исследовательский подход в обучении — совокупность методов и приемов, требующих от учащихся самостоятельного поиска истины, воспроизводящих в обучении научные методы познания.
Классно-урочная система обучения — обоснованная в середине XVII в. Я. А. Коменским организация учебного процесса, когда педагог работает с постоянным составом примерно одинаковых по возрасту и подготовке учащихся в ограниченные по времени отрезки (урок).
Компетентность педагогическая — знание и опыт, дающие возможность профессионального, грамотного решения вопросов обучения и воспитания.
Комплексное обучение — изучение материала на основе межпредметного подхода, построенного по принципу выделения для изучения жизненно важных сфер деятельности или событий, представленных с разных точек зрения.
Концепция — определенный способ понимания, трактовка группы явлений, ведущий принцип анализа деятельности.
Коррекция — совершенствование деятельности, исправление ошибок; уточняющие команды в кибернетической системе на основе обратной связи с регулируемым объектом.
Личностно-ориентированное обучение — тип обучения, предполагающий воспитание учащихся как инициативных и активных, способных к творчеству субъектов деятельности; обучение, основанное на учете психологических и социально-педагогических характеристик личности.
Личность — человек как субъект общественных отношений и сознательной деятельности, член определенной человеческой общности, обладающий сознанием, самосознанием, ответственностью за свое поведение.
Мастерство педагогическое — высокий уровень овладения педагогической деятельностью, обеспечивающий ее положительные результаты.
Модуль учебный — часть курса, крупный блок учебного материала, методически проработанный и предлагаемый учащимся для самостоятельного изучения.
Мотивация учебной деятельности — внутреннее побуждение к овладению знаниями и развитию.
Мультимедиа технология (англ. тиШтеАш — многокомпонентная среда) — программы, позволяющие использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме (общение, диалог).
Навык учебный — автоматизированное действие, выполняемое без непосредственного контроля сознания.
Новаторство в образовании — создание новых образовательных систем, новых подходов и способов решения образовательных задач, т е. педагогических новшеств.
Образование — система, процесс и результат воспитания, обучения и развития личности.
Обучаемость — группа качеств личности, обеспечивающая овладение знаниями и развитие; способность к научению.
Обучение — процесс, включающий преподавание и учение, его суть — вооружение учащихся систематическими научными знаниями, приобщение к ценностям и традициям, воспитание и развитие на основе достижений отечественной и мировой культуры
Обученность — уровень овладения знаниями, умениями, навыками, способами деятельности.
Общая педагогика — наука о воспитании и педагогическом процессе, раскрывающая их общие теоретические основы и принципы организации.
Общение — личный контакт, непосредственное взаимодействие, обмен информацией через устную или письменную речь и невербальные способы передачи информации.
Отметка — качественное и количественное выражение по заданной матрице (шкале) учебной успешности школьников и студентов.
Оценка — суждение о качестве выполненной работы, об успехах и недостатках в деятельности обучающихся.
Парадигма — исходная концептуальная схема, ведущая идея, модель постановки и решения проблем.
Преподавание — обучающая, развивающая и воспитывающая деятельность педагога, включающая информирование, стимулирование, инструктирование, коррекцию и контроль.
Принципы дидактические — обязат ельные требования к содержанию и организации педагогического процесса, отражающие его внутренние закономерности и противоречия.
Проблемное обучение — обучение на основе выдвижения, поиска решения проблем и вытекающих из них задач, активизирующее интерес и мышление учащихся, способствующее развитию способностей.
Программированное обучение — обучение по программам, рассчитанным на порционную подачу учебного материала, пошаговый контроль усвоения и оперативную помощь обучающимся; особенно эффективно при использовании персональных компьютеров.
Проектирование — процесс разработки реальных или условных проектов преобразований в обучении; выступает в качестве одного из активных методов обучения.
Процесс обучения — употребляется как синоним понятия «учебный процесс», а также обозначает деятельность педагога в этом процессе (преподавание).
Развивающее обучение — обучение, в котором развитие личности не является попутным и стихийным продуктом деятельности, а служит непосредственной целью и результатом всего процесса.
Развитие личности в обучении — духовное и физическое становление человека, реализация его природных задатков на основе усвоения всех элементов культуры и социального опыта, включенных в содержание образования.
Релаксопедия — обучение в расслабленном состоянии, снимающее барьеры общения, неуверенность, боязнь неудачи.
Рефлексия — способность человека сосредоточиться на себе самом, анализировать и оценивать собственную деятельность.
Смысл личностный (А. Н. Леонтьев) — значение, которое определенное знание или событие приобретает для данного человека, преломляясь через его опыт и систему оценок.
Сознание — отражение человеком явлений внешнего мира, его собственных отношений и ценностей в виде понятий, образов, чувств.
Сообщающее (информационное) обучение — обучение, в котором информация передается в готовой, удобной для усвоения форме.
Сотрудничество в обучении — стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга.
Социально-ориентированное обучение — система обучения, ориентированная на социальные, общественно значимые цели и ценности.
Социальный заказ образованию — требование со стороны общества и государства к содержанию образования и качествам формирующейся в образовательной системе личности.
Суггестопедия — обучение, включающее значительный элемент внушения, неосознанное влияние одного человека на другого, способное вызвать изменения в психологии и поведении человека.
Тезаурус — фонд действенных знаний.
Телекоммуникационная сеть — сеть обмена и обработки информации, образованная совокупностью взаимосвязанных компьютеров и средств связи и предназначенная для коллективного использования технических и информационных ресурсов.
Тест — задания, дающие возможность быстро выявить и оценить степень развития определенных психологических качеств, а также уровень знаний, умений, навыков.
Учебник — книга для школьников и студентов, содержащая систематическое изложение учебного материала в соответствии с образовательными стандартами и программами.
Учебные программы — документ, раскрывающий тематику и содержание изучаемого предмета по каждой теме.
Учебный план — официальный документ, в котором фиксируется состав учебных предметов, изучаемых в данном типе учебных заведений, определяется количество часов по предметам, годам обучения, полугодиям (семестрам), годовая и недельная нагрузка обучающихся.
Учебный процесс — взаимодействие педагога и обучающегося, ориентированное на овладение учеником учебным материалом, приобщение его к культуре, способствующее развитию и саморазвитию воспитанника.
Экспериментирование — проверка новых идей, подходов, методик, технологий в реальных или специально создаваемых, контролируемых и нередко варьируемых условиях.
Экспертная система — программная система, использующая знания специалиста-эксперта для эффективного решения задач в узкой предметной области.
Электронные учебные пособия — издания, выполненные на электронных носителях, использующие в комплексе различные информационные технологии.
Версия: 01 |
| Стр |
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория обучения»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1.Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4.Организация учебного процесса
- Раздел 2. Содержание дисциплины
- Тематический план учебной дисциплины
- 2.2.Содержание отдельных тем учебной дисциплины
- Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины
- 3.1. Перечень вопросов для итогового контроля
- 3.2. Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория обучения»
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.5.Советы по подготовке к экзамену
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы
- Сущностные характеристики процесса обучения: закономерности, движущие силы, мотивация учения
- Отношение
- 1.3. Этапы процесса обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Принципы обучения
- 2.1. Сущность понятия «дидактический принцип»
- Система принципов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Базовые дидактические теории
- 3.1. Теория развития личности в различных образовательных системах
- 3.2. Теория целеполагания и таксономии целей образования
- Конкретизация целей
- Контрольные вопросы
- 1. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? Обоснуйте свой выбор.
- 2. О чем свидетельствует частичное совпадение целей во всех дидактических системах? Докажите свою правоту.
- Тема 4. Теория развивающего обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий.
- 4.1. Основы теории и моделей развивающего обучения
- 4.2. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и ее значение для развития личности учащегося
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности.
- 5.1. Основы теории учебной деятельности
- 5.2. Ассоциативная теория обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного и программированного обучения
- 6.1. Основные виды обучения, традиционные и новые
- 6.2. Проблемное и программированное обучение
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Единство функций обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения
- 9.1. Сущность преподавания как деятельности
- 9.2. Учение как познавательная деятельность в процессе обучения
- 9.3. Взаимодействие как сотворчество в процессе обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Сущность содержания образования
- 10.1. Понятие и сущность содержания образования
- 10.2. Источники и факторы содержания школьного образования
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, его образовательные области
- 11.1. Стандартизация образования в основной школе
- 11.2. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Методы обучения
- 13.1. Понятие о методах и приемах обучения
- 13.2. Выбор методов обучения на основе их классификации
- Классификация методов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Формы организации обучения
- 14.1. Понятие о формах организации обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- 15.1. Становление современной системы образования в России
- 15.2. Характеристика образовательных учреждений
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- 17.1. Понятие о средствах обучения
- 17.3. Сочетание средств обучения на уроке
- Контрольные вопросы
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения: компьютерное и дистантное обучение
- 18.1. Аудиовизуальные технические средства обучения
- 18.2. Информационные технологии в обучении
- Контрольные вопросы
- Материалы тестовой системы
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы и логика обучения
- Тема 2. Принципы обучения
- Тема 3. Базовые дидактические теории: теория развития личности; теория целеполагания и таксономии целей образования.
- Тема 4. Теория развивающего обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного обучения
- Тема 7. Обучение как дидактическая система целостного педагогического процесса
- Тема 8. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер учения. Сотворчество в обучении
- Тема 10. Сущность содержания образования.
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана.
- Тема 13. Методы обучения
- Тема 14. Модели (формы) организации обучения.
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения; компьютерное и дистантное обучение
- Глоссарий