logo
Теория обучения УМК

2.2.Содержание отдельных тем учебной дисциплины

2.2.1. Сущность, закономерности, движущие силы и логика обучения

Определение понятия «обучение». Основные дидактические подходы: Коменский, Гербарт, Дьюи. Особенности современной дидактики. Характеристика закономерностей обучения.

Мотивы как движущие силы познавательной деятельности учащихся.

Этапы и логика процесса обучения: восприятие, осмысление, закрепление, применение.

2.2.2.Принципы обучения

Сущность понятия «дидактический принцип». Общедидактические и частно-методические принципы обучения. Источники принципов обучения.

Основные дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории и практики.

2.2.3.Базовые дидактические теории: теория развития личности; теория целеполагания и таксономии целей образования

Сущность понятия «развития личности». Соотношение развития и обучения в работах Л.С. Выготского. «Задачный» подход в организации обучения. Специфика целей обучения. Таксономия целей обучения и их соотношение с результатами обучения.

2.2.4.Теория развивающего обучения и теория поэтапного формирования умственных действий

Развивающее обучение как дидактическая система. Различные концепции развивающего обучения (Л. Занков, Д.Эльконин - В.Давыдов, З. Калмыкова и др.)

Сущность теории поэтапного формирования умственных действий (Н.Талызина – П. Гальперин).

2.2.5.Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности

Особенности теории учебной деятельности. Дедуктивно-синтетическая логика построения учебного процесса. Формирование теоретического мышления на основе обобщений.

Ассоциативная теория обучения как основа единства слова и наглядности в обучении.

2.2.6.Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного и программированного обучения

Характеристика объяснительно-иллюстративного подхода как господствующего в современной школе. Репродуктивность традиционного дидактического подхода.

Проблемное обучение (И. Лернер, М. Скаткин, М. Махмутов).

Сущность программированного подхода к обучению. Современные информационные технологии в обучении.

2.2.7.Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса

Обучение как целостная система. Обучение как составная часть педагогического процесса в единстве всех его функций.

2.2.8.Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения

Образовательная функция обучения и ее компоненты: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности. Развивающая функция обучения (развитие основных психических функций). Воспитательная функция обучения. Воспитательный потенциал различных учебных дисциплин.

2.2.9.Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения. Сотворчество в обучении

Сущность преподавания и учения. Учение как самообразование. Роль преподавания в процессе обучения. Виды деятельности учителя и учащихся в обучении. Обучение как сотворчество учителя и учащихся.

2.2.10.Сущность содержания образования

Содержание образования как педагогическая категория. Истоки и модели содержания образования. Теории содержания образования. «Культурологическая» модель содержания образования В.В. Краевского, Компоненты содержания образования.

2.2.11.Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, его образовательные области

Предназначение и структура государственного образовательного стандарта. Структура Базисного учебного плана как основного государственного нормативного документа. Учебные планы и программы. Основные образовательные области Базисного учебного плана.

2.2.12.Компоненты Базисного учебного плана

Предназначение и сущность инвариативной части Базисного учебного плана – федерального компонента.

Значение и наполнение национально-регионального компонента Базисного учебного плана.

Школьный компонент Базисного учебного плана как реализация идей вариативности школьного образования.

2.2.13. Методы обучения

Понятие «метод обучения». Источники и виды методов обучения. Обзор классификаций методов обучения.

Классификация методов обучения по источникам знаний.

Классификация методов обучения по типам познавательной деятельности.

2.2.14.Модели (формы) организации обучения

Сущность понятия «форма организации обучения». Эволюция формы организации обучения. Урок - основная форма организации обучения. Виды и структура урока, его достоинства и недостатки.

Инновационные формы организации урока.

2.2.15.Типология и многообразие образовательных учреждений

Становление современной системы образования в России конца ХХ – начала ХХI вв. Типология современных образовательных учреждений, их общая характеристика. Новые тенденции в развитии российского образования.

2.2.16.Авторские и инновационные образовательные учреждения

Характеристика педагогических инноваций. Возрождение прежних педагогических традиций и тенденции интеграции в европейское образовательное пространство.

Современная российская гимназия. Лицейское образование. Авторские и инновационные школы.

2.2.17.Средства обучения, их классификация

Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения. Использование различных средств обучения в школе. Требования к использованию средств обучения.

2.2.18.Аудиовизуальные средства обучения; компьютерное и дистантное обучение

Современное состояние использования аудиовизуальных средств обучения. Информационные технологии в образовании. Компьютерное и интернет-образование. Специфика дистантного образования.