logo
Теория обучения УМК

17.1. Понятие о средствах обучения

Приступая к рассмотрению средств обучения в педагогическом процессе, необходимо дать ответ на следующие вопросы: что понимается в науке под средст­вом обучения, каковы главные функции средств обучения и на каком основании они выделяются; что понимается под системой средств обучения, какие элементы входят в нее, какие нерешенные проблемы связаны с системой средств обучения?

В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «средство обучения». Одни авторы применяют его в узком смысле, имея в виду средства-инструменты, которые служат достижению общеобразовательных и воспитательных целей обучения. Другие к средствам обучения помимо материальных средств-инструментов относят интеллектуальные средства осуществления мыслительной деятельности, которые дают возможность человеку проводить опосредованное и обобщенное познание объективной действи­тельности. Третьи подразделяют средства обучения на средства учения, которыми пользуется ученик для усвоения материала и собственно средства обучения, т.е. средства, которые использует педагог для создания условий учения для ученика. Четвертые, рассматривая средства обучения в широком смысле, обозначают этим термином все содержание и весь проект обучения и собст­венно средства-инструменты обучения.

Ни в коей мере не отвергая ценности ни одного из разработан­ных подходов, попытаемся рассмотреть средства обучения как некую наиболее полную систему, различные подсистемы которой могут представлять собой тот или иной подход.

Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время дос­тигаются поставленные цели обучения. Главное дидактическое на­значение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным харак­теристикам. В обучении иностранным языкам, например, - создать иллюзию общения в иноязычной среде для быстрейшего освоения обучающимся языка [116]. П.И.Пидкасистый понимает под средст­вом обучения материальный или идеальный объект, который исполь­зован учителем и учащимися для усвоения знаний. По-видимому, та­кое определение является наиболее емким и в большей степени от­ражает современную точку зрения на средства обучения.

Можно выделить две большие группы средств обучения: сред­ство - источник информации и средство - инструмент освоения учебного материала. Тогда можно сказать, что средствами обуче­ния называются все объекты и процессы (материальные и мате­риализованные), которые служат источником учебной информа­ции и инструментами (собственно- средствами) для усвоения со­держания учебного материала, развития и воспитания учащихся.

Все средства обучения разделяются на материальные и идеаль­ные. К материальным средствам относятся учебники, учебные по­собия, дидактические материалы, книги-первоисточники, тесто­вый материал, модели, средства наглядности, технические средст­ва обучения, лабораторное оборудование.

В качестве идеальных средств обучения выступают общеприня­тые системы знаков, такие, как язык (устная речь), письмо (письменная речь), система условных обозначений различных дис­циплин (нотная грамота, математический аппарат и др.), достиже­ния культуры или произведения искусства (живопись, музыка, ли­тература), средства наглядности (схемы, рисунки, чертежи, диаграм­мы, фото и т.п.), учебные компьютерные программы, организующе-координирующая деятельность учителя, уровень его квалификации и внутренней культуры, методы и формы организации учебной дея­тельности, вся система обучения, существующая в данном образо­вательном учреждении, система общешкольных требований.

Необходимо заметить, что обучение становится эффективным в том случае, когда материальные и идеальные средства обучения используются вместе, дополняя и поддерживая друг друга. Очевид­но, что учитель не может обучать ребенка только словом, не используя наглядный материал в начальных классах и компьютеры, лабораторное и промышленное оборудование в допрофессиональной и профессиональной подготовке. В то же время большое количество средств наглядности, лабораторного оборудования и компьютеров без учителя, его обобщений, контроля и личностно­го влияния тоже не дадут высокой эффективности в освоении учебного материала. Более того, между идеальными и материаль­ными средствами обучения не существует четкой границы. Мысль или образ могут быть переведены в материальную форму.

Классификация средств обучения. Исходные положения, кото­рые служили основаниями при классификации средств обучения, были предложены В.В.Краевским. Основным звеном в системе об­разования он считает содержание. Именно оно является тем ядром, над которым надстраиваются методы, формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ре­бенка. Содержание образования определяет способ усвоения зна­ний, который требует определенного взаимодействия элементов системы и определяет состав и взаимосвязи средств обучения.

Содержание образования формируется на трех уровнях. Пер­вый и ближайший к педагогу уровень - урок. Опираясь на пред­ложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок. Он пытается наиболее полно изложить то содержание образования, которое входит в тему данного урока и объем которого более или менее равен изложенному в учебнике материалу и предлагаемому набору упражнений.

