logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

2. Основные подходы к формированию содержания образования.

Вопрос о содержании образования носит дискуссионный характер. Существует множество подходов к определению этого понятия и его сущности. Каждый из них по-разному определяет место и функции человека в мире и обществе: человек, личность, цель или средство, общество для него или он для общества? Этим определяется и основная направленность содержания образования гуманистическая или авторитарная.

Обобщенно можно выделить два основных подхода к содержанию образования: знаниево-ориентированный и личностно-ценностный. Первый из названных направлен к приобщению школьников к науке и производству и поэтому способствует социализации личности, вхождению ее в социум. В то же время при таком подходе знания являются самоценностью и заслоняют собой личность учащегося.

В последнее десятилетие в свете идей гуманизации образования все больше утверждается личностно-ценностный подход к выявлению сущности содержания образования (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, Б. М. Бим-Бад и др. ). В понимании этих авторов содержание образования не сводится лишь к знаниям и умениям, хотя они остаются важнейшим и исходным элементом содержания образования.

Содержание образования на всех его ступенях должно быть направлено на осуществление основной цели воспитания формирования всесторонне и гармонично развитой личности, т.е. обеспечивать и умственное развитие, и техническую, и трудовую подготовку, и физическое, и нравственное, и эстетическое воспитание.

Содержание образования должно строиться на строго научной основе, включать только твердо устоявшиеся в науке факты и теоретические положения, учебный материал должен соответствовать современному состоянию науки, способствовать формированию жизненной позиции.

Содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки, а также на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами.

В содержании образования теория должна соединяться с практикой, обучение – с производительным трудом.

Содержание образования должно соответствовать возрастным возможностям учащихся.

Общее образование в школе должно сочетаться с техническим и трудовым обучением, способствовать профессиональной ориентации учащихся. Общее образование имеет своей целью овладение основами важнейших наук о природе и обществе, развитие мировоззрения и нравственно-эстетической культуры. Техническое образование знакомит учащихся в теории и на практике с основными отраслями современного промышленного производства и формирует умения и навыки обращения с наиболее распространенными средствами труда.

Дидакты С.Г. Шаповаленко и М.Н. Скаткин считают, что в процессе технического обучения учеников необходимо ознакомить с электрификацией, механизацией, автоматизацией, химизацией, компьютеризацией производства, со способами получения новых видов материалов и технологией их обработки, с различными способами повышения производительного труда. Профессиональное образование направлено на подготовку человека к определенной профессиональной деятельности, на усвоение необходимой системы знаний и профессиональных практических навыков.

Содержание образования фиксируется в учебных планах, учебных программах, учебниках и учебных пособиях. Учебные программы могут строиться по концентрическому и линейному принципам. При концентрическом способе построения программ материал данной ступени обучения в более усложненном виде проходят на последующих ступенях обучения.

Сущность линейного способа построения учебных программ состоит в том, что материал каждой последующей ступени обучения является логическим продолжением того, что изучалось в предыдущие годы или в предыдущих учебных курсах.