logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

3. Понятие «гражданское воспитание», его цель и сущность. Структура гражданственности.

Гражданское воспитание нельзя отрывать от других направлений и форм воспитательной деятельности и тем более противопоставлять им. Предметный подход к гражданскому воспитанию означает использование воспитательного потенциала в преподавании социально-гуманитарных дисциплин в ряду других школьных дисциплин – граждановедение, обществознание, экономика и др. Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Гражданское воспитание – интегрированное по своей природе понятие, так как оно не может быть локализовано в какой-нибудь одной сфере деятельности человека. При определении его особенностей надо отдельно сказать, что задача воспитания социально ответственного гражданина решается средствами гражданско-правового образования уже учащихся начальных классов. Важнейшая цель последнего – социализация детей путём приобретения ими адекватных гражданских знаний и умений, в тои числе давать моральную оценку явлениям в обществе, истории, культуре и т. д. Поэтому одна из задач гражданского воспитания - помочь сформироваться личности, готовой к полноценному участию в экономической, социальной, политической и духовной жизни общества.

Структура гражданственности: чувство личного достоинства, развитость исторической памяти, патриотических чувств, национального самосознания, дисциплинированность, уважение других граждан, добросовестное отношение к своим обязанностям.

В понимании структуры гражданственности следует делать акцент на том, что ее интегративный характер выражается единством сознания, чувства и поведения человека как гражданина. Общей основой в ее выступают «патриотизм» и «общественная активность личности», что соответствует духовной основе человека и подтверждает важность деятельной сущности развития этого качества личности. Системно-структурный анализ позволяет в содержании компонентов гражданственности выделить специфические особенности, обусловленные социальной ролью личности:

- когнитивная готовность (зрелость гражданских убеждений; широта и адекватность знаний, представлений об истории, действительности и перспективах Отечества, нации, государства, учебная и исследовательская компетентность; правая грамотность);

- духовно-нравственная готовность ( значимость гражданских ценностей и ценностей, связанных с гражданственностью, в общей системе ценностей человека; развитие гражданского самосознания; наличие гражданской идеологии);

- мотивация на активное гражданское самопроявление (стремление к активному участию в жизни общества; осознанное отношение к выполнению своего гражданского долга; поведение, связанное с сознательным проявлением гражданской позиции, патриотизма, национальных и интернациональных чувств);

- чувственно-эмоциональная готовность (проявление сформированного чувства собственного достоинства, любви к Родине, патриотических, национальных и интернациональных чувств, отношение к Родине, проявляющееся не только в высказываниях и суждениях оценочного характера, но и в поступках, компетентность социального выбора);

- активность личности в различных сферах жизнедеятельности общества (в выполнении гражданских и профессиональных обязанностей, их сознательное выполнение, компетентность социального действия; соблюдение правовых, моральных и социальных норм поведения).