logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

8. Нестандартные уроки.

Подразделение уроков на типы и виды, тем не менее, не делает полными существующие типологии. Педагогическая практика представляет богатую палитру нестандартных форм проведения уроков. В качестве примеров подобных типологий, подразделяющих уроки по форме их проведения, можно привести следующие типы уроков:

1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.

2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.

3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урокблок, урок "дублер начинает действовать" и т.д.

4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: прессконференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, "живая газета", устный журнал и т.д.

5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.

6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественнокультурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.

7. Уроки, опирающиеся на фантазию: уроксказка, уроксюрприз т.д.

8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: "следствие ведут знатоки", спектакль, "брейн-ринг", диспут и т.д.

9. Интегрированные уроки.

10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.

В качестве примеров другого подхода к определению форм проведения уроков можно привести такие блоки однотипных уроков:

1. Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок сочинение, урок творческий отчет и т.д.

2. Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок общественный смотр знаний, урок диспут, урок диалог и т.д.

3. Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.

4. Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок бенефис, урок исторический обзор, урок портрет и т.д.

5. Театрализованные уроки: урок спектакль, урок воспоминаний, урок суд, урок аукцион и т.д.

6. Игровые уроки: урок деловая игра, урок ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок соревнование, урок путешествие и т. д.

7. Вспомогательные уроки: урок тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.

Сопоставление различных типологий уроков позволяет отметить определенную тенденцию стремление более полно охватить современные формы организации урока. Вместе с тем созданные в последнее время типологии нуждаются в регулярном пополнении, уточнении и переработке. И за всей информацией об этом учитель должен постоянно следить и хорошо в ней разбираться. К тому же в практике обучения конструирование учителем систем уроков, как правило, не укладывается в рамки какой-то одно типологии. При этом приходится решать и проблемы, связанные с выбором или компоновкой той или иной системы уроков. Существенную помощь здесь может оказать знание специфики строения совокупности уроков, в которых аккумулируются наиболее характерные конструктивные элементы остальных уроков.