2.2.Содержание отдельных тем учебной дисциплины
2.2.1. Сущность, закономерности, движущие силы и логика обучения
Определение понятия «обучение». Основные дидактические подходы: Коменский, Гербарт, Дьюи. Особенности современной дидактики. Характеристика закономерностей обучения.
Мотивы как движущие силы познавательной деятельности учащихся.
Этапы и логика процесса обучения: восприятие, осмысление, закрепление, применение.
2.2.2.Принципы обучения
Сущность понятия «дидактический принцип». Общедидактические и частно-методические принципы обучения. Источники принципов обучения.
Основные дидактические принципы: сознательности и активности, наглядности, систематичности и последовательности, прочности, доступности, научности, связи теории и практики.
2.2.3.Базовые дидактические теории: теория развития личности; теория целеполагания и таксономии целей образования
Сущность понятия «развития личности». Соотношение развития и обучения в работах Л.С. Выготского. «Задачный» подход в организации обучения. Специфика целей обучения. Таксономия целей обучения и их соотношение с результатами обучения.
2.2.4.Теория развивающего обучения и теория поэтапного формирования умственных действий
Развивающее обучение как дидактическая система. Различные концепции развивающего обучения (Л. Занков, Д.Эльконин - В.Давыдов, З. Калмыкова и др.)
Сущность теории поэтапного формирования умственных действий (Н.Талызина – П. Гальперин).
2.2.5.Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности
Особенности теории учебной деятельности. Дедуктивно-синтетическая логика построения учебного процесса. Формирование теоретического мышления на основе обобщений.
Ассоциативная теория обучения как основа единства слова и наглядности в обучении.
2.2.6.Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного и программированного обучения
Характеристика объяснительно-иллюстративного подхода как господствующего в современной школе. Репродуктивность традиционного дидактического подхода.
Проблемное обучение (И. Лернер, М. Скаткин, М. Махмутов).
Сущность программированного подхода к обучению. Современные информационные технологии в обучении.
2.2.7.Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса
Обучение как целостная система. Обучение как составная часть педагогического процесса в единстве всех его функций.
2.2.8.Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
Образовательная функция обучения и ее компоненты: знания, умения, навыки, опыт творческой деятельности. Развивающая функция обучения (развитие основных психических функций). Воспитательная функция обучения. Воспитательный потенциал различных учебных дисциплин.
2.2.9.Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения. Сотворчество в обучении
Сущность преподавания и учения. Учение как самообразование. Роль преподавания в процессе обучения. Виды деятельности учителя и учащихся в обучении. Обучение как сотворчество учителя и учащихся.
2.2.10.Сущность содержания образования
Содержание образования как педагогическая категория. Истоки и модели содержания образования. Теории содержания образования. «Культурологическая» модель содержания образования В.В. Краевского, Компоненты содержания образования.
2.2.11.Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, его образовательные области
Предназначение и структура государственного образовательного стандарта. Структура Базисного учебного плана как основного государственного нормативного документа. Учебные планы и программы. Основные образовательные области Базисного учебного плана.
2.2.12.Компоненты Базисного учебного плана
Предназначение и сущность инвариативной части Базисного учебного плана – федерального компонента.
Значение и наполнение национально-регионального компонента Базисного учебного плана.
Школьный компонент Базисного учебного плана как реализация идей вариативности школьного образования.
2.2.13. Методы обучения
Понятие «метод обучения». Источники и виды методов обучения. Обзор классификаций методов обучения.
Классификация методов обучения по источникам знаний.
Классификация методов обучения по типам познавательной деятельности.
2.2.14.Модели (формы) организации обучения
Сущность понятия «форма организации обучения». Эволюция формы организации обучения. Урок - основная форма организации обучения. Виды и структура урока, его достоинства и недостатки.
Инновационные формы организации урока.
2.2.15.Типология и многообразие образовательных учреждений
Становление современной системы образования в России конца ХХ – начала ХХI вв. Типология современных образовательных учреждений, их общая характеристика. Новые тенденции в развитии российского образования.
2.2.16.Авторские и инновационные образовательные учреждения
Характеристика педагогических инноваций. Возрождение прежних педагогических традиций и тенденции интеграции в европейское образовательное пространство.
Современная российская гимназия. Лицейское образование. Авторские и инновационные школы.
2.2.17.Средства обучения, их классификация
Понятие о средствах обучения. Классификация средств обучения. Использование различных средств обучения в школе. Требования к использованию средств обучения.
2.2.18.Аудиовизуальные средства обучения; компьютерное и дистантное обучение
Современное состояние использования аудиовизуальных средств обучения. Информационные технологии в образовании. Компьютерное и интернет-образование. Специфика дистантного образования.
- Рабочая программа учебной дисциплины «теория обучения»
- Раздел 1. Организационно-методический
- 1.1.Выписка из образовательного стандарта по учебной дисциплине
- 1.2. Цели и задачи дисциплины
- 1.3. Требования к уровню освоения дисциплины
- 1.4.Организация учебного процесса
- Раздел 2. Содержание дисциплины
- Тематический план учебной дисциплины
- 2.2.Содержание отдельных тем учебной дисциплины
- Раздел 3. Информационное обеспечение учебной дисциплины
- 3.1. Перечень вопросов для итогового контроля
- 3.2. Литература
- Методические рекомендации по изучению дисциплины «теория обучения»
- 1.1. Рекомендации по использованию материалов умк
- 1.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
- 1.3. Рекомендации по работе с литературой
- 1.5.Советы по подготовке к экзамену
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы
- Сущностные характеристики процесса обучения: закономерности, движущие силы, мотивация учения
- Отношение
- 1.3. Этапы процесса обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 2. Принципы обучения
- 2.1. Сущность понятия «дидактический принцип»
- Система принципов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 3. Базовые дидактические теории
- 3.1. Теория развития личности в различных образовательных системах
- 3.2. Теория целеполагания и таксономии целей образования
- Конкретизация целей
- Контрольные вопросы
- 1. Совпадают ли цели обучения во всех известных вам дидактических системах? Обоснуйте свой выбор.
- 2. О чем свидетельствует частичное совпадение целей во всех дидактических системах? Докажите свою правоту.
- Тема 4. Теория развивающего обучения. Теория поэтапного формирования умственных действий.
- 4.1. Основы теории и моделей развивающего обучения
- 4.2. Сущность теории поэтапного формирования умственных действий и ее значение для развития личности учащегося
- Контрольные вопросы
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности.
- 5.1. Основы теории учебной деятельности
- 5.2. Ассоциативная теория обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного и программированного обучения
- 6.1. Основные виды обучения, традиционные и новые
- 6.2. Проблемное и программированное обучение
- Контрольные вопросы
- Тема 7. Обучение как дидактическая система и подсистема целостного педагогического процесса
- Отдельные аспекты целостного педагогического процесса
- Контрольные вопросы
- Тема 8. Единство функций обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер обучения
- 9.1. Сущность преподавания как деятельности
- 9.2. Учение как познавательная деятельность в процессе обучения
- 9.3. Взаимодействие как сотворчество в процессе обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 10. Сущность содержания образования
- 10.1. Понятие и сущность содержания образования
- 10.2. Источники и факторы содержания школьного образования
- Контрольные вопросы
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план, его образовательные области
- 11.1. Стандартизация образования в основной школе
- 11.2. Базисный учебный план средней общеобразовательной школы
- Контрольные вопросы
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана
- Контрольные вопросы
- Тема 13. Методы обучения
- 13.1. Понятие о методах и приемах обучения
- 13.2. Выбор методов обучения на основе их классификации
- Классификация методов обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 14. Формы организации обучения
- 14.1. Понятие о формах организации обучения
- 14.2. Урок - основная форма организации обучения в школе
- 14.3. Другие формы организации обучения
- Контрольные вопросы
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- 15.1. Становление современной системы образования в России
- 15.2. Характеристика образовательных учреждений
- Контрольные вопросы
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Контрольные вопросы
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- 17.1. Понятие о средствах обучения
- 17.3. Сочетание средств обучения на уроке
- Контрольные вопросы
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения: компьютерное и дистантное обучение
- 18.1. Аудиовизуальные технические средства обучения
- 18.2. Информационные технологии в обучении
- Контрольные вопросы
- Материалы тестовой системы
- Тема 1. Сущность, закономерности, движущие силы и логика обучения
- Тема 2. Принципы обучения
- Тема 3. Базовые дидактические теории: теория развития личности; теория целеполагания и таксономии целей образования.
- Тема 4. Теория развивающего обучения и теория поэтапного формирования умственных действий.
- Тема 5. Теория учебной деятельности. Теория единства слова и наглядности
- Тема 6. Теории объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного обучения
- Тема 7. Обучение как дидактическая система целостного педагогического процесса
- Тема 8. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения
- Тема 9. Единство преподавания и учения. Двусторонний и личностный характер учения. Сотворчество в обучении
- Тема 10. Сущность содержания образования.
- Тема 11. Государственный образовательный стандарт. Базисный учебный план
- Тема 12. Компоненты Базисного учебного плана.
- Тема 13. Методы обучения
- Тема 14. Модели (формы) организации обучения.
- Тема 15. Типология и многообразие образовательных учреждений
- Тема 16. Авторские и инновационные образовательные учреждения
- Тема 17. Средства обучения, их классификация
- Тема 18. Аудиовизуальные средства обучения; компьютерное и дистантное обучение
- Глоссарий