logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

3. Основные направления формирования содержания образования в Республике Беларусь.

Системообразующим компонентом в образовательном законодательстве Республики Беларусь является закон "Об образовании", который выполняет функции основ законодательства в области образования. В нем впервые были сформулированы принципы государственной политики в образовании, которые и послужили основой для реформирования образовательной системы:

• общедоступность образования;

• светский характер образования;

• гуманистический характер образования;

• приоритет общечеловеческих ценностей;

• приоритет свободного развития личности;

• принцип воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к

правам и свободам человека, любви к окружающей среде, Родине, семье;

• принцип единства обучения и воспитания;

• принцип единства культурного и образовательного пространства;

• принцип защиты и развития национальной культуры

(национальных ценностей);

• свобода и плюрализм в образовании;

• демократический, государственно-общественный характер

управления образованием;

• автономность образовательных учреждений;

• научность (обеспечение научного характера образования);

• адаптивность и прогнозируемость системы образования;

• преемственность;

• непрерывность;

• тесная связь образования с наукой и производством,

• мировой уровень образования.

Концептуальные нормы закона "Об образовании" явились фундаментом

разработки законов для каждого из уровней образования (о высшем образовании, о среднем образовании, об общем образовании, о дополнительном образовании и т.д.). Следующим этапом стали разработка и принятие концепций и программ развития образования, т.е. обобщающих документов, регламентирующих, систематизирующих и организующих дальнейшее реформирование образования.

В "Основных направлениях развития национальной системы образования Республики Беларусь" (1999) образование названо определяющим фактором роста эффективности экономики и совершенствования правового демократического государства. Достижение цели реформирования национальной системы образования, по замыслу авторов, предполагает:

• обеспечение опережающего и адекватного реагирования системы

образования на социокультурные преобразования;

• формирование системы обучения и воспитания, отвечающей

задачам нового этапа развития общества.

В качестве основных принципов развития системы образования

Республики Беларусь были заявлены следующие:

• доступность образования;

• равенство прав граждан на получение образования;

• единство образовательных и воспитательных задач;

• обеспечение образовательных запросов личности с учетом

индивидуальных особенностей и возможностей;

• диверсификация (оптимальное разнообразие) образовательных

учреждений;

• преемственность между уровнями и ступенями образования;

• гуманизация и фундаментальность образования;

• опоры на отечественные традиции и международный опыт развития образования при проведении преобразований;

• поэтапность проведения преобразований и их корректировка с

учетом достигнутых результатов;

• участие общества в осуществлении преобразований и контроль за

их эффективностью.

Основными механизмами реализации задач развития национальной

системы образования Белоруссии явились:

• законодательное закрепление приоритетности образования;

• совершенствование системы управления;

• создание правовых, социально-экономических и материально-

технических условий его развития.

Приоритетность образования отражена в принятии закона Республики

Беларусь "Об образовании в Республике Беларусь", в разработке, подготовке и принятии законов "О высшем образовании", "О профессионально-техническом образовании", "О специальном образовании в Республике Беларусь", "О внесении изменений и дополнений в законы Республики Беларусь", а также в организации планомерной работы по подготовке нормативных актов, разработке и принятии образовательных стандартов всех уровней, создании базы нормативных документов, регламентирующих деятельность системы образования.

В целях совершенствования системы управления предполагается проведение необходимых структурных изменений республиканских и местных органов управления образованием, переориентация их деятельности на режим управления развитием инновационных процессов. Были предприняты шаги к созданию независимой государственной аттестационной службы, национальной системы мониторинга развития и контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования.

В соответствии с требованиями реформы общеобразовательной школы Республики Беларусь были изменены структура и содержание подготовки педагогических кадров. В профильных вузах созданы факультеты профессионально-педагогического образования для обеспечения профессионально-технической и средней специальной школы педагогами, а также система их переподготовки. Подготовка кадров для системы высшего образования осуществляется через магистратуру и аспирантуру, которая формируется преимущественно за счет выпускников магистратуры.

В целях материально-технического обеспечения реформирования всех звеньев системы образования, наряду с бюджетным финансированием, которое остается основным источником, привлекаются средства, полученные за счет проведения исследовательских работ, выполнения заказов различных отраслей экономики, инновационной деятельности, продажи интеллектуальной собственности и других видов деятельности.

Основными принципами модернизации высшей школы Республики Беларусь являются:

– уточнение целей высшего образования в соответствии с новыми реалиями и тенденциями;

– опережающее нормативное и методическое обеспечение реформы;

– поэтапность перехода в соответствии со спецификой подготовки специалистов определенного профиля;

– создание современной системы обеспечения качества высшего образования;

– оптимизация перечня специальностей высшей школы с учетом реальных потребностей экономики и населения;

– углубление интеграции белорусской высшей школы в мировое образовательное пространство.