logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

4. Психолого-педагогические особенности воспитания и развития младших школьников (6-10 лет), подростков (11-14 лет). Индивидуальные и возрастные особенности воспитанников в ранней юности (14-18 лет).

При выявлении особенностей учащихся разных возрастных групп и фиксации определенного периода детства учитываются следующие показатели:

– анатомические характеристики;

– особенности протекания физиологических процессов;

– качественные изменения роста;

– развитие психики;

– развитие эмоционально-волевой и действенно-практической сфер;

– степень духовно-нравственной зрелости.

Младший школьник (от 7 до 10 лет) – это начало общественного бытия человека как субъекта деятельности, в данном случае учебной. Ребенок психологически готов к школьному обучению прежде всего объективно, т. е. он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Субъективная психологическая готовность выражается в стремлении и желании учиться в школе.

Готовность ребенка к школе определяется целым рядом факторов:

– общее физическое развитие (нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции и др. показатели);

– владение достаточным объемом знаний (в основном это чувственный опыт представления, некоторые элементарные понятия и ряд фактологических сведений общего характера);

– владение бытовыми навыками самообслуживания, культуры поведения, общения, элементарного труда;

– владение связной, грамматической и фонетической правильной речью;

– предпосылки овладения письмом (развитие мелкой мускулатуры кисти руки и пальцев);

– умение сотрудничества;

– сформированность желания учиться, интерес к знаниям.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умением решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя – является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе. В младшем школьном возрасте формируются такие частные виды деятельности, как письмо, чтение, работа на компьютере, изобразительная деятельность, начало конструкторско-композиционной деятельности. Основой учебной деятельности становится слияние, связывание усваиваемого общественного опыта с собственным маленьким личным опытом, накопленным ребенком за 5–7–10 лет жизни, и обогащение этого опыта в процессе учения. Такое понимание учебной деятельности характеризует ее как познавательную.

Сущность подросткового возраста (от 10 до 15 лет) состоит в том, что подросток, созревший для более активного социального положения, начинает бороться за это положение, ломая старые к нему отношения, сложившиеся еще в пору его детства. Важнейшим институтом социализации становятся общества сверстников и средства массовой коммуникации. Расширяется жизненный мир личности и круг ее общения. Для психики подростка характерны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем больше различия между миром детства и миром взрослости. В отрицательном варианте развития у ребенка появляется чувство неполноценности, которое первоначально зарождается из сознания своей некомпетентности, неуспешности в решении каких-то конкретных задач, чаще всего связанных с учением, а затем переносится на личность в целом. В этом возрасте закладывается отношение к труду.

Центральным биологическим процессом переходного возраста является половое созревание. В физиологии этот процесс условно разделяется на три фазы:

1) препубертатный (подготовительный этап);

2) пубертатный период, в течении которого осуществляются основные процессы полового созревания;

3) постпубертатный период, когда организм достигает полной биологической зрелости.

Подростковому возрасту соответствует именно пубертатный период. Все процессы протекают крайне неравномерно и неодновременно, причем эта гетерохронность проявляется как на межиндивидуальном уровне, так и на внутрииндивидуальном. Пубертатный период – одна из критических стадий в развитии организма, когда происходит преобразование системы центральных звеньев, присущей первому периоду, в новую систему, необходимую для последующего периода развития. Это повышает восприимчивость организма к действию разнообразных внешних факторов и, следовательно, снижает его сопротивляемость к ним.

Многое зависит и от самосознания. Один, осознав свою физическую слабость, пассивно смиряется с ней и начинает испытывать гнетущее чувство неполноценности. Другой компенсирует недостаток достижениями в иной сфере (в учебе). Третий пытается исправить сам физический недостаток усилением занятиями спорта. Выбор этих вариантов во многом зависит от позиции взрослых.

Подростковый, отроческий возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания, параллельно которому достигают в основном зрелости и другие биологические системы организма. В социальном плане подростковая фаза – это продолжение первичной социализации. Практически все подростки этого возраста школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей деятельностью остается учеба. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Психологически этот возраст крайне противоречив. Для него характерны максимальные диспропорции в уровне и темпах развития, обусловленные в значительной мере биологически. Важнейшее новообразование возраста – чувство взрослости, представляющее собой главным образом новый уровень притязаний, предвосхищающий будущее положение, которого подросток еще не достиг. Отсюда – типичные возрастные конфликты и их преломление в самосознании подростка. В целом, это период завершения детства и начала "вырастания" из него.

Слово "юность" обозначает фазу переходного от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности, полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Психология юношеского возраста тесно связана с проблемой "отцов и детей", преемственности и конфликта поколений. Главные институты социализации личности юношества не складываются в единую иерархию, что существенно повышает автономию личности от каждого из них в отдельности; родительская семья, школа, общества сверстников, средства массовой коммуникации.

Ранняя юность (от 14–15 – до 18 лет) – в буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью. Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача многочисленных "доделок" и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости.

Подавляющее большинство юношей и девушек еще учащиеся, их участие в производительном труде зачастую рассматривается не только и не столько с точки зрения его экономической эффективности, сколько в воспитательном плане. Работающая молодежь имеет особый юридический статус и пользуется целым рядом льгот. Главная социальная задача этого периода – выбор профессии. Общее образование и тип учебного заведения неизбежно дифференцируют жизненные пути старшеклассников со всеми вытекающими отсюда социально-педагогическими последствиями.

Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Но оно вызывает и много тревожных, драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское "Я" еще неопределенно, расплывчато, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда возрастает потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении.

Поскольку наружность – важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям нужно знать, какие аспекты ее чаще всего вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта): рост, кожа, избыточный вес, увеличение грудных желез у мальчиков.

Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Это в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативности и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:

– родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;

– власть используется лишь в меру необходимости;

– в ребенке ценится как послушание, так и независимость;

– родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;

– он прислушивается к мнениям ребенка, но не исходит только из его желаний.

Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитетности или либеральности всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными, вызывают протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям до него нет дела. Кроме того, незаинтересованные пассивные родители не могут быть предметом для подражания, а другие влияния часто не могут восполнить этот пробел.

Те же трудности, что и родители, переживают учителя.

Лидирующую роль в досуговой деятельности занимает музыка, хуже обстоит дело с театральной культурой, посещением музеев, выставок и чтением. Снижение интенсивности и качества юношеского чтения - большая социальная и человеческая потеря. В общем объеме чтения старшеклассников русская классика занимает всего 4–5%.

Юность – решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки.