logo
Лекции по педагогике (Лозицкий В

4. Понятие о мировоззрении. Сущность мировоззрения и его внутренняя структура.

Термин мировоззрение вошел в употребление в конце XVIII в. и впервые стал использоваться представителями немецкой классической философии. В русском языке в качестве его синонимов долгое время выступали слова миросозерцание, мировосприятие, мироощущение. Как правило, это были представления о некоем обобщенном и высшем знании, обладание которым делает человека мудрым, учит его правильно жить и согласовывать свое поведение и деятельность с непреходящими идеями и законами, господствующими в мире.

В философской энциклопедии данное понятие трактуется так: "Мировоззрение - это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей".

Раскрывая сущность мировоззрения, ученые обычно оперируют такими категориями, как знания, взгляды, убеждения и идеалы личности, в которых выражается ее отношение к явлениям и событиям окружающей действительности и которые определяют ее жизненную позицию. В этом смысле под мировоззрением следует понимать специфическую форму сознания человека, включающего в себя обобщенную систему его знаний, взглядов, убеждений и идеалов, в которых выражается его отношение к развитию природы, и общества и которые определяют его гражданско-патриотическую и нравственно-эстетическую позицию и поведение в различных сферах жизни и деятельности.

Приведенное определение сущности мировоззрения позволяет выделить в его структуре следующие компоненты: а) всю совокупность знаний человека; б) его взгляды; в) убеждения; г) идеалы. В свою очередь указанные компоненты мировоззрения можно разделить на две группы: объективные (знания) и субъективные (взгляды, убеждения и идеалы).

Какую же роль они выполняют в структуре мировоззрения?

Знания как объективный компонент мировоззрения представляют собой систему истин, имеющих форму описательно-констатирующего суждения личности. Они связаны с осмыслением и пониманием объективной основы природных и общественных явлений и в этом составе могут одинаково пониматься любым человеком, как, например, законы наследственности, описание исторических событий и т.д. Знания в структуре мировоззрения являются достаточно подвижным компонентом, поскольку они могут изменяться, совершенствоваться и т.д.

Чтобы знания способствовали развитию мировоззрения, они должны приобрести для человека субъективный смысл, т.е. перейти в его взгляды и убеждения.

Взгляд есть мнение, субъективный вывод человека, который связан с объяснением тех или иных природных и общественных явлений и определением своего отношения к этим явлениям или событиям.

Более устойчивый и действенный компонент мировоззрения - убеждения человека. Под убеждением следует понимать совокупность глубоко осмысленных и эмоционально пережитых идей, относящихся к идеологии, политике, нравственности или искусству, которые определяют прочность жизненных ориентации (позиций) личности, характер и направленность ее деятельности а поведения. Убеждение - это то, что человек глубоко осмыслил и эмоционально пережил и что он готов отстаивать и защищать в любых условиях.

Органическим компонентом мировоззрения являются идеалы личности. Психолог С.Л.Рубинштейн писал: "Идеал представляет собой не то, чем человек на самом деле является, а то, чем он хотел бы быть, не то, каков он в действительности, а то, каким он желал бы быть". Иначе говоря, идеал человека - это мысленно-эмоциональное предвосхищение того, каким он хочет и стремится стать.