Второй уровень - учебный предмет. Содержание учебного предмета обычно формируется исходя из объема часов, выделен­ных на предмет, и социальной значимости тех разделов и блоков учебного материала, которые выбраны в качестве учебного мате­риала. Если содержание материала, предлагаемого учителем на конкретном уроке (первый уровень), в значительной степени зави­сит от субъективных факторов (системы преподавания, выбранной учителем, степени подготовлености обучающихся, квалификации учителя, ситуации, сложившейся в ходе обучения, когда возможно и вторичное прохождение материала), то содержание материала предмета в целом определяется стандартами и разрабатывается учеными научно-исследовательских институтов по заказам Миноб­разования России. Правда, учитель, работающий в школе много лет и ведущий свой предмет почти во всех классах, может дать уча­щимся значительно больше того, что заложено в стандартах.

Третий уровень - весь процесс обучения (на протяжении всех лет обучения в общеобразовательном учреждении), охватываю­щий все содержание, т.е. учебные предметы, их количество и объ­ем часов, выделенных на каждый из них. Структуру процесса обучения, количественный и качественный состав учебных предметов разрабатывают, исходя из социального заказа, потребностей об­щества и возрастных возможностей учащихся, ученые из научно-исследовательских институтов. Педагоги не принимают участие в этих разработках.

На каждом уровне содержание образования имеет свои осо­бенности, присущие только данному уровню. Но если на каждом уровне есть свое специфическое содержание, то и средства их ос­воения тоже должны иметь специфические особенности. По мере модификации содержания образования на каждом уровне изме­няются и средства обучения. Каждый уровень формирования со­держания образования неизбежно должен предполагать свои спе­цифические средства обучения.

К средствам обучения первого уровня мы относим те средства, которые учитель может использовать для организации и проведе­ния урока. К средствам обучения второго уровня относятся средст­ва, позволяющие организовать и проводить на необходимом уровне преподавание какого-либо учебного предмета. Для орга­низации всего процесса образования в целом уже недостаточно средств, используемых учителем на уроке, экскурсии, практиче­ском занятии. Недостаточно даже средств, позволяющих органи­зовать изучение отдельного предмета. Необходима уже целая сис­тема средств, определяющая изучаемые предметы, их взаимоот­ношения и взаимосвязи. Таким образом, мы имеем трехуровневую систему средств обучения.

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

На уровне урока

- языковые системы знаков, используе­мые в устной и письменной речи;

- произведения искусства и иные достижения культуры (живопись, музыка, литература);

- средства наглядности (схемы, рисун­ки, чертежи, диаграммы, фото и т.п.);

- учебные компьютерные программы по теме урока;

- организующе-координирующая дея­тельность учителя;

- уровень квалификации и внутренней культуры учителя;

- формы организации учебной деятель­ности на уроке

- отдельные тексты из учебника, пособий и книг;

- отдельные задания, упражнения, задачи из учебников, задачников, дидактических материалов;

- тестовый материал;

- средства наглядности (предметы, действующие макеты, модели);

- технические средства обучения;

- лабораторное оборудование.

Продолжение

Идеальные средства обучения

Материальные средства обучения

На уровне предмета

- система условных обозначений раз­личных дисциплин (нотная грамота, математический аппарат и др.);

- искусственная среда для накопления навыков по данному предмету (бассейн для плавания, специальная языковая среда для обучения иностранным язы­кам, создаваемая в лингафонных каби­нетах);

- учебные компьютерные программы, охватывающие весь курс обучения предмету.

- учебники и учебные пособия;

- дидактические материалы;

- методические разработки (рекомендации) по предмету;

- книги-первоисточники.

На уровне всего процесса обучения

- система обучения;

- методы обучения;

- система общешкольных требований.

- кабинеты для обучения;

- библиотеки;

- столовые, буфеты;

- медицинский кабинет;

- помещения для администрации и педагогов;

- раздевалки;

- рекреации.

С точки зрения поуровневых систем средств обучения можно объяснить и употребление термина «средства обучения» в узком и в широком смысле. Одни применяют понятие к уровню урока (в уз­ком смысле), другие к уровню всего процесса обучения (в широком смысле). Мы рассмотрим «средства обучения» на всех уровнях про­цесса обучения. Под системой средств обучения будем понимать совокупность объектов, необходимых и достаточных для усвоения содержания образования на одном каком-то уровне (уроке, дисци­плине, всего образования в целом). Каждый элемент системы пред­ставляет собой свою сложную и самостоятельную подсистему